Worlds of Croatian director Oliver Frlić, a theatre provocateur and truth-seeker

 
PIIS0869544X0003671-1-1
DOI10.31857/S0869544X0003671-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Lead Researcher
Affiliation: Institute of Slavic Studies, RAS
Address: Leninsky Prospect, 32A, Moscow, Russia, 119991
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 1
Pages47-55
Abstract

The text is connected with the reflection of the work of the Croatian director Olver Frlić, whose non-standard stagings are well known both in Croatia, and all over the world. In his performances, questions related concerning the recent military past of Croatia are formulated, nationalism is criticised, the motive of repentance is central for and all this provokes different reaction of the audience.

Keywords Oliver Frlić, director, staging, provocation, evil, repentance, nationalism, fascism, crime, «friend», «alien»
Received21.02.2019
Publication date21.02.2019
Number of characters26550
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Кровавая драма окончательного развала бывшей Югославии, ее народов стала предметом не только чисто научных изысканий, но и драматургов, режиссеров, актеров и актрис. На хорватской сцене появилось много пьес, в которых, так или иначе, ставилась тема катарсиса, очищения своего народа, своей нации от врагов, точнее, тема национализма с размышлениями о феноменах вины и прощения, зла и милосердия. Причем немалое место отведено поиску врага, вернее, поиску виновника прошедшей войны. И здесь выделяется своими спектаклями режиссер Оливер Фрлич (1976 г.р.)
2 Фрлич поставил на хорватских и иных сценах ряд пьес, в которых само зло связывалось не с сербами, этими традиционными «чужими» по вере, языку, культуре, истории, а с самими хорватами. Соответственно, режиссер в ряде своих постановок развертывал тему катарсиса, проще говоря, ставил во главу угла проблему прощения. В то же время здесь можно вспомнить Платона, проводившего мысль, что трагедии и их авторы лишь воспламеняют страсти, что само по себе не может сочетаться с разумным подходом в оценке тех или иных ситуаций. Здесь можно согласиться с греческим философом, но как быть с человеческим, национальным началами? Можно напомнить, что истина рождается в споре, чаще всего в неравном. Однако когда «спор» приобретает характер военных действий, то он представляет собою естественное начало и следствие всего комплекса установок, базирующихся как в отдельной личности, так и в нации, народе, стране. Одновременно стоит еще раз сказать, что искусство, театр может служить и служит для укрепления духа. Но вот вопрос – какого? Христианского? Национального? Националистического? Может, некоего другого? Или речь пойдет о пьесах, где зло есть главный герой, если можно так сказать. Причем сама публика здесь выступает в роли своеобразной жертвы. Вместо театрального пафоса и счастливого конца театральный мир предлагает зрителям иной, жесткий донельзя взгляд на прошедшие драмы времен войн конца прошлого тысячелетия, да и нынешнего тоже.
3 Причем главную задачу Оливер Фрлич видит в «пробуждении» театрального зала, в провокации эмоций, в критике устоявшихся воззрений на «благостные» картины ушедшей войны, одномерного показа той страшной действительности, где «свой» переставал восприниматься «своим». Главное для него, впрочем, и других авторов и режиссеров, внести в мир человека, общества общегражданскую ответственность за то зло, которое царствует в мире, особенно в военные годы, во время военных преступлениях, «забытых» «своими», когда мораль исчезает в душе и действиях солдат, политика, общества. Одновременно нужно понимать, что так называемые черные фильмы, спектакли, вводящие зрителя в мир страданий, зла, яростных обвинений общества в национализме, в равнодушии, занимают первые строчки на различных фестивалях, получают награды и премии. Все это тоже не надо сбрасывать со счетов, когда идет «вал правды» и режиссер знает, чтó ставить на сцене и чем обратить на свои творения внимание публики. Проще говоря, хорошая реклама – половина успеха.

Number of purchasers: 2, views: 215

Readers community rating: votes 0

1. Nikcevic S. Slika domovinskog rata u hrvatskom kazalistu 1990. 2016. Od svetista do nametnute krivnje. Zagreb, 2018.

2. Tacuh A. Patovi bez kraja//Teatron-casopis za pozorisnu umetnost. Beograd, 2014. № 168/169.

3. Mandic Rigonat T. Pogledi sa strane. Aleksandra Zec// http://www.politika.rs/search/searchEngineLanding/a/Aleksandra-Zec

4. Zoran BihBih_promo – youtube. com / https://www.youtube.com/watch?v=zPxkn63aXx8 (video)

5. Bujica – Oliver Frljic u Novom Sadu youtube. com / user/ostv031

6. Ubij Srbina: Ovo su Frljicu u Rijeci uzvikivali zbog performansa o Oluji// http://www.newsweek.rs/kultura/54064-ubij-srbina-ovo-su-frljicu-u-rijeci-uzvikivali-zbog-performansa-o-oluji.html

7. «Sudimo prije nego sto cujemo» // Hrvatsko glumiste hr / http://hnk-zajc.hr/u-ratu-samome-nema-niceg-dobrog-dobrote-ima- ...

8. Osuda grafita usmjerenoga protiv Olivera Frljica // http://www.vecernji.hr/hrvatska/osuda-grafita-usmjerenoga-protiv-olivera-frljica-1057116

9. Breber M. Frljiceva reakcija na prijeteci grafit u Vinkovcima: To je Hrvatska o kojoj Karamarko sanja // http://www.vijesti.rtl.hr/novosti/hrvatska/1924328/frljiceva-reakcija-na-prijeteci-grafit-u-vinkovcima-to-je-hrvatska-o-kojoj-karamarko-sanja/

10. Grafit u Vinkovcima Smrt Oliveru Frljicu//E-novine Elektronske novine, 04. 02. 2016.

11. Tasic A.: Kriticka kultura secanja – politicnost dokumentarnog pozorista u Srbiji 2010–2011 Jesen/Zima 2011, Teatron156/157 // http://www.teatroslov.mpus.org.rs/publikacije/545.pdf

12. Nikcevic S. Novi milenij ili … do potpunog ponistavanje identiteta // Kazaliste. hr, 4. svibnja 2015. http:// kazaliste.hr/index.php?p=article&id=2084

13. Rudan V. Ima jedna losa vijest, Hrvatska jest fasisticka zemlja // http://www.dnevne.rs/nesto-drugacije/vedrana-rudan-ima-jedna-losa-vijest-hrvatska-jest-fasisticka-zemlja

14. https://www.vecernji.hr/kultura/hkv-predstava-oliver-frljic-luigi-pirandello-1221766 - www.vecernji.hr

15. Radovic B. 22 sjecnja 2018 g. Predstava koja od gledatelja trazi ispit vlastite savjesti //https://www.vecernji.hr/kultura/predstava-koja-od-gledatelja-trazi-ispit-vlastite-savjesti-1221415 - www.vecernji.hr

Система Orphus

Loading...
Up