Прогресс как ценность

 
Код статьиS013216250000175-5-1
DOI10.31857/S013216250000175-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Название журналаСоциологические исследования
Выпуск
Страницы24-29
Аннотация

Статья посвящена идее прогресса, которая рассматривается как основание перехода от предсоциологического мышления к социологическому, как стимул зарождения социологической науки, который, выполнив свою миссию, утрачивает изначальную неприкосновенность. Проблема ценности прогресса, с одной стороны, является аксиологической предпосылкой рождения и институционализации социологии как науки и не подвергается сомнению на ранних этапах развития социологического знания, а с другой стороны - становится предметом критического осмысления и анализа в более поздних социологических концепциях.

Ключевые словааксиологические предпосылки социологии, ценностные приоритеты, философия социологии, ценности в социологии, прогресс, традиция, обесценивание традиции
Получено02.08.2018
Дата публикации22.08.2018
Кол-во символов16365
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 «Как и почему возможно существование общества?» - этот вопрос социолог ХХ в. Дж. Тернер предложил в работе «Структура социологической теории» рассматривать в качестве отправной точки происхождения социологического знания. Обращаясь к Т. Гоббсу, впервые заговорившему о государстве как об искусственном теле, он уточнил этот вопрос: «Как можно создать и сохранить хотя бы какое-то подобие социального порядка и организации?» [Тернер, 1985: 27]. Здесь важно обратить внимание на то, что вопрос ставится не просто о сохранении социального порядка, но и о его создании. Необходимость в социологическом знании появилась в эпоху разрушения традиционного общества именно потому, что встал вопрос о построении научно-обоснованного социального знания, о создании рационально-сконструированного социального организма. Ранняя социология несла в себе весомый элемент утопизма, и эта утопичность оказалась «следствием пафосного разрыва с традиционными ценностями и вообще отказа от ценности традиции как таковой» [Кудрина, 2010, 2014: 38]. Понятие «социология» уже само в себе несло ценностную окраску и заведомо означало антирелигиозное и антиметафизическое обществознание. В этой ситуации новая самоопределившаяся наука социология становилась ближе к естествознанию. Ранняя социология отчасти закрепила своим появлением (и распространением в ее рамках реализма, а затем номиналистической методологии) раздробленность общества, расщепление социального опыта на фрагменты, отделение ценности научно-технического прогресса от нравственного развития, от культуры. Рациональная воля приходит на место традиции, в которой известный немецкий номиналист М. Вебер усматривал лишь некую привычку, автоматизм действий: «Чисто традиционное действие, подобно чистому реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу…» [Вебер, 1990: 628]. Вебер вообще предложил вывести традиционное за рамки социального и оставить там в качестве предмета рассмотрения только осмысленное: ««Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл» [Вебер, 1990: 603]. Хотя, конечно, следует заметить, что в дальнейшем социологи подчеркивали относительный характер понятия рационального действия. «Обе попытки – вызвать дождь с помощью ритуального танца или же посыпание облаков йодистым серебром – являются рациональными действиями с субъективных точек зрения индейцев Хопи или современного метеоролога, но обе они рассматривались бы как нерациональные метеорологом 20 лет назад», к тому же «процесс действия, который является абсолютно рациональным с точки зрения действующего, может казаться нерациональным для партнера или наблюдателя и наоборот», – писал А. Шюц, рассматривавший рациональное действие в динамичной феноменологической перспективе [Шюц, 2004: 30].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1945

Оценка читателей: голосов 0

1. Адорно Т, Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. И., СПб.: Медиум. Ювента, 1997.

2. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ, под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. XXV. Ленинград, 1983.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991: 71-238.

6. Кудрина С.А. Пафос научности и утопизм. Вестник социально-политических наук. 2015. № 14. С. 118-121.

7. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 38-44.

8. Кудрина С.А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 37-47.

9. Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994.

10. Поппер К.Р. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.

11. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1. М.: Прогресс, 1992.

12. Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990.

13. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.

14. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.

15. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: «Владимир Даль», 2002.

16. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Мысль, 1990.

17. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх