«Войдет же и бедный в грязной одежде»: проблематика богатства и бедности в Послании Иакова

 
Код статьиS207987840023517-7-1
DOI10.18254/S207987840023517-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена социально-экономической проблематике, изложенной в библейском Послании Иакова. Основное внимание уделено возможности реконструировать на основании новозаветного текста группы населения, которые носят условные названия «богатые» и «нищие», что дает возможность ответить на вопрос, в какой мере речь идет о традиционной для Ветхого Завета праведности в бедности, а в какой отражены социальные реалии I в. Обращено внимание на время составления Послания, на культурный и социальный срез его аудитории, региональную специфику. Так, например, ветхозаветные цитаты, обращенные к судьям, доводы «не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства», позволяют в известной степени реконструировать аудиторию текста, наполненную эсхатологическим ожиданиями, соответственно не пережившую еще потрясения Иудейской войны, ориентирующуюся на традиционный иудейский контекст. Осуждением неправедно нажитого богатства формируется представление о «богоугодной» бедности. Источник богатства в Пятикнижии — Бог, Он дарует материальное благополучие праведникам за их послушание: богатство — Божий дар праведникам, а бедность — следствие непослушания. Однако, не стоит превозноситься из-за своего богатства, ибо бедный праведник лучше богатого негодяя. Поэтому бурные экономические процессы в Палестине I в. способствовали стремительному обогащению одних категорий населения, но и вызывали не только социальное, но и религиозное раздражение у других. В этом смысле Послание Иакова является уникальным библейским текстом, где подобные противоречия представлены наиболее ярко.

Ключевые словараннее христианство, богатство, бедность, Послание Иакова, иудеи, Палестина, Римская империя
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 22-28-01357
Получено31.08.2022
Дата публикации15.03.2023
Кол-во символов19471
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 117

Оценка читателей: голосов 0

1. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. М., 1979.

2. Adamson F. B. The Epistle of James. Grand Rapids, 1976.

3. Bauckham R. James, 1 and 2 Peter, Jude // It is Written: Scripture Citing Scripture: Essays in Honour of Barnabas Lindars, SSF / ed. Carson D. A., Williamson H. G. M. N. Y., 1988. Р. 303—317.

4. Charlesworth M. P. Trade-routes and commerce of the Roman Empire. Cambridge, 1961.

5. Crüsemann F. Die Tora: Theologie und Sozialgeschichte des alttestamentlichen Gesetzes. München, 1992.

6. Fiensy D. A. The Social History of Palestine in the Herodian Period: The Land Is Mine. Lewiston, 1991.

7. Hartin P. J. The letter of James: Its vision, ethics, and ethos // Identity, Ethics, and Ethos in the New Testament / ed. van der Watt J. G. B., 2006. Р. 445—472.

8. Hasselhoff G. K. James 2:2—7 in Early Christian Thought // Wealth and Poverty in Early Church and Society / ed. Holman S. R. Grand Rapids, 2008. P. 48—55.

9. MacMullen R. Roman Social Relations, 50 B. C. — 284 A. D. New Haven, 1974.

10. Malina B. J. Wealth and Poverty in the New Testament and Its World // Interpretation. 1987. Vol. 41. No. 4. P. 354—367.

11. Maynard-Reid P. U. Poverty and Wealth in James. N. Y., 1987.

12. Merwe van der D. G. Rich Man, Poor Man in Jerusalem According to the Letter of James // Acta Patristica et Byzantina. 2010. Vol. 21. No. 1. P. 89—108.

13. Pratscher W. Der Herrenbruder Jakobus und die Jakobustradition. Göttingen, 1987.

14. Ropes J. H. A critical and exegetical commentary on the Epistle of St. James. N. Y., 1916.

15. Ross A. The Epistles of James and John. Grand Rapids, 1964.

16. Rostovtzeff M. The social and economic history of the Hellenistic world. Vol. 2. Clarendon; Oxford, 1953.

17. Rostovtzeff M. The social and economic history of the Roman Empire. Vol. 1. Oxford, 1971.

18. Scacewater T. The Dynamic and Righteous Use of Wealth in James 5:1—6 // Journal of Markets & Morality. 2017. Vol. 20. No. 2. P. 227—242.

19. Stegemann Е. The Jesus Movement: A Social History of Its First Century. Edinburgh, 1999.

20. Taylor M. E. A Text-Linguistic Investigation into the Discourse Structure of James. N. Y., 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх