Храм Св. Саввы в Белграде: репликация константинопольской Софии в эпоху мировых катаклизмов

 
Код статьиS0869544X0016682-3-1
DOI10.31857/S0869544X0016682-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой Новой и новейшей истории
Аффилиация: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Нижний Новгород, Россия
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 5
Страницы67-78
Аннотация

Создание мемориального храма св. Саввы в Белграде (от выдвижения замысла до окончания работ) заняло около полутора столетий. А выбор константинопольской св. Софии в качестве архитектурной модели стал результатом доминирующих тенденций в изобретении национальной традиции и сплетения ряда общественно-политических обстоятельств межвоенного периода. Наряду с константами мифологических структур, определивших замысел храма, значимые разрывы на пути вызревания и реализации проекта существенно меняли вектор его мемориального послания. В конечном счете оно оказалось перенаправлено прежде всего на сам храм.

Ключевые словаСербия, историческая политика, неовизантизм, святосаввье
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 19-09-00163
Получено10.09.2021
Дата публикации11.12.2021
Кол-во символов30038
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Храм св. Саввы (ок. 1169–1236) на Врачаре в Белграде был задуман в конце XIX в. как памятник главному сербскому святому, чьи мощи – этот объективированный символ национальной церкви – были уничтожены турками тремя столетиями ранее, предположительно, на том самом месте. Символика акции увековечивания памяти о св. Савве очевидным образом вписывается в мифологические структуры, повествующие о смерти и воскресении, утрате и чудесном обретении, жертве и последующем торжестве. При этом соединение в одном сюжете мотивов, столь значимых для интеграции человеческих сообществ (мертвое тело или могила основоположника – правителя, святого, наставника, кощунственное святотатство врагов данной общности, пепельное рассеивание, компенсированное сооружением каменной твердыни) делает его необыкновенно важным, задавая стержень монументального повествования о святости многовековой борьбы за национальную свободу1. При сохранении основных констант в этом рассказе обращают на себя внимание значимые лакуны в процессе вызревания и реализации замысла строительства, что вело к неминуемой трансформации облика и мемориального значения памятника в новом историческом контексте. 1. В целом о становлении и развитии культа св. Саввы и его соотнесенности с «политическими функциями мертвого тела» в национальной интеграции см. [9. Р. 47–53].
2 Первые предложения увековечить память о св. Савве, создав в его честь монумент, возникли сразу по завершении Великого восточного кризиса в 1878 г., в результате которого Сербия была признана независимым государством. По инициативе профессора белградской духовной семинарии Николы Ружичича (впоследствии нишского епископа Никанора) была предпринята попытка учредить соответствующий комитет и организовать сбор средств на сооружение памятника, которая тогда не осуществилась2. Дальнейшие внутриполитические события и сербо-болгарская война 1885 г. на некоторое время сместили проект на периферию общественного внимания. 2. Ружичић Н. Свети Сава у 1879. години: у корист подизања видљивог споменика Светом Сави, првом архиепископу српском. Београд, 1879.
3 Идея памятника главному сербскому святому вновь возродилась с приближением трехсотлетия со дня варварского уничтожения его мощей на фоне споров вокруг датировки (1594 или 1595 г.) этого события [5]. В конце концов церковные власти в Белграде решили отметить юбилей в 1895 г., в связи с чем был образован временный комитет из числа именитых горожан во главе с белградским митрополитом Михаилом. Комитет занялся организацией строительства скромной церкви св. Саввы, окончание которого было приурочено к запланированным торжествам (освящена 27 апреля 1895 г.). Затем комитет был преобразован в Общество по возведению храма св. Саввы, причем его деятельность санкционировалась особым решением Министерства просвещения и церковных дел. Замысел состоял в возведении величественного храма на Врачаре. Главный комитет Общества занимался планомерным сбором средств и приобретением у частных владельцев участка под строительство. Неоднозначность ситуации состояла в том, что район Белграда, где предполагалось установить величественный национальный храм, назывался Энглезовац (Английский), поскольку его обустройством ранее занимался шотландский предприниматель и филантроп Ф. Маккензи. Общество вынуждено было выкупать землю у его наследников [6. С. 160–162]. В 1900 г. решением Скупщины и указом короля Александра Обреновича проект был объявлен общенародной стройкой.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 428

Оценка читателей: голосов 0

1. Игњатовић А. Испред византијског пурпура: визуелизација нације на Другом византолошком конгресу у Београду 1927. године // Зборник Матице српске за ликовну уметност. 2018. Бр. 46. С. 127–140.

2. Јанковић М.Д. Патријарх српски Герман, у животу и борби за Спомен-храм. Београд; Крагуjевац: Калениħ, 2001. 747 с.

3. Јовановић М. Српско црквено градитељство и сликарство новијег доба. Београд; Крагујевац: Калениħ, 1982. 253 с.

4. Кадијевић А.Ђ. Света Софија у Цариграду као узор српских архитеката новијег доба // Зограф. 2019. Бр. 43. С. 215–230.

5. Миловановић М., Имширагић А. Спаљивање Светог Саве Српског (прилог методологији историјског датовања) // Митолошки зборник. Рача, 2019. Бр. 42. С. 59–90.

6. Палаирет М. Човек коjи jе изградио Енглезовац – Франсис Макензи у Београду (1876–1895) // Историjски часопис. 1992. Београд, 1994. Бр. XXXIX. С. 137–164.

7. Пилиповиħ Р. Узроци и разлози преврата у Русији 1917. у српској црквеној публицистици 20-их година 20. века // Србија и руска револуција 1917. Нове теме и изазови. Тематски зборник радова. Београд: Čigoja štampa, 2017. С. 165–180.

8. Церанић M. Неовизантијски елементи у архитектури храма Св. Саве на Врачару // Ниш и Византиjа. Ниш, 2005. Бр. 3. С. 397–412.

9. Aleksov B. Nationalism in Construction: The Memorial Church of St. Sava on Vračar Hill in Belgrade // Balkanologie. 2003. Vol. VII. № 2. P. 47–72.

10. Buchenau K. Pravoslavlje und Svetosavlje: Nationales und Universales in der serbischen Orthodoxie // Nationalisierung der Religion und Säkularisierung der Nation im östlichen Europa / Hrsg. M. von Schulze Wessel. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2006. P. 203–232.

11. Falina M. Svetosavlje. A Case Study in the Nationalization of Religion // Swiss Journal of Religious and Cultural History. 2007. Vol. 101. P. 505–527.

12. Ignjatović A. U srpsko-vizantijskom kaleidoskopu. Arhitektura, nacionalizam i imperijalna imaginacija, 1878–1941. Beograd: Orion art i Univerzitet u Beogradu - Arhitektonski fakultet, 2016. 845 s.

13. Ignjatović A. Translatio Imperii Revisited in the Balkans: Interpretation of Serbian Past and Imperial Imagination, 1878–1941 // Renovatio, Inventio, Absentia Imperii: From the Roman Empire to Contemporary Imperialism / Eds. W. Bracke et al.. Brussels; Rome, 2018. P. 191–215.

14. Pantelić B. The last Byzantines: perceptions of identity, culture, and heritage in Serbia // Nationalities Papers. 2016. Vol. 44. № 3. P. 430–455.

15. Vesić I., Peno V. Stepping out of the «enclave»: public activities of the Serbian Orthodox Church and the quest to regain social authority in the 1980s // Istrażivanja. 2020. Vol. 31. P. 254–278.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Владимира Путина дочекало више од 120.000 људи код Храма Светог Саве // Политика. 17.01.2019. URL: http://www.politika.rs/scc/clanak/420557/Putin-u-Hramu-Svetog-Save#! (дата обращения: 15.01.2021).

Выставка конкурсных работ на проект оформления внутреннего убранства мемориального храма святого Саввы в Белграде // Российская Академия художеств. [Официальный сайт]. URL: https://rah.ru/konkursy/detail.php?ID=29327 (дата обращения: 15.01.2021).

«Градња изражава стање свести народа». Интервју проф. др Војислава Миловановића, протонеимара храма // НИН. 12.09.2002. Перепечатано на портале: Спомен-храм Светог Саве на Врачару. URL: http://www.hramsvetogsave.com/Hram/ser/Arhiva/Publikacije/2002-1.htm (дата обращения: 15.01.2021).

Освеħење темеља велелепног храма Св. Саве // Гласник. Службени лист српске православне патриjаршиjе. 1939. Бр. 10–11. С. 245–257.

Пешић Б. Спомен-храм Светог Саве на Врачару у Београду 1895–1988. Београд, 1988.

Ружичић Н. Свети Сава у 1879. години: у корист подизања видљивог споменика Светом Сави, првом архиепископу српском. Београд, 1879.

Стевановић Д. Ризница под земљом // Политика. 24.01.2009. URL: www.politika.rs/scc/clanak/71652/Ризница-под-земљом (дата обращения: 15.01.2021).

Anastasov D. Intervju Jovan Atanacković: Hram naših pobeda i iskušenja // Ekspres. 29.06.2019. URL: https://www.ekspres.net/scena/intervju-jovan-atanackovic-hram-nasih-pobeda-i-iskusenja (дата обращения: 15.01.2021).

Vlahović B. Srbi su Rusima narod najbliżi // Novosti. 15.11.2004. URL: https://www.novosti.rs/vesti/naslovna/aktuelno.69.html:163848-SRBI-SU-RUSIMA-NAROD-NAJBLIZI (дата обращения: 15.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх