Strategic development of internationalization of higher education in Japan

 
PIIS181570410020206-1-1
DOI10.54884/S181570410020206-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Education Strategy and Development of Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages220-227
Abstract

The article is devoted to the comparative analysis of strategies for the development of higher education in Japan in different historical periods starting with the period of the Meiji era till the description and analyzing of educational strategies of development universities in today’s Japan. The author detects the creation of a unique system of higher education based on European methods, meanwhile with a regard to the national specifics. The key features of the development and implementation of internationalization components in the strict national system of higher education in Japan, such as: increasing academic mobility (both teachers and students), the transformation of the content of academic programs, the development of cooperation in the scientific area with Western universities are also defined. The author provides the research of the educational strategy for the development of national higher education where the main aim is to consolidate the leading positions of Japanese universities in world university rankings such as QS World University Rankings and Times Higher Education. Modern programs for the development of internationalization of the Japanese national education such as: «Go Global Japan Project», «Reinventing Japan Project», «Go Global 30» are also analyzed in the article.

KeywordsInternationalization of education, higher education, globalization, intercultural competence, diversification of education, quality of education, international rankings
Received16.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters15780
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Учитывая тенденции развития мирового образовательного пространства высшего образования, Япония, как один из экономических лидеров стран Востока, была вынуждена включиться в конкурентную борьбу за привлечение иностранных студентов, а также экспорт образовательных услуг. Наряду с общемировыми направлениями изменений в высшей школе, Япония столкнулась с такими национальными демографическими проблемами, как падение рождаемости, старение населения, снижение численности молодежи и экономически активного населения как следствие. Однако справедливо сказать, что для Японии интернационализация всегда была ключевым компонентом развития образовательной системы. Именно совмещение западных педагогических практик и глубокого уважения, почитания национальной культуры и традиций помогли японской системе высшего образования противостоять тотальной глобализации. Рациональная и грамотно выстроенная стратегия развития высшей школы помогает современной Японии находиться на лидирующих позициях в мировых рейтингах университетов, привлекать лучших ученых мира, а также становиться точкой притяжения студентов со всего мира, готовых получить качественное высшее образование.
2 Современная система высшего образования в Японии развивалась на основе внедрения преимущественно западных академических практик. В этой стране всегда умели объединить традиции и тренды, причем это сочетание для нее было и остается не только возможным, но одновременно эффективным и уникальным. В развитии японской системы высшего образования с данных позиций выделяют три основных периода, на особенностях которых остановимся ниже.
3 Первый период интернационализации высшего образования Японии (1868–1945).
4 Этот период начинается с «реставрации Мэйдзи»1 (1868–1912) [1], представляющей собой комплекс политических, экономических реформ, проведенных императором Муцухито, которые позволили осуществить переход Японии от аграрного изолированного государства к развитой индустриальной державе [2]. В этот период многие японские ученые систематически стажировались за рубежом, знакомились с педагогическими практиками, опытом, инновационными идеями других стран, а вернувшись, привносили их в национальную образовательную систему. В сочетании с ослаблением неоконфуцианства2 это привело к интернационализации японской образовательной системы. 1. «Реставрация Мэйдзи» в дословном переводе с японского языка означает «светлое правление».

2. Неоконфуцианство – это совокупность конфуцианских учений, созданных в Китае от XI в. до настоящего времени, которую можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую философию, с верой, что вселенную можно понять через человеческий разум и что именно человеку надлежит создать гармоничные отношения между вселенной и индивидуумом.
5 В это время в стране формируется высшее образование, создаются императорские университеты, развивается профессиональное образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных кадров для решения милитаристских задач государства. В перечисленных процессах активно участвовали педагоги-практики, приглашенные японским правительством из других стран для передачи опыта, а также специалисты-эксперты. Национальное образование стало основным объектом «реставрации Мэйдзи» в контексте социально-экономической интеграции в мировое политическое, экономическое, культурное, социальное пространство [3]. Благодаря использованию зарубежных образовательных инноваций Японии удалось в кратчайшие сроки превратиться из аграрного государства в индустриальное.

views: 263

Readers community rating: votes 0

1. Vorob'eva O. V., Vukolova I. I. Restavratsiya Mejdzi i istoricheskoe obrazovanie v Yaponii // Prepodavatel' KhKhI vek. 2020. №4-2. S.277-289.

2. Mak-Klejn Dzh. L. Yaponiya. Ot syogunata Tokugavy – v XXI vek. M.: AST: Astrel', 2006. 930 s.

3. Lim S. Ch. Istoriya obrazovaniya v Yaponii. Konets XIX – pervaya polovina XX veka. M.: IV RAN, 2000. 367 s.

4. Hiroshima H. Nihon no daigaku niokeru gaikokujin kyoin (Foreign faculties at universities in Japan). Hiroshima: RIHE, 1980.

5. Ryazantsev S. V., Rostovskaya T. K., Ryazantsev N.S. Yaponskaya model' privlecheniya molodezhi v sistemu vysshego obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2020. №9. S.148-172.

6. Lincicome M. (2005). Globalization, education, and the politics of identity in the Asia-Pacific. // Critical Asian Studies. 2005. № 37(2). P. 179–208.

7. Rose H., McKinley J. Japan’s English-medium instruction initiatives and the globalization of higher education [Ehlektronnyj resurs] // Springerlink. URL: https://www.researchgate.net/publication/314251088_Japan%27s_Englishmedium_instruction_initiatives_and_the_globalization_of_higher_education (data obrascheniya: 12.08.21).

8. Burgess C., Gibson I., Klaphake J., Selzer M. The «Global 30» Project and Japanese Higher Education Reform: an example of a “closing in” or an “opening up”? // Globalisation, Societies and Education. 2010. № 8(4). P. 461–475.

9. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT) [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.mext.go.jp/b_ menu/toukei/chousa01/kihon/1267995.htm. (data obrascheniya: 01.09.21).

10. Akira I. Polozhenie chastnykh universitetov i politika v oblasti vysshego obrazovaniya v sovremennoj Yaponii. // Nikhon – no kagakusya. Tokio. 2006. № 1. S. 4–9.

11. QS top universities [Ehlektronnyj resurs] . URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings/methodology (data obrascheniya: 20.09.21)

12. The world university rankings [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/impact-rankings-2021-methodology (data obrascheniya: 20.09.21).

13. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology [Ehlektronnyj resurs] // MEXT. URL: https://www.mext.go.jp/en/ (data obrascheniya: 21.09.21).

14. Policies for the Reform of National Universities [Ehlektronnyj resurs] // MEXT. URL: https://www.mext.go.jp/en/policy/education/highered/title02/detail02/__icsFiles/afieldfile/2020/20200408-mxt_kouhou02_01.pdf (data obrascheniya: 13.08.21).

15. Yaponskoe obschestvo po sodejstviyu razvitiyu nauki / Japan Society for the Promotion of Science Official Web [Ehlektronnyj resurs] // JSPS. URL: https://www.jsps.go.jp/english/index.html (data obrascheniya: 14.09.21)

16. Alizadeh M., Mehran P., Koguchi I. Evaluating a blended course for Japanese learners of English: why Quality Matters // International Journal of Educational Technology in Higher Education.2019. № 16, 6. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0137-2.

17. Are Japanese digital natives ready for learning English online? A preliminary case study at Osaka University / P. Mehran et al. // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017. № 14, 8. https://doi.org/10.1186/s41239-017-0047-0.

18. Krechetnikov K. G., Shojnkhorova V. R. Yaponskij podkhod k internatsionalizatsii obrazovaniya // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty. 2015. №23. S.58-63.

19. Krechetnikov K.G. Nekotorye aspekty vysshego obrazovaniya v Yaponii // Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Cheboksary: Interaktiv plyus, 2015. S. 105-106.

Система Orphus

Loading...
Up