Semiotics and myths of the ancient Slavs in the work of Vyacheslav Vsevolodovich Ivanov (in memoriam of the scholar)

 
PIIS0869544X0000941-8-1
DOI10.31857/S0869544X0000941-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Chief Researcher, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences
Professor of Higher School of Economics
Journal nameSlavianovedenie
Edition
Pages91-96
Abstract

The essay characterises the role of Vyacheslav Vs. Ivanov in investigating Slavic mythology, and methods of reconstruction of its structure. Special attention is paid to the introduction of the methods of structural typology in the exploration of the Slavic tradition.

KeywordsSlavic mythology, Balto-Slavic community, structure of the text.
Publication date15.10.2018
Number of characters14696
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Обращение к славянским древностям и даже истокам славянства свойственны славистике как дисциплине, стремящейся определить свои границы. В отношении истоков и доисторической древности эти границы были трудно определимы, особенно когда речь идет о прародине славян и праславянском языке. Для археологов со времен Нидерле была очевидна сложность выделения праславянской культуры из общности «варварских» культур античной эпохи и римского мира к северу от Дуная. В отечественной лингвистике со времен А.А. Шахматова эта общность интерпретировалась как обширная балто-славянская: учитывалось родство славянских и балтских языков. Полемика вокруг степени этого родства и исторических связей славян и балтов продолжается в современной науке (см. работу Вяч. Вс. Иванова о начале этнической истории славян [1. С. 214–215]), но продуктивность сравнительно-исторического анализа этих языков для реконструкции истории и культуры балтов и славян в тот период, когда «внешние» письменные источники были скудны, безусловна. Пионерами в области этой реконструкции балто-славянской культуры стали Вяч. Вс. Иванов и В.Н. Топоров.

2

В 1958 г. В.В. Иванов выступил со статьей, посвященной самому известному персонажу архаической славянской культуры, Перуну, и этимологии имени Перуна в сравнении с именем балтийского громовника [2]. Первая книга соавторов – Иванова и Топорова – «Славянские языковые моделирующие семиотические системы» (М., 1965) основывалась еще преимущественно на славянском материале. Сложное название одновременно «скрывало» содержание книги, посвященной реконструкции древней славянской религиозной системы, и было вызывающим: семиотика и «моделирующие системы» не принимались официозной наукой, не мыслившей никакого моделирования вне производственных отношений и борьбы классов. 

3

Тем временем в мировой исторической науке наметился «лингвистический поворот» – историки обратились к стремлению понимать язык своих источников и процессы культурной коммуникации, объединяющие людей разных социальных страт и общностей. Участником и инициатором этого процесса в отечественной исторической науке был А.Я. Гуревич, подвергшийся гонениям за структурализм и отсутствие приверженности ортодоксальному марксизму. Но «процесс пошел», сформировалась тартуско-московская семиотическая школа и в контексте этого процесса следует рассматривать очередную книгу Иванова и Топорова, носившую более понятное для «массового читателя» название «Исследования в области славянских древностей» (М., 1974). 

4

Официозной советской науке чужды были не только лингвистические методы анализа источников – чужда была (и считалась рискованной) проблематика разнообразных «моделирующих систем», особенно религиозных. Это касалось и славян, и России (проблематика не только дохристианских верований, но и церковной истории была не в чести): исключением была разве что опубликованная в годы оттепели (1957 г.) книга С.А. Токарева «Религиозные верования восточнославянских народов XIX–начала ХХ века», но она не углублялась в славянскую древность и основывалась на данных этнографии.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 1921

Readers community rating: votes 0

1. Ivanov V.V. Dialektnye chleneniya slavyanskoj yazykovoj obschnosti i edinstvo drevnego slavyanskogo yazykovogo mira (v svyazi s problemoj ehtnicheskogo samosoznaniya)// Razvitie ehtnicheskogo samosoznaniya slavyanskikh narodov v ehpokhu rannego Srednevekov'ya / Otv. red. V.D. Korolyuk. M., 1982.

2. Ivanov V.V. K ehtimologii baltijskogo i slavyanskogo nazvanij boga groma // Voprosy slavyanskogo yazykoznaniya. M., 1958. Vyp. 8.

3. Petrukhin V.Ya. Yarila // Slavyanskie drevnosti. Ehtnolingvisticheskij slovar' / Pod red. N.I. Tolstogo. M., 2012. T. 5. S. 637.

4. Rybakov B.A. Yazychestvo drevnikh slavyan. M., 1981.

5. Puhvel J. Comparative mythology. Baltimore, London, 1989.

6. Gejshtor A. Mifologiya slavyan / Per. s pol'sk. A.M. Shpirta. M., 2014.

7. Ivanov V.V. Zametki o tipologicheskom i sravnitel'no-istoricheskom issledovanii rimskoj i indoevropejskoj mifologii// Trudy po znakovym sistemam. Tartu, 1969. Vyp. IV.

8. Mikhajlov N. Istoriya slavyanskoj mifologii v KhKh veke / Pod red. S.M. Tolstoj i V.Ya Petrukhina. M., 2017.

Система Orphus

Loading...
Up