The Temple of Saint Sava: The Replication of Constantinople's Hagia Sophia in the Era of World Cataclysms

 
PIIS0869544X0016682-3-1
DOI10.31857/S0869544X0016682-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: the Head of the Chair of Modern and Contemporary History
Affiliation: Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
Address: Nizhny Novgorod, Russian Federation
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 5
Pages67-78
Abstract

The creation of The Temple of Saint Sava in Belgrade (from the presentation of the idea to the completion of the work) took about one and a half centuries. The decision to choose Constantinople's Hagia Sophia as the architectural model was the result of the dominant tendencies in the invention of the national tradition and the interweaving of a number of socio-political circumstances of the interwar period. Along with the constants of mythological structures that determined the design of the Temple, significant gaps in the way of maturation and implementation of the project significantly changed the vector of its memorial message.

KeywordsSerbia, politics of history, neo-Byzantineism, Svetosavlje.
AcknowledgmentThe work was carried out with the financial support of the RFBR. Project No. 19-09-00163
Received10.09.2021
Publication date11.12.2021
Number of characters30038
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Храм св. Саввы (ок. 1169–1236) на Врачаре в Белграде был задуман в конце XIX в. как памятник главному сербскому святому, чьи мощи – этот объективированный символ национальной церкви – были уничтожены турками тремя столетиями ранее, предположительно, на том самом месте. Символика акции увековечивания памяти о св. Савве очевидным образом вписывается в мифологические структуры, повествующие о смерти и воскресении, утрате и чудесном обретении, жертве и последующем торжестве. При этом соединение в одном сюжете мотивов, столь значимых для интеграции человеческих сообществ (мертвое тело или могила основоположника – правителя, святого, наставника, кощунственное святотатство врагов данной общности, пепельное рассеивание, компенсированное сооружением каменной твердыни) делает его необыкновенно важным, задавая стержень монументального повествования о святости многовековой борьбы за национальную свободу1. При сохранении основных констант в этом рассказе обращают на себя внимание значимые лакуны в процессе вызревания и реализации замысла строительства, что вело к неминуемой трансформации облика и мемориального значения памятника в новом историческом контексте. 1. В целом о становлении и развитии культа св. Саввы и его соотнесенности с «политическими функциями мертвого тела» в национальной интеграции см. [9. Р. 47–53].
2 Первые предложения увековечить память о св. Савве, создав в его честь монумент, возникли сразу по завершении Великого восточного кризиса в 1878 г., в результате которого Сербия была признана независимым государством. По инициативе профессора белградской духовной семинарии Николы Ружичича (впоследствии нишского епископа Никанора) была предпринята попытка учредить соответствующий комитет и организовать сбор средств на сооружение памятника, которая тогда не осуществилась2. Дальнейшие внутриполитические события и сербо-болгарская война 1885 г. на некоторое время сместили проект на периферию общественного внимания. 2. Ружичић Н. Свети Сава у 1879. години: у корист подизања видљивог споменика Светом Сави, првом архиепископу српском. Београд, 1879.
3 Идея памятника главному сербскому святому вновь возродилась с приближением трехсотлетия со дня варварского уничтожения его мощей на фоне споров вокруг датировки (1594 или 1595 г.) этого события [5]. В конце концов церковные власти в Белграде решили отметить юбилей в 1895 г., в связи с чем был образован временный комитет из числа именитых горожан во главе с белградским митрополитом Михаилом. Комитет занялся организацией строительства скромной церкви св. Саввы, окончание которого было приурочено к запланированным торжествам (освящена 27 апреля 1895 г.). Затем комитет был преобразован в Общество по возведению храма св. Саввы, причем его деятельность санкционировалась особым решением Министерства просвещения и церковных дел. Замысел состоял в возведении величественного храма на Врачаре. Главный комитет Общества занимался планомерным сбором средств и приобретением у частных владельцев участка под строительство. Неоднозначность ситуации состояла в том, что район Белграда, где предполагалось установить величественный национальный храм, назывался Энглезовац (Английский), поскольку его обустройством ранее занимался шотландский предприниматель и филантроп Ф. Маккензи. Общество вынуждено было выкупать землю у его наследников [6. С. 160–162]. В 1900 г. решением Скупщины и указом короля Александра Обреновича проект был объявлен общенародной стройкой.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 429

Readers community rating: votes 0

1. Aleksov B. Nationalism in Construction: The Memorial Church of St. Sava on Vračar Hill in Belgrade. Balkanologie, 2003, vol. VII, no. 2, pp. 47–72.

2. Buchenau K. Pravoslavlje und Svetosavlje: Nationales und Universales in der serbischen Orthodoxie. Nationalisierung der Religion und Säkularisierung der Nation im östlichen Europa, ed. M. von Schulze Wessel, Stuttgart, Franz Steiner Verlag, 2006, pp. 203–232. (In German)

3. Ceranić M. Neovizantijski elementi u arhitekturi hrama Sv. Save na Vračaru. Niš i Vizantija, 2005, no. 3, pp. 397–412. (In Serb.)

4. Falina M. Svetosavlje. A Case Study in the Nationalization of Religion. Swiss Journal of Religious and Cultural History, 2007, vol. 101, pp. 505–527.

5. Ignjatović A. U srpsko-vizantijskom kaleidoskopu. Arhitektura, nacionalizam i imperijalna imaginacija, 1878–1941, Beograd, Orion art i Univerzitet u Beogradu - Arhitektonski fakultet, 2016. 845 p. (In Serb.)

6. Ignjatović A. Translatio Imperii Revisited in the Balkans: Interpretation of Serbian Past and Imperial Imagination, 1878–1941. Renovatio, Inventio, Absentia Imperii: From the Roman Empire to Contemporary Imperialism, eds. W. Bracke et al., Brussels, Rome, 2018, pp. 191–215.

7. Ignjatović A. Ispred vizantijskog purpura: vizuelizacija nacije na Drugom vizantološkom kongresu u Beogradu 1927. godine. Zbornik Matice srpske za likovnu umetnost, 2018, no. 46, pp. 127–140. (In Serb.)

8. Janković M.D. Patrijarh srpski German, u životu i borbi za Spomen-hram. Beograd; Kragujevac, Kalenić, 2001. 747 p. (In Serb.)

9. Jovanović M. Srpsko crkveno graditeljstvo i slikarstvo novijeg doba. Beograd; Kragujevac: Kalenić, 1982. 253 p. (In Serb.)

10. Kadijević A.Đ. Sveta Sofija u Carigradu kao uzor srpskih arhitekata novijeg doba. Zograf, 2019, no. 43, pp. 215–230. (In Serb.)

11. Milovanović M., Imširagić A. Spaljivanje Svetog Save Srpskog (prilog metodologiji istorijskog datovanja). Mitološki zbornik, Rača, 2019, no. 42. pp. 59–90. (In Serb.)

12. Palairet M. Čovek koji je izgradio Englezovac – Fransis Makenzi u Beogradu (1876–1895). Istorijski časopis, 1992, no. 39, pp. 137–164. (In Serb.)

13. Pantelić B. The last Byzantines: perceptions of identity, culture, and heritage in Serbia. Nationalities Papers, 2016, vol. 44, no. 3, pp. 430–455.

14. Pilipoviħ R. Uzroci i razlozi prevrata u Rusiji 1917. u srpskoj crkvenoj publicistici 20-ih godina 20. veka. Srbija i ruska revolucija 1917. Nove teme i izazovi. Tematski zbornik radova. Beograd, Čigoja štampa Publ., 2017, pp. 165–180. (In Serb.)

15. Vesić I., Peno V. Stepping out of the «enclave»: public activities of the Serbian Orthodox Church and the quest to regain social authority in the 1980s, Istrażivanja, 2020, vol. 31, pp. 254–278.

Система Orphus

Loading...
Up