Mama Francisca: Ethnic-Cultural Memory in the Cuban Cult of Spiritual Dolls

 
PIIS086954150008764-0-1
DOI10.31857/S086954150008764-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages132-152
Abstract

The article discusses the cult of spiritual dolls which is an integral part of Cuban spiritism. It describes ceremonies of making a Mama Francisca doll, explains its place in the spiritual pantheon, and its connection to religious and magical traditions of Palo and Ocha. Drawing on my own field research and an array of ethnographic data, I argue that spiritual dolls play an important part in preserving the ethnic-cultural memory in the context of ethnic and religious diversity in Cuba. I further examine connections between spiritual and magical practices of peoples from Central Africa and Afro-Сubans. The tradition of espiritismo cruzado itself may be seen as the bridge between different religious traditions existing in the island.

KeywordsCuba, Congo, Afro-Cuban culture, Yoruba, spiritualism, dolls, santeria, nkisi, palo, lukumi
Received30.03.2020
Publication date31.03.2020
Number of characters49748
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Кубинский спиритизм и религиозная пограничность. Спиритизм на Кубе привлек исследовательское внимание еще в бытность своего формирования, в конце XIX – начале XX в. (Ortiz 1914, 1919). Позднее Л. Кабрера рассматривала кубинский спиритизм в контексте сложной этнорелигиозной композиции Кубы (Cabrera 1977, 1986, 2018). Однако куда более пристально исследователи в XX в. изучали афрогенные культы Кубы, такие как оча (сантерия), пало, тайное общество Абакуа, а не собственно спиритизм, связанный с названными традициями. Долгое время кубинский спиритизм не удостаивался серьезных монографий; это положение изменилось лишь в 1990-е годы (Millet 1996), а уже в XXI в. появились труды, посвященные различным направлениям кубинского спиритизма, его истории и философии (Dodson 2008; Almanza Tojeiro 2012; Espirito Santo 2015).
2 Кубинский спиритизм, будучи явлением сложным, гибким и восприимчивым к социокультурным изменениям, представляет насыщенное и перспективное поле для исследований. Опыт этнографического изучения Кубы (деятельность Л. Кабреры и ее продолжателей) показывает, насколько востребованы в дальнейшем могут быть описания сложной афро-кубинской обрядности, сделанные в ходе включенного наблюдения. Исходя из этого, рассказывая о спиритизме крусадо (espiritismo cruzado – смешанный или скрещенный спиритизм), кажется уместным предложить в данной статье и описание обряда, зафиксированного автором статьи в Гаване в июне 2019 г.
3 Обычно исследователи выделяют несколько основных направлений кубинского спиритизма. Кроме названного спиритизма крусадо, это спиритизм де кордон (espiritismo de сordon – спиритизм цепи или духовного круга, кордона), спиритизм стола, или научный спиритизм (espiritismo de mesa o científico), и спиритизм милосердия (espiritismo de caridad) (Dodson 2008: 127). Иногда к спиритизму относят также муэртеризм (muertéra bembé de sao), который, однако, может рассматриваться и как отдельная от спиритизма религиозно-магическая традиция (Там же: 128). Стоит отметить, что сами практики зачастую не акцентируют внимание на названиях той или иной спиритической традиции, которые используют общие или смежные понятия. Так, кордон это в первую очередь практика espiritismo de сordon, когда участники сеанса образуют ритуальную цепочку, но это также и круг духов-покровителей. Также все спириты Кубы в той или иной мере ссылаются на работы Алана Кардека (1804–1869).
4 В то же время термин крусадо, обозначающий смешанность или скрещенность ряда традиций, применяется не только в отношении спиритизма: к примеру, те ответвления или религиозные общины пало (традиция, развивающая наследие бантуязычных рабов, вывезенных преимущественно из Конго и Анголы), которые охотно впитывают элементы католицизма, оча (традиция, имеющая истоки в Нигерии) и спиритизма, тоже могут рассматриваться как пало крусадо (Ochoa 2010: 145). Традиция пало, известная и как пало монте (palo monte), имеет три основных (традиционных) направления: пало майомбе (palo mayombe), пало брийюмба (palo brillumba) и пало кимбиса (palo kimbisa), причем два последних особенно подвержены влиянию спиритизма. Практику спиритизма, общую для приверженцев оча и пало, практику, в которой помимо обычных для спиритизма молитв и обращений, составленных Кардеком, наличествуют африканские по происхождению, пришедшие из конголезской или нигерийской культуры элементы, и называют спиритизмом крусадо. Другие формы кубинского спиритизма в значительно меньшей степени смешаны с африканским наследием или вовсе дистанцируются от него, ориентируясь на собственно кардецианство (систему Кардека в “чистом” виде), христианство, европейский оккультизм, представления об экстрасенсорике и т.п.

Number of purchasers: 1, views: 1325

Readers community rating: votes 0

1. PMA 2013 – Polevye materialy avtora. Ehkspeditsiya v g. Gavana, Kuba. Dekabr' 2013 g. (tetrad' 1).

2. PMA 2019 – Polevye materialy avtora. Ehkspeditsiya v g. Gavana, Kuba. Iyun' 2019 g. (tetradi 1, 2).

3. Almanza Tojeiro V.J. La práctica del espiritismo en una región histórica de Cuba: La sociedad espiritista en la provincia de Villa Clara. Saarbrücken: Editorial Académica Española, 2012.

4. Apter A., Derby L. (eds.) Activating the Past: History and Memory in the Black Atlantic World. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2010.

5. Baumann H. Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Völker. Berlin: Dietrich Reimer, 1936.

6. Bettelheim J. Caribbean Espiritismo (Spiritist) Altars: The Indian and the Congo // The Art Bulletin. 2005. Vol. 87 (2). P. 312–330. https://doi.org/10.1080/00043079.2005.10786241

7. Bolívar Aróstegui N. Los Orishas en Cuba. La Habana: Institutio cubano del libro editorial José Martí, 2017.

8. Bolívar Aróstegui N., González Díaz de Villegas C., del Río Bolívar N. Ta Makuende Yaya y las Reglas de Palo Monte: Mayombe, Brillumba, Kimbisa, Shamalongo. La Habana: Editorial José Julián Martí, 2013.

9. Cabrera L. Francisco y Francisca: chascarrillos de negros viejos. Miami: Peninsular Printing, 1976.

10. Cabrera L. La Regla Kimbisa del Santo Cristo del Buen Viaje. Miami: Ediciones Universal, 1977.

11. Cabrera L. Reglas de Congo: Palo Monte Mayombe. Miami: Ediciones Universal, 1986.

12. Cabrera L. El Monte. La Habana: Editorial Letras Cubanas, 2018.

13. Canizares R. Cuban Santeria. Walking with in The Night. Vermont: Destiny Books; Rochester, VT, 1999.

14. Dodson J. E. Sacred Spaces and Religious Traditions in Oriente Cuba. New Mexico: University of New Mexico Press, 2008.

15. Espirito Santo D. Observaciónes sobre la relación entre la “cosmo-lógica” y la construcción de la persona en el espiritismo cubano // Ateliers d’anthropologie. 2013. Num. 38. P. 1–23. https://doi.org/10.4000/ateliers.9368

16. Espirito Santo D. Developing the Dead. Miami: University Press of Florida, 2015.

17. Espirito Santo D. The Ontogeny of Dolls: Materiality, Affect, and Self in Afro-Cuban Espiritismo // Material Religion. The Journal of Objects, Art and Belief. 2019. Vol. 15. P. 269–292. https://doi.org/10.1080/17432200.2019.1603067

18. Fabelo T.D. Diccionario de la lengua conga residual en Cuba. Santiago de Cuba: Departamento de Publicaciones, Casa del Caribe, 1998.

19. Gill J.R., Rainwater C.W., Adams Bradley J. Santeria and Palo Mayombe: Skulls, Mercury, and Artifacts // Journal of Forensic Sciences. 2009. Vol. 54 (6). P. 1458–1462. https://doi.org/10.1111/j.1556-4029.2009.01172.x

20. Jacobson-Widding A. Red-White-Black as a Mode of Thought: A Study of Triadic Classification by Colours in the Ritual Symbolism and Cognitive Thought of the Peoples of the Lower Congo. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1979.

21. Kerestetzi K. Making a Nganga, Begetting a God: Materiality and Belief in the Afro-Cuban Religion of Palo Monte // Ricerche di storia sociale e religiosa. 2015. No. 87. P. 145–173.

22. MacGaffey W. Art and Healing of the Bakongo. Bloomington: Indiana University Press, 1991.

23. Martínez-Ruiz B. Mambo Comes from the Soul // Call and Response, Journeys in African Art / Ed. S. Adams at al. New Haven: Yale University Art Gallery, 2000. P. 79–120.

24. Millet J. El espiritismo variantes cubanas. Santiago de Cuba: Editorial Oriente, 1996.

25. Ochoa T.R. Society of the Dead: Quita Manaquita and Palo Praise in Cuba. Berkely: University of California Press, 2010.

26. Ortiz F. La filosofía penal de los espiritistas // Revista Bimestre Cubana. 1914. Vol. 10 (1). P. 1–5.

27. Ortiz F. Las fases de la evolución religiosa // Revista Bimestre Cubana. 1919. Vol. 14 (2). P. 65–80.

28. Pérez E. Spiritist Mediumship as Historical Mediation: African-American Pasts, Black Ancestral Presence, and Afro-Cuban Religions // Journal of Religion in Africa. 2001. No. 4. P. 330–65. https://doi.org/10.1163/157006611X604760

29. Ramírez Castro L.C. Cordones espirituales, cordones de identidad: la misa de investigación en el espiritismo cruzao en Cali (Colombia) // Chungara. Revista de Antropología Chilena. 2017. Vol. 49 (1). P. 133–142. http://dx.doi.org/10.4067/S0717-73562017005000009

30. Snyder T. L. Suicide, Slavery, and Memory in North America // The Journal of American History. 2010. Vol. 97 (1). R. 39–62. https://doi.org/10.2307/jahist/97.1.39

31. Winburn A. Afro-Cuban Ritual Use of Human Remains: Medicolegal Considerations // Journal of Forensic Identification. 2017. Vol. 67 (1). P. 1–30.

32. Winburn A. P., Schoff S. K., Warren M. W. Assemblages of the Dead: Interpreting the Biocultural and Taphonomic Signature of Afro-Cuban Palo Practice in Florida // Journal of African Diaspora Archaeology and Heritage. 2016. Vol. 5 (1). P. 1–37 https://doi.org/10.1080/21619441.2016.1138760

Система Orphus

Loading...
Up