Progress as a value

 
PIIS013216250000175-5-1
DOI10.31857/S013216250000175-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: P.G. Demidov Yaroslavl State University
Address: Russian Federation,Yaroslavl
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
Edition
Pages24-29
Abstract

The article is devoted to the idea of progress as an axiological background of the emergence and institutionalization of sociology as such. Initially sociology was absolutely separated from ontology due to denial of metaphysics and dissemination of Enlightenment values. That is why in the very beginning the idea of progress was supposed to be beyond criticism. On the other hand, later it was turned into a subject of critical analysis. The idea of progress is considered as an axiological base of the transition from prescientific social thinking to sociological rationality. It was an incentive for scientists to found sociology. Then that idea lost its stable position after the mission.

Keywordsaxiological premises of sociology, axiological priorities, value priorities, philosophy of sociology, values in sociology, progress, tradition, devaluation of tradition
Received02.08.2018
Publication date22.08.2018
Number of characters16365
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 «Как и почему возможно существование общества?» - этот вопрос социолог ХХ в. Дж. Тернер предложил в работе «Структура социологической теории» рассматривать в качестве отправной точки происхождения социологического знания. Обращаясь к Т. Гоббсу, впервые заговорившему о государстве как об искусственном теле, он уточнил этот вопрос: «Как можно создать и сохранить хотя бы какое-то подобие социального порядка и организации?» [Тернер, 1985: 27]. Здесь важно обратить внимание на то, что вопрос ставится не просто о сохранении социального порядка, но и о его создании. Необходимость в социологическом знании появилась в эпоху разрушения традиционного общества именно потому, что встал вопрос о построении научно-обоснованного социального знания, о создании рационально-сконструированного социального организма. Ранняя социология несла в себе весомый элемент утопизма, и эта утопичность оказалась «следствием пафосного разрыва с традиционными ценностями и вообще отказа от ценности традиции как таковой» [Кудрина, 2010, 2014: 38]. Понятие «социология» уже само в себе несло ценностную окраску и заведомо означало антирелигиозное и антиметафизическое обществознание. В этой ситуации новая самоопределившаяся наука социология становилась ближе к естествознанию. Ранняя социология отчасти закрепила своим появлением (и распространением в ее рамках реализма, а затем номиналистической методологии) раздробленность общества, расщепление социального опыта на фрагменты, отделение ценности научно-технического прогресса от нравственного развития, от культуры. Рациональная воля приходит на место традиции, в которой известный немецкий номиналист М. Вебер усматривал лишь некую привычку, автоматизм действий: «Чисто традиционное действие, подобно чистому реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу…» [Вебер, 1990: 628]. Вебер вообще предложил вывести традиционное за рамки социального и оставить там в качестве предмета рассмотрения только осмысленное: ««Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл» [Вебер, 1990: 603]. Хотя, конечно, следует заметить, что в дальнейшем социологи подчеркивали относительный характер понятия рационального действия. «Обе попытки – вызвать дождь с помощью ритуального танца или же посыпание облаков йодистым серебром – являются рациональными действиями с субъективных точек зрения индейцев Хопи или современного метеоролога, но обе они рассматривались бы как нерациональные метеорологом 20 лет назад», к тому же «процесс действия, который является абсолютно рациональным с точки зрения действующего, может казаться нерациональным для партнера или наблюдателя и наоборот», – писал А. Шюц, рассматривавший рациональное действие в динамичной феноменологической перспективе [Шюц, 2004: 30].

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 1942

Readers community rating: votes 0

1. Adorno T, Horkheimer M. (1997) Dialectics of Enlightenment. Philosophical Fragments. Moscow, St. Petersburg: Medium. Juventa. (In Russ.)

2. Bauman Z. (2005) Individualized Society. Moscow: Logos. (In Russ.)

3. Dostoevsky F.M. (1983) Complete Works in Thirty Volumes. Vol. XXV. Leningrad. (In Russ.)

4. Durkheim E. (1991) On the Division of Social Labor. Method of Sociology. Moscow: 71-238. (In Russ.)

5. Kudrina S.A. (2015) Pathos of Scientific and Utopianism. Vestnik sotsial'no-politicheskikh nauk [Bulletin of So¬cial and Political Sciences]. No. 14: 118-121. (In Russ.)

6. Kudrina S.A. (2014) Valuable Grounds for the Emergence of Sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 3: 38-44. (In Russ.)

7. Kudrina S.A. (2010) Value Priorities and Their Ontological Bases. Sotciologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 1: 37-47.

8. Modern Western Sociology. (1990) Moscow: Politizdat. (In Russ.)

9. Platon (1994) Collected Works. In 4 vol. Vol. 3. Moscow: Mysl'. (In Russ.)

10. Popper K.R. (1993) Poverty of Historicism. Moscow: Progress. (In Russ.)

11. Popper K.R. (1992) Open Society and its Enemies. T. 1. Moscow: Progress. (In Russ.)

12. Soloviev V.S. (1990) Compositions. In 2 vol. Vol. 2. Moscow: Mysl'. (In Russ.)

13. Turner J. (1985) Structure of the Sociological Theory. Moscow: Progress. (In Russ.)

14. Tonnis F. (2002) Community and Society. Basic Concepts of Pure Sociology. St. Petersburg. (In Russ.)

15. Shatsky E. (1990) Utopia and Tradition. Moscow: Progress. (In Russ.)

16. Schutz A. (2004) Favorites: The World, Luminous Sense. Moscow: ROSSPEN. (In Russ.)

17. Weber M. (1990) Selected Works. Moscow: Progress. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up