Молдавско-российские исторические связи (В. И. Цвиркун. Памятники молдавско-российских исторических связей на территории Молдовы. М. – СПб., 2019)

 
Код статьиS013038640009161-5-1
DOI10.31857/S013038640009161-5
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва В. И. Цвиркун. ПАМЯТНИКИ МОЛДАВСКО-РОССИЙСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МОЛДОВЫ. М. - СПб.: Нестор-История, 2019, 200 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт культурного наследия Министерства образования, культуры и исследований Республики Молдова
Адрес: Республика Молдова, Кишинев
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 3
Страницы211-213
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено07.04.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов10636
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Видный молдавский историк, доктор исторических наук, профессор Виктор Иванович Цвиркун посвятил несколько десятилетий изучению многосторонних российско-молдавских связей в разные века. Особенно известны его работы, реконструирующие биографию господаря Дмитрия Кантемира (1673— 1723), не только крупного восточноевропейского мыслителя и ученого-энциклопедиста начала XVIII в., но и российского государственного деятеля, соратника Петра Великого.
2 Объясняя во введении к своей новой книге мотивы обращения к изучению памятников молдавско-российских исторических связей на территории его родной страны, В. И. Цвиркун отмечает, что после распада СССР в молдавской историографии превалирует тенденция к умалению и искажению позитивной роли российского влияния на развитие края, к сознательному вытеснению этого фактора из национальной исторической памяти.
3 Римский поэт Публий Овидий Назон писал: «Событие прошло, памятники остаются». На территории Молдавии еще начиная с конца XVIII в. были воздвигнуты различные монументы, прославлявшие русский народ и его сынов, так или иначе внесших свой вклад в развитие «сией пустынной страны». К сожалению, из-за частой смены политических режимов часть этих памятников была уничтожена и предана забвению. Книга В. И. Цвиркуна призвана не только вернуть утраченную память об этих монументах, но и систематизировать объекты исторического и культурного наследия, сохранившиеся на территории современной Республики Молдова. Автор делит их на несколько групп.
4 После присоединения Бессарабии к Российской империи в 1812 г. прежде всего следует говорить о монументах духовно-религиозной культуры. Автор называет их «памятниками духовного единства», ведь именно общность православной веры объединяла русский и молдавский народы. Церкви, возведенные в Бессарабии после присоединения края к Российской империи в 1812 г., олицетворяют происходившее в XIX в. расширение пространства русской культуры. Причем инициаторами строительства новых храмов зачастую выступали именно прихожане. Только во времена, когда во главе православной церкви Бессарабии стоял выдающийся церковный деятель митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бэнулеску-Бодони), скончавшийся в 1821 г., в крае было воздвигнуто 189 новых церквей. В. И. Цвиркун особо выделяет из них «визитную карточку» Кишинева — кафедральный комплекс, состоящий из Собора Рождества Христова и башни-арки. По документам генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии М. С. Воронцов лично ходатайствовал перед императором Николаем I о высочайшем одобрении постройки соборного храма в Кишиневе. Стараниями того же Воронцова к работе над проектом храма был привлечен известный российский архитектор Авраам Мельников, им же был приглашен художник Иван Ковшаров, росписывавший одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор. Освящение кишиневского собора состоялось уже в 1836 г. В связи со строительством кафедрального комплекса стоит упомянуть тогдашнего бессарабского военного губернатора П. И. Федорова. Именно он рекомендовал тогда еще молодого архитектора Луку Заушкевича в качестве проектировщика башни-арки под большой колокол (Святых Врат). Кроме того, Федоров купил в Одессе и подарил Кишиневу часы, которые в 1842 г. разместили на арке. В. И. Цвиркун подробно рассматривает судьбу храма вплоть до его закрытия в советское время и превращения его в центральный выставочный зал Министерства культуры МССР. На рубеже 1980—1990-х годов храм был возвращен митрополии Кишиневской и всея Молдовы, и огромную роль в его реставрации сыграл митрополит Владимир (Кантарян), проявивший, по мнению автора, в этом деле «организаторский талант, молитвенное служение и крепость веры». Что же касается триумфальной арки, то установленные на ней к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне мемориальные доски с именами Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за освобождение Молдавии, в начале 1990-х были разрушены националистами; та же печальная судьба постигла и гранитные плиты с указанием армий, дивизий и полков, освобождавших республику. Хватит ли у молдавской государственной элиты политической воли восстановить их, покажет время. Удалось же восстановить в 2016 г. по решению правительства «Памятник трем мученикам» (военному священнику поэту Алексею Матеевичу, публицисту и адвокату Симеону Мурафе и меценату Андрею Ходороже), разрушенный в советские времена.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 494

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх