A. MICHALEC, St. NIEBRZEGOWSKA-BARTMINSKA. "How the peasant borrowed money": Polish folk demonology in oral transmission (Ethnolinguistic materials – 3).

 
PIIS0869544X0012102-5-1
DOI10.31857/S0869544X0012102-5
Publication type Review
Source material for review A. MICHALEC, St. NIEBRZEGOWSKA-BARTMIŃSKA. „Jak chłop u diabła pieniądze pożyczał”: Polska demonologia ludowa w przekazach ustnych [Materiały etnolingwistyczne – 3]. Lublin, 2019. 316 s.
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute of Slavic studies RAS
Address: Moscow, 119334, Russia, Moscow, Leninsky prospect, 32A
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 6
Pages132-135
Abstract

    

Keywords
AcknowledgmentThe review was written with the support of RFBR grant # 20-012-00300 "Lower mythology of the Slavs: New methods and approaches to research".
Received02.11.2020
Publication date17.12.2020
Number of characters15313
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Польские этнолингвисты подготовили и издали в Люблине сборник аутентичных фольклорных текстов по народной демонологии, собранных в разных, преимущественно восточнопольских, районах за последние полвека (в период с 1960 до 2014 г.). Его составители – Анна Михалец и Станислава Небжеговская-Барминьская – назвали том «Как мужик у черта деньги занимал», однако издание носит не просветительско-популярный, а научно-прикладной характер. Оно служит целям создания документальной базы для работы над очередными выпусками многотомного коллективного труда – «Словаря народных стереотипов и символов» [1]. В настоящее время опубликованы: четыре части тома «Космос» и две части тома «Растения». Ведется работа над тематическими томами: «Животные», «Человек», «Общество», «Религия и демонология», «Время, пространство, цвета и меры». Они использовали богатые фонды полевых фольклорно-этнографических записей, хранящихся в Кабинете этнолингвистического архива, работающего при Люблинском университете им. Марии Кюри-Складовской. Структура книги и принципы публикации архивных текстов определяются в этом томе уже сложившейся практикой издания аналогичных томов разной тематической направленности, выходящих под грифом «Этнолингвистические материалы». Подобные сборники содержат ранее не публиковавшийся архивный материал в виде жанрово дифференцированных текстов, которые в дальнейшем будут служить одним из источников для статей упомянутого нами выше «Словаря народных стереотипов и символов».
2 Таким образом, одной из особенностей рецензируемого издания является жанровое разнообразие включенных в него текстов, т.е. опубликованные архивные записи демонологического содержания сгруппированы по жанровым разделам: сказки, предания и легенды, суеверные нарративы (былички), юмористические рассказы, сновидения, а также народные поверья, описания магических практик и заговоры. Том содержит 380 текстов, зафиксированных в 124 населенных пунктах.
3 Жанровый принцип изложения материала, с одной стороны, позволяет раскрыть многогранность и разнопрофильность народных представлений о персонажах низшей мифологии, которые по-разному описываются в быличках, сказках, заговорах и т.п. А с другой стороны, этот издательский принцип создает ряд трудностей для составителей, так как границы между отдельными жанрами часто бывают трудно определимыми. Это касается, например, быличек и сказок о глупом черте, или быличек и поверий о нечистой силе. Один и тот же текст может содержать признаки сюжетного повествования (бывальщина, случай из жизни) и одновременно краткого поверья, сообщения о внешнем виде демона, его вредоносных действиях, о правилах поведения человека при встрече с ним и т.п. Кроме того, вызывает ряд вопросов сам выбор именно этих, а не других жанров, представленных в книге: почему не были учтены, например, пословицы и поговорки, содержащие упоминание персонажей нечистой силы. Весьма перспективными источниками для изучения народной демонологии, с моей точки зрения, являются также формулы проклятий, построенные как отсылки к вредоносным демонам и духам болезней. То же можно сказать о жанре запретов, включающих стереотипные формулы запугивания детей («не ходи к реке, русалка утопит»). По-видимому, выбор включенных в книгу жанровых разновидностей объясняется содержанием самого архивного материала, которым располагали составители.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 647

Readers community rating: votes 0

1. Slownik stereotypow i symboli ludowych / red. Jerzy Bartminski, zastepca red. St. Niebrzegowska. Lublin, 1996–2017.

2. Sravnitel'nyj ukazatel' syuzhetov. Vostochnoslavyanskaya skazka / Sost. L.G. Barag, I.P. Berezovskij, K.P. Kabashnikov, N.V. Novikov. L., 1979.

3. Narodnaya demonologiya Poles'ya (Publikaciya tekstov v zapisyah 80-90-h godov XX veka) / Sost. L.N. Vinogradova, E.E. Levkievskaya. M., 2016. T. 3. Mifologizaciya prirodnyh yavlenij i chelovecheskih sostoyanij.

4. Niebrzegowska St. «Przestrach od przestrachu»: Rosliny w ludowych przekazach ustnych. [Materialy etnolingwistyczne – 1]. Lublin, 2000.

5. Bartminski J., Kielak O., Niebrzegowska-Bartminska St. «Dlaczego waz nie ma nog?»: Zwierzeta w ludowych przekazach ustnych [Materialy etnolingwistyczne – 2]. Lublin, 2015.

Система Orphus

Loading...
Up