Ю. Буйских. «Когда-то русалки по земле ходили…» Женские образы украинской мифологии

 
Код статьиS0869544X0004209-2-1
DOI10.31857/S0869544X0004209-2
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Ю. БУЙСЬКИХ. «Колись русалки по землi ходили…» Жiночi образи української мiфологiї. Харкiв, 2018. 320 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 2
Страницы115-120
Аннотация

   

Ключевые слова
Получено28.02.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов12569
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В последние десятилетия существенно расширился ареал выявленных средневековых граффити, оставленных в Средиземноморье паломниками из славянских стран. Этот возрастающий интерес к ситуативной эпиграфике позволяет рассматривать любую надпись такого рода как потенциально информативную. При этом надписи Нового времени публикуют крайне редко, хотя определенное внимание к ним существует, по крайней мере как к роду письменного фольклора [1. С. 10–65]. В этом отношении особый интерес представляет Иерусалим, где христианские паломники оставляли многие тысячи надписей в течение примерно полутора тысяч лет. Их более полное введение в оборот способно дополнить историю взаимодействия славянских народов друг с другом и с другими этническими группами конкретными и важными деталями.
2 В Иерусалиме такое взаимодействие связано со многими паломническими центрами, среди которых важен существующий до сих пор монастырь св. Михаила Архангела в христианском квартале Старого города, вблизи храма Гроба Господня. В XVII–XIX вв. он использовался как часть инфраструктуры, служившей Греческой Патриархии для приема иноземных паломников (см. [2. С. 319–321; 3. С. 215; 4. С. 73] и др.), в нем в 1840–1850-х годах помещалась Русская Духовная Миссия, и в XIX в. его подчас именовали просто «Архангельский русский монастырь в Иерусалиме» [5. С. 194].
3 Возникновение монастыря связано, однако, не с греками и не с русскими, а с сербами: его основал король Стефан Урош II Милутин Неманич (1282–1321) в 1303 г., получив как союзник Византии право на это после заключения мира между императором Андроником II и султаном Насиром ад-Дин Мухаммедом. Через 200 лет (после 1504 г.) монастырь стал подворьем лавры св. Саввы Освященного в Иерусалиме и оставался им до 1623 г., пока не перешел во владение греков. В русской паломнической литературе монастырь известен по крайней мере с конца XVI в. (о нем писал Трифон Коробейников и другие посещавшие Палестину путешественники). Этот вместительный (по оценкам XIX в., на 250–350 человек) монастырь и в дальнейшем остался прибежищем путешественников из славянских стран, особенно сербов и русских, хотя здесь останавливались также греки, румыны и др.
4 Монастырь представляет типичный для Иерусалима комплекс с внутренним двором и периметральной застройкой в двух уровнях, отчасти врубленной в скалу, со стенами, сложенными из местного камня. Этот камень до недавнего времени сохранял память о живших здесь в XVII–XVIII вв., но в 2018 г. его греческие хозяева заново оштукатурили часть стен, надолго, если не навсегда, скрыв сохранявшиеся на них памятные надписи. В октябре 2017 г. авторы получили возможность провести в монастыре предварительное фотографирование северо-западной части построек верхнего уровня, используя для фиксации объектов глазомерную съемку (не в правилах греческих монастырей допускать научные обследования).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1101

Оценка читателей: голосов 0

1. Буйських Ю. Нижча міфологія в системі традиційного світогляду українців (кінець ХІХ – початок ХХІ ст.). Автореф. дис ... канд. іст. наук. Київ, 2010.

2. Народная демонология Полесья (публикация текстов в записях 80–90 х гг. XX века). М., 2010. Т. 1. Люди со сверхъестественными свойствами / Сост., авторы предисловия и коммент. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. М., 2012. Т. 2. Демонологизация умерших людей / Сост., авторы введения и коммент. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. М., 2016. Т. 3. Мифологизация природных явлений и человеческих состояний / Сост., авторы введения и коммент. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская.

3. Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М., 2010.

4. Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001.

5. Ginzberg L. The Legends of the Jews. Philadelphia, 1968. Vol. 1.

6. Туров И. Ранний хасидизм: История. Вероучение. Контакты со славянским окружением. Київ, 2003.

7. Виноградова Л.Н. Персонификация Смерти в фольклорной традиции восточных славян и в древнерусской иконографии // Живая старина. 2016. № 2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх