Dramaturgy by Frank Wollman and the Russian theatre

 
PIIS0869544X0003670-0-1
DOI10.31857/S0869544X0003670-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher
Affiliation: Institute of Slavonic Studies AS CR
Address: Czech Republic, Prague
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 1
Pages39-46
Abstract

Frank Wollman (1888–1969) ranks among major figures respected in the twentieth-century Czech comparative studies within the European context. Admittedly, amidst his multifarious intellectual achievements, one endeavour has been consigned to oblivion, that is to say, his dramatic creations, which in the inter-war  period remained largely in manuscript. Wollman’s tragedies were conceived as verse dramas based on Russian realistic tradition and Slavonic ballads (Pushkin). Typical of his dramatic texts is the genre hybridisation of divers impulses, namely a synthesis of  Slavonic and West European dramaturgies, with special emphasis on ethical issues. Wollman’s leaning towards Russian tradition was strongly prompted in 1937 by his visit to the USSR where he familiarised with the dramaturgy of the Moscow Art Theatre. The scenic enactments of Wollman’s dramas may have failed to find their way to Czech theatres, nevertheless «Fridland», his newly found play about the Bohemian general Albrecht von Waldstein, deserves attention as an original effort to synthesise a historical account and literary drama, an attempt to fuse scholarly discourse and art.  

KeywordsFrank Wollman, Czech Slavic studies, Russian dramaturgy, the structuralist concept of a dramatic text, verse drama
Received21.02.2019
Publication date21.02.2019
Number of characters22602
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Франк Вольман (1888–1969) относится к наиболее значительным чешским славистам и компаративистам ХХ в. в европейском контексте. Будучи членом Пражского лингвистического кружка, вместе с Р. Якобсоном был сторонником структурной эстетики и феноменологии Романа Ингардена. Понимание Вольманом эйдологии представляло собой морфологическое изучение видов и жанров в связи с генетическими контактами и типологическими аналогиями. Исследователь в своих историко-литературных работах анализировал, в частности, славянскую словесность с точки зрения сравнительно-исторического изучения славянских литератур в рамках европейского контекста, сравнивая формы и структуры литературных произведений. В своей самой значительной работе «Словесность славян» (1928) он сделал попытку сравнительного изучения истории славянских литератур как интегрального единства устного и художественного творчества от ее истоков вплоть до 1918 г. В монографии «Сравнительная методология славянской словесности» (1936) он вел полемику с немецкой национально ориентированной славистикой (К. Биттнер, Й. Пфицнер и др.) и защищал автономное существование славянских литератур как ценностной составной части мировой культуры, в которую входят не изолированные национальные литературы, а отдельные формы в своих структурных отношениях. Будучи начинающим славистом, он уже тогда создал полную карту южнославянского драматургического творчества и первым представил его историю: «Сербохорватская драма» (1924), «Словенская драма» (1925), «Болгарская драма» (1928) и «Драматургия славянского юга» (1930).
2 После Второй мировой войны весьма плодотворной была деятельность Вольмана в редакциях журналов «Slavia» и «Slovesná věda» и его работа в Международном комитете славистов. На рубеже 50–60-х годов ХХ в. Вольман в своих выступлениях на международных съездах славистов уделял внимание, прежде всего, вопросам методологии историко-литературного изучения, связанным со сравнительным изучением славянских литератур. Монографии «Славянская общность в языковом и литературном возрождении у славян» (1958) и «Славизмы и антиславизмы в Весну народов» (1968) доказывали не только зарождение и развитие идеи славянской взаимности, но и проявления отличий в разных их модификациях в эпоху национального возрождения славян.
3 Забытой, однако, осталась драматургия Вольмана, которая относится в основном к межвоенному периоду: «Богокороль», «Лодка на море», «Великая Моравия» и другие, причем многие пьесы остались в рукописи и были обнаружены лишь недавно («Фридлянд») [1. S. 19–21, 48–49]. В начале 20-х годов ХХ в. отдельные пьесы были поставлены на сцене Словацкого национального театра в Братиславе и в театрах Праги, Брно, Пльзеня. Лишь в некоторых словарных статьях указаны названия его пьес и лишь коротко подчеркивается его участие в основании Академии музыки им. Яначека в сентябре 1947 г., где он в 1948–1949/1950 гг. был первым деканом театрального факультета [2–6.]. В творчестве Вольмана как представителя авангардного поколения проявлялись типичные противоречия между наукой и собственной творческой деятельностью, своим нравом, он был «тип скорее аристократический, явно индивидуалистический» [7. S. 164]. Первым драматическим произведением была философско-лирическая трагедия «Богокороль» (1921) [8], которая в пяти действиях рисовала историческую личность Александра Великого и отражала неоднозначные отношения между западным индивидуализмом и восточным коллективизмом. Уже в этом первом драматургическом произведении появилась типичная для Вольмана тематика, исследующая «отношение личности к целому и к порядку, трагичность богокороля и исключительность»1. Здесь автор полемизировал с ницшеанством и под «богокоролевством» понимал представление о новой религиозности и новой социальной вере, путь к которой напрасно искал Александр Великий, погибший потому, что не смог избавиться от своих сильных эмоций и субъективного «эго». Через некоторое время он определил общую идею как преодоление собственного индивидуализма и романтического титанизма: «В “Богокороле” я [...] воле к власти, воплощенной в лице Александра, противопоставил индийского паломника. Воля Александра к власти ослабевает при познании Нирваны. Это смысл моего Александра и это также отражение моего мировозрения той поры»2. 1. Франк Вольман в письме Эмилу Пацовскому от 08. 03. 1920 г. [9].

2. Франк Вольман в письме Альберту Пражаку (не датировано, написано, вероятно, в начале 1950 г.) [10].

Number of purchasers: 2, views: 437

Readers community rating: votes 0

1. Zelenkova A. Bibliografia Franka Wollmana // Slavista Frank Wollman v kontexte literatury a folkloru I / Eds. H. Hloskova, A. Zelenkova. Bratislava; Brno, 2006.

2. Osolsobe I. Danost tvarove intencionalni aneb wollmanovske opacko // Program Statniho divadla v Brne. Brno, 1968. R. 39.

3. Grund A. Osobnost Franka Wollmana // Pocta Fr. Travnickovi a F. Wollmanovi / Eds. A. Grund, A. Kellner, J. Kurz. Brno, 1948.

4. Kudelaskova M., Burian J. Dramatik Frank Wollman // List Sdruzeni moravskych spisovatelu 2. 1947–1948. Brno, 1948.

5. Zavodsky Ar. Frank Wollman a divadlo // Sbornik praci filosoficke fakulty brnenske university. Brno, 1969. R. 18. C. 16.

6. Zavodsky Ar. Cesty k teatrologii a cesty teatrologie v Brne // Prologomena scenograficke encyklopedie. Praha, 1973.

7. Jerabek D. Brno – kulturni mesto predvalecne a valecne. O divadle, literature, vytvarnem umeni a vyznamnych osobnostech univerzity v letech 1928–1948. Brno, 2006.

8. Wollman Fr. Bohokral. Praha, 1921.

9. Literaturnyj arhiv Pamyatnika nacional'noj pis'mennosti (LA PNP) v Prage. Fond EHmil Pacovskij.

10. LA PNP v Prage. Fond Al'bert Prazhak

11. Wollman Fr. Rastislav. Kosice, 1922.

12. Wollman Fr. Velka Morava. Bratislava, 1924.

13. Pospisil I. Ke konceptu eidologie/poetiky srovnavacich slovanskych literatur v souvislostech dila Franka Wollmana // Stil. Beograd, 2012, Knj. 11.

14. LA PNP v Prage. Fond Irzhi Polivka.

15. Wollman Fr. Clun na mori. Praha, 1923.

16. Wollman Fr. Puskinova cesta k baladicke dramatice // Slovo a slovesnost. 1937. R. 3. C. 1.

17. Wollman Fr. Sovetsky divadelni festival // Lidove noviny/ 1937 R. 45. ¹. 481.

18. Wollman Fr. Sovetsky divadelni festival // Lidove noviny. 1937. R. 45. ¹ 493.

19. Wollman Fr. Z festivaloveho zapisniku // Lidove noviny. 1937. R. 45. ¹ 513.

20. Wollman Fr. Prodana v Leningrade // Lidove noviny. 1937. R. 45. ¹ 500.

21. Wollman Fr. Pouceni z V. divadelniho festivalu. Praha – Moskva // Revue pro kulturni a hospodarskou spolupraci CSR a SSSR. Praha, 1937–1938. R. 2. C 7.

22. Wollman Fr. Co mne znamena SSSR // In: Ceskoslovensko Sovetskemu svazu k 20. vyroci. Sbornik projevu. Praha, 1937.

23. M.M. Bratislavska debata o sovietskom divadle // Slovenske zvesti. 1937. R 2. ¹ 203.

24. Prednaska prof. Fr. Wollmana o sovietskom divadle // Slovensky dennik. 1937. R. 20. ¹ 238 (ne podpisano).

25. K. [= Kostolny, Andrej]. Sucasne ruske divadlo // Slovenska politika. 1937. R. 18. ¹. 239.

26. Literarne piatky v Umeleckej besede // Narodnie noviny. 1937. R. 68. ¹ 121 (ne podpisano).

27. Zelenkova A. Historicka dramatika Franka Wollmana (nevydana drama Fridland) // Aktualni problemy soucasne slavistiky (jazyk – literatura – kultura – politika) / Eds. I. Pospisil, M. Zelenka, A. Zelenkova. Brno, 2015.

28. Zelenkova A. Pokus oblikovnega eksperimenta v dramski ustvarjalnosti Franka Wollmana: prispevek k strukturalni teoriji drame // Primerjalna knjizevnost. Ljubljana, 2017. L. 40. ¹ 3.

29. Wollman Fr. Nove ruske divadlo // Ceskoslovenske divadlo. 1938. R. 21. ¹ 2; ¹ 4; ¹ 5; ¹ 6; ¹ 7; ¹ 9. (Bylo izdano i kak special'nyj vypusk: Praha, 1938).

30. Wollman Fr. Socialisticky realismus jako kulturni epocha a styl umelecky // Slovesna veda. 1948–1949 R. 2. C. 2.

Система Orphus

Loading...
Up