Настроение другого начала в работе Хайдеггера «Вклад в философию События»

 
Код статьиS004287440006057-7-1
DOI10.31857/S004287440006057-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы189-199
Аннотация

Статья посвящена анализу непереведенного на русский язык произведения Хайдеггера «Вклад в философию События», созданного в 1936–38 гг. и опубликованного в 1989 г. В 2019 г. исполняется 30 лет со времени публикации этой работы, целью которой для Хайдеггера была подготовка перехода от метафизики, или первого начала, к другому началу, бытийно-историческому мышлению. В статье предпринята попытка выявить скрытую взаимосвязь между настроением сдержанности (основным настроением другого начала) и ницшеанской воли к власти. Поскольку Ницше, в прочтении Хайдеггера, завершитель метафизики, хайдеггеровская мысль во многом является ответом на идеи Ницше. В статье рассматривается ницшевская интерпретация воли как аффекта, страсти и чувства и хайдеггеровская интерпретация настроения сдержанности как «воли».

Ключевые словаХайдеггер, Ницше, бытие, другое начало, настроение сдержанности, воля к власти, «большой стиль»
Получено08.09.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов34902
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

«Вклад в философию События»: композиционные и стилистические особенности

2 В 2019 г. исполняется 30 лет публикации работы Хайдеггера «Вклад в философию События» [Heidegger 1898], созданной в 1936–38 гг. и опубликованной в 1989 г. Написанная «в стол», не на публику, эта книга стилистически одна из сложнейших у Хайдеггера. Это Хайдеггер, говорящий «без оглядки», вернее, позволяющий сказаться через себя тому, что хочет себя сказать [Vallega-Neu 2003, 3, 115]. Язык этой книги «тёмен» и непривычен от своей простоты и для простоты. Сказать «то же самое» каким-то более привычным языком – длиннее, сложнее или вовсе невозможно. (Почему никогда не удаются попытки пересказать Хайдеггера? Именно поэтому). Хайдеггер то ли топчется на месте (в книге много повторов), то ли идет семимильными шагами, иногда в каждом слове содержится так много, что пробела между словами и строчками недостаточно, чтобы сделать вдох. Ждать, что Хайдеггер «развернет» эти слова в дефиницию – бесполезно и смешно. Их развернет пространство хода мысли, они развернутся по ходу.
3 Здесь нет привычного линейного развертывания, книга представляет собой собрание фрагментов разной длины, объединенных в восемь частей (1. Взгляд вперед. 2. Отклик. 3. Сопровождение. 4. Скачок. 5. Обоснование. 6. Настающие. 7. Последний Бог.) [Бибихин 2009, 496]. Фрагменты связаны между собой не столько последовательно-линейно, сколько принадлежностью общему пространству. Основные темы повторяют себя, словно один и тот же огонь вспыхивает в разных точках этого пространства. Хайдеггер называет строение этой работы фугой (Fuge) [Heidegger 1989, 59]. Так, в фуге тема (музыкальная) звучит то в одном голосе, то в другом, в разных звуковысотных позициях, в разных «местах» звуковысотного пространства. Немецкое слово Fuge значит «сочленение, стык», в данном случае – это состыкованность, взаимосвязь разбираемых в книге тем. Эта взаимосвязь не статична, а динамична, как музыкальная форма. В фуге тема являет себя, когда ее приносит течение музыкального времени; у Хайдеггера главная тема (бытие как Событие) появляется, когда ее приносит ход мысли.
4 Это непривычный «непедагогический» Хайдеггер, большая часть произведений которого – лекционные курсы, в которых он терпеливо и медленно ведет слушателей. Или это другая педагогика? Так бросают в воду, чтобы научить плавать – и Хайдеггер бросает в безопорность другого начала, лишая всех привычных ориентиров и опор.
5

Первое начало и другое начало

6 Задача работы «Вклад в философию События» – подготовить переход от метафизики, или первого начала, к другому началу. И подготовка перехода состоит «…не в предоставлении предварительных сведений, из которых потом раскроются собственно познания, но подготовка здесь значит: проложить путь, поставить на путь, в сущностном смысле – настроить» [Heidegger 1989, 86]. Переход совершается по пути, прокладываемому самим переходом в пространстве, открываемом самим путем.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1472

Оценка читателей: голосов 0

1. Bibikhin, Vladimir V. (2009) Early Heidegger, Institut filiosofii, teologii i istorii svyatogo Fomi, Moscow (In Russian).

2. Bibikhin, Vladimir V. (2002) The language of philosophy, Yaziki slavyanskoi kulturi, Moscow (In Russian).

3. Bibikhin, Vladimir V. The last seminars, http://bibikhin.ru/poslednie_seminari (In Russian).

4. Junger, Ernst (1930) Total mobilization,/ https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/170776-ernst-yunger-totalnaya-mobilizatsiya.html (Russian Translation 2002).

5. Poeggeler, Otto (1983) Der Denkweg Martin HeideggerТs, Neske, Pfullingen.

6. Vallega-Neu, Daniela. HeideggerТs Contributions to philosophy: an introduction. http://bookre.org/reader?file=663204

Система Orphus

Загрузка...
Вверх