Rhythm of Russian Trochaic Pentameter in the 20th Century

 
PIIS241377150015628-3-1
DOI10.31857/S241377150015628-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 80 Issue 3
Pages101-115
Abstract

The article is devoted to the study of the rhythm of the Russian trochaic pentameter of the 20th century. There has been formed a corpus of trochaic pentameter of more than 353 000 lines. The distribution of frequencies of all rhythmic forms of a corpus of trochaic pentameter was obtained. It was shown that the stress profile of a corpus did not depend on the belonging of the strings to different clauses. It was revealed that compositions of trochaic pentameter belonged to 19 dif-ferent types of the stress profile. Distribution of different types of stress profiles for the corpuses of 120 authors was ob-tained.

Keywordstrochaic pentameter, rhythmical word, stress profile, clause, rhythmical forms
Received27.06.2021
Publication date27.06.2021
Number of characters35727
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Работа посвящена ритмике русского 5-стопного хорея (далее – Х5) XX века и состоит из четырех разделов. В первом разделе приводится определение Х5 и сведения о формировании корпуса стихов для анализа ритмики. Получено распределение всех частот ритмических форм корпуса 5-стопного хорея. Показано, что профиль ударности корпуса не зависит (однороден) от принадлежности строк к различной клаузуле. Во втором разделе показано, что профиль ударности Х5 бывает 19 различных типов. Получено распределение профилей ударности по 19 типам для более чем 15 тысяч произведений корпуса Х5. Приведены примеры принадлежности произведений различным профилям. В третьем разделе получено распределение различных типов профилей ударности для корпусов Х5 120 авторов. В четвертом разделе приводится сводка основных результатов.
2 Несколько слов о работах предшественников. По-видимому, первой работой, посвященной ритмике Х5, была [1, с. 54–60]. В четырнадцатом параграфе монографии [2, с. 269–291] приводятся данные о профилях ударности и примеры ритмических форм отдельных авторов XIX века. В монографии [3, с. 108–111] приведены результаты подсчета профилей ударности Х5 авторов первой половины ХХ века, при этом общее количество обработанных строк не превышает 26 тысяч. В задачу настоящей работы не входит критический анализ предшествующих работ. Заметим лишь, что выдвигаемые в указанных работах гипотезы практически нигде не проверяются.
3 1.
4 В стиховедении текст разбивается на ритмические слова, и расстановка акцентов следует акцентам ритмических слов. При определении ритмического слова будем следовать статистике I [4, с. 122], в которой разделение на ритмические слова лишь изредка отличается от расчленения на “графическиеˮ слова, требуемого принятой орфографией, причем всегда в сторону укрупнения. В частности, считаем одним ритмическим словом сложные слова, имеющие кроме основного побочное ударение. Аналогично, одним ритмическим словом считаются сочетания слогов с ударением на предлоге при переносе ударения.
5 Ударения делятся на: а) безусловно значимые, б) потенциально значимые, в) незначимые. В соответствии с этим ритмические слова делятся на: 1) безусловно самостоятельные 2) потенциально самостоятельные, 3) несамостоятельные. К безусловно самостоятельным словам принадлежат существительные, прилагательные, не вспомогательные глаголы и не местоименные наречия. К потенциально самостоятельным словам принадлежат местоимения (личные, притяжательные, возвратные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределенные), местоименные наречия, вспомогательные глаголы, односложные числительные, междометия. К несамостоятельным словам принадлежат предлоги, союзы и частицы. При разметке ударений принимаем, как и в работах [5, с. 77]; [6, с. 91], что максимальная длина потенциально самостоятельного и несамостоятельного слова ограничена соответственно 3 и 2 слогами.

Number of purchasers: 0, views: 37

Readers community rating: votes 0

1. Astakhova, A. Iz istorii i ritmiki horeya [From the History and Rhythm of Trochaic]. Vremennik otdela slovesnykh iskusstv [Proceedings of the Department of Verbal Arts]. Leningrad, Асadеmiа Publ., 1926, pp. 54–66. (In Russ.)

2. Taranovskiy, K.F. Russkie dvuslozhnye razmery. Statii o stikhe [Russian Two-Syllable Sizes. Arti-cles about Verse]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kultury Publ., 2010. 552 p. (In Russ.)

3. Gasparov, M.L. Sovremenny russki stikh. Metrika i ritmika [Contemporary Russian Verse. Metrics and Rhythm]. Moscow. Nauka Publ., 1974. 488 p. (In Russ.)

4. Kolmogorov, A.N., Prokhorov, A.V. Model ritmicheskogo stroeniya russkoj rechi, prisposoblenna-ya k izucheniyu metriki russkogo klassicheskogo stiha [Model of the Rhythmic Structure of Russian Speech, Adapted to the Study of the Metrics of Russian Classical Verse]. Russkoe stikhoslozhenie. Traditsii i problemy razvitiya [Russian Versification. Traditions and Development Problems]. Mos-cow. Nauka Publ., 1985, pp. 113–134. (In Russ.)

5. Neshcheretov, I.I. Ritmika 6-stopnogo russkogo yamba v XX stoletii [Rhythm of Russian Iambic Hexameter in the 20th Century]. Slavyanskiy stikh. Stikhovedenie, yazyk, smysl. T. 9 [Slavic Verse. Poetry, Language, Meaning]. Moscow. Rukopisnye pamyatniki drevney Rusi Publ., 2012, pp. 76–83. (In Russ.)

6. Neshcheretov, I.I. Ritmika 6-stopnogo russkogo yamba ot Lomonosova i Trediakovskogo po nasto-yashchee vremya [Rhythm of Russian Iambic Hexameter from Lomonosov and Trediakovsky to pre-sent]. Trudy Instituta russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. Vyp. 11 [Proceedings of the V.V. Vinogradov Russian Language Institute of the Russian Academy of sciences. Iss. 11]. Moscow. Slavyanskiy stikh, 2017, pp. 89–121. (In Russ.)

7. Kolmogorov, A.N., Prokhorov, A.V. Statisticheskie metody issledovaniya ritma stihotvornoj rechi. Opyt rascheta i sravneniya modelej ritma [Statistical Methods for Studying of the Rhythm of Poetic Speech. Experience in Calculating and Comparing Rhythm Patterns]. Kolmogorov, A.N. Trudy po stikhovedeniyu [Works on Poetry]. Moscow. Izd. MTSNMO Publ., 2015. 256 p. (In Russ.)

8. Kobzar, A.I. Prikladnaya matematicheskaya statistika. Dlya inzhenerov i nauchnykh rabotnikov [Applied Mathematical Statistics. For Engineers and Scientists]. Moscow. Fizmatlit Publ., 2006. 816 p. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up