Ю. Буйських. «Колись русалки по землi ходили…». Жiночi образи української мiфологiї

 
PIIS0869544X0004209-2-1
DOI10.31857/S0869544X0004209-2
Publication type Review
Source material for review Ю. БУЙСЬКИХ. «Колись русалки по землi ходили…» Жiночi образи української мiфологiї. Харкiв, 2018. 320 с.
Status Published
Authors
Occupation: Lead Researcher
Affiliation: Institute of Slavic Studies RAS
Address: Leninsky Prospect, 32A, Moscow, Russia, 119991
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 2
Pages115-120
Abstract

    

Keywords
Received28.02.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters12569
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В последние десятилетия существенно расширился ареал выявленных средневековых граффити, оставленных в Средиземноморье паломниками из славянских стран. Этот возрастающий интерес к ситуативной эпиграфике позволяет рассматривать любую надпись такого рода как потенциально информативную. При этом надписи Нового времени публикуют крайне редко, хотя определенное внимание к ним существует, по крайней мере как к роду письменного фольклора [1. С. 10–65]. В этом отношении особый интерес представляет Иерусалим, где христианские паломники оставляли многие тысячи надписей в течение примерно полутора тысяч лет. Их более полное введение в оборот способно дополнить историю взаимодействия славянских народов друг с другом и с другими этническими группами конкретными и важными деталями.
2 В Иерусалиме такое взаимодействие связано со многими паломническими центрами, среди которых важен существующий до сих пор монастырь св. Михаила Архангела в христианском квартале Старого города, вблизи храма Гроба Господня. В XVII–XIX вв. он использовался как часть инфраструктуры, служившей Греческой Патриархии для приема иноземных паломников (см. [2. С. 319–321; 3. С. 215; 4. С. 73] и др.), в нем в 1840–1850-х годах помещалась Русская Духовная Миссия, и в XIX в. его подчас именовали просто «Архангельский русский монастырь в Иерусалиме» [5. С. 194].
3 Возникновение монастыря связано, однако, не с греками и не с русскими, а с сербами: его основал король Стефан Урош II Милутин Неманич (1282–1321) в 1303 г., получив как союзник Византии право на это после заключения мира между императором Андроником II и султаном Насиром ад-Дин Мухаммедом. Через 200 лет (после 1504 г.) монастырь стал подворьем лавры св. Саввы Освященного в Иерусалиме и оставался им до 1623 г., пока не перешел во владение греков. В русской паломнической литературе монастырь известен по крайней мере с конца XVI в. (о нем писал Трифон Коробейников и другие посещавшие Палестину путешественники). Этот вместительный (по оценкам XIX в., на 250–350 человек) монастырь и в дальнейшем остался прибежищем путешественников из славянских стран, особенно сербов и русских, хотя здесь останавливались также греки, румыны и др.
4 Монастырь представляет типичный для Иерусалима комплекс с внутренним двором и периметральной застройкой в двух уровнях, отчасти врубленной в скалу, со стенами, сложенными из местного камня. Этот камень до недавнего времени сохранял память о живших здесь в XVII–XVIII вв., но в 2018 г. его греческие хозяева заново оштукатурили часть стен, надолго, если не навсегда, скрыв сохранявшиеся на них памятные надписи. В октябре 2017 г. авторы получили возможность провести в монастыре предварительное фотографирование северо-западной части построек верхнего уровня, используя для фиксации объектов глазомерную съемку (не в правилах греческих монастырей допускать научные обследования).

Price publication: 100

Number of purchasers: 2, views: 1104

Readers community rating: votes 0

1. Bujs'kih YU. Nizhcha mіfologіya v sistemі tradicіjnogo svіtoglyadu ukraїncіv (kіnec' HІH – pochatok HKHІ st.). Avtoref. dis ... kand. іst. nauk. Kiїv, 2010.

2. Narodnaya demonologiya Poles'ya (publikaciya tekstov v zapisyah 80–90 h gg. XX veka). M., 2010. T. 1. Lyudi so sverh"estestvennymi svojstvami / Sost., avtory predisloviya i komment. L.N. Vinogradova, E.E. Levkievskaya. M., 2012. T. 2. Demonologizaciya umershih lyudej / Sost., avtory vvedeniya i komment. L.N. Vinogradova, E.E. Levkievskaya. M., 2016. T. 3. Mifologizaciya prirodnyh yavlenij i chelovecheskih sostoyanij / Sost., avtory vvedeniya i komment. L.N. Vinogradova, E.E. Levkievskaya.

3. Hristoforova O.B. Kolduny i zhertvy: Antropologiya koldovstva v sovremennoj Rossii. M., 2010.

4. Kabakova G.I. Antropologiya zhenskogo tela v slavyanskoj tradicii. M., 2001.

5. Ginzberg L. The Legends of the Jews. Philadelphia, 1968. Vol. 1.

6. Turov I. Rannij hasidizm: Istoriya. Verouchenie. Kontakty so slavyanskim okruzheniem. Kiїv, 2003.

7. Vinogradova L.N. Personifikaciya Smerti v fol'klornoj tradicii vostochnyh slavyan i v drevnerusskoj ikonografii // ZHivaya starina. 2016. № 2.

Система Orphus

Loading...
Up