Ритмика 5-стопного русского хорея в XX веке

 
Код статьиS241377150015628-3-1
DOI10.31857/S241377150015628-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 80 Номер 3
Страницы101-115
Аннотация

Работа посвящена исследованию ритмики русского пятистопного хорея XX века. Сформирован корпус 5-стопного хорея, включающий более 353 тысяч строк. Получено распределение частот всех ритмических форм корпуса. Показано, что профиль ударности корпуса не зависит от принадлежности строк к различной клаузуле. Выявлено, что произведения корпуса 5-стопного хорея принадлежат к 19 различным типам профилей ударности. Получено распределение различных типов профилей ударности для корпусов 120 авторов.

Ключевые слова5-стопный хорей, клаузула, ритмическое слово, ритмическая форма, профиль ударности
Получено27.06.2021
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов35727
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Работа посвящена ритмике русского 5-стопного хорея (далее – Х5) XX века и состоит из четырех разделов. В первом разделе приводится определение Х5 и сведения о формировании корпуса стихов для анализа ритмики. Получено распределение всех частот ритмических форм корпуса 5-стопного хорея. Показано, что профиль ударности корпуса не зависит (однороден) от принадлежности строк к различной клаузуле. Во втором разделе показано, что профиль ударности Х5 бывает 19 различных типов. Получено распределение профилей ударности по 19 типам для более чем 15 тысяч произведений корпуса Х5. Приведены примеры принадлежности произведений различным профилям. В третьем разделе получено распределение различных типов профилей ударности для корпусов Х5 120 авторов. В четвертом разделе приводится сводка основных результатов.
2 Несколько слов о работах предшественников. По-видимому, первой работой, посвященной ритмике Х5, была [1, с. 54–60]. В четырнадцатом параграфе монографии [2, с. 269–291] приводятся данные о профилях ударности и примеры ритмических форм отдельных авторов XIX века. В монографии [3, с. 108–111] приведены результаты подсчета профилей ударности Х5 авторов первой половины ХХ века, при этом общее количество обработанных строк не превышает 26 тысяч. В задачу настоящей работы не входит критический анализ предшествующих работ. Заметим лишь, что выдвигаемые в указанных работах гипотезы практически нигде не проверяются.
3 1.
4 В стиховедении текст разбивается на ритмические слова, и расстановка акцентов следует акцентам ритмических слов. При определении ритмического слова будем следовать статистике I [4, с. 122], в которой разделение на ритмические слова лишь изредка отличается от расчленения на “графическиеˮ слова, требуемого принятой орфографией, причем всегда в сторону укрупнения. В частности, считаем одним ритмическим словом сложные слова, имеющие кроме основного побочное ударение. Аналогично, одним ритмическим словом считаются сочетания слогов с ударением на предлоге при переносе ударения.
5 Ударения делятся на: а) безусловно значимые, б) потенциально значимые, в) незначимые. В соответствии с этим ритмические слова делятся на: 1) безусловно самостоятельные 2) потенциально самостоятельные, 3) несамостоятельные. К безусловно самостоятельным словам принадлежат существительные, прилагательные, не вспомогательные глаголы и не местоименные наречия. К потенциально самостоятельным словам принадлежат местоимения (личные, притяжательные, возвратные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределенные), местоименные наречия, вспомогательные глаголы, односложные числительные, междометия. К несамостоятельным словам принадлежат предлоги, союзы и частицы. При разметке ударений принимаем, как и в работах [5, с. 77]; [6, с. 91], что максимальная длина потенциально самостоятельного и несамостоятельного слова ограничена соответственно 3 и 2 слогами.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 208

Оценка читателей: голосов 0

1. Астахова А.[М.]. Из истории и ритмики хорея // Временник отдела словесных искусств. I. Государственный институт истории искусств. Ленинград: Асadеmiа, 1926. С. 54–66.

2. Тарановский К.Ф. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе. М.: Языки славянской культуры, 2010. 552 с.

3. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. 488 с.

4. Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. Модель ритмического строения русской речи, приспособленная к изучению метрики русского классического стиха // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.: Наука, 1985. С. 113–134.

5. Нещеретов И.И. Ритмика 6-стопного русского ямба в XX столетии // Славянский стих. Стиховедение, язык, смысл. Т.9. М.: Рукописные памятники древней Руси. 2012. C. 76–83.

6. Нещеретов И.И. Ритмика 6-стопного русского ямба от Ломоносова и Тредиаковского по настоящее время // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 11. Славянский стих, М., 2017. С. 89–121.

7. Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. Статистические методы исследования ритма стихотворной речи. Опыт расчета и сравнения моделей ритма // А.Н. Колмогоров. Труды по стиховедению.. М.: Изд. МЦНМО, 2015. 256 с.

8. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М.: Физматлит, 2006. 816 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх