Драматургия Франка Вольмана и русский театр

 
Код статьиS0869544X0003670-0-1
DOI10.31857/S0869544X0003670-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения Академии наук Чешской Республики
Адрес: Чешская Республика, Прага
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 1
Страницы39-46
Аннотация

Франк Вольман (1888–1969) относится к наиболее значительным чешским компара-тивистам ХХ в. в европейском контексте. Забытой осталась драматургия Вольмана, многие пьесы которого остались в рукописи. Вольман свои трагедии обычно заду-мывал как литературные драмы, основанные на русской реалистической традиции и славянской балладе. Драматические тексты Вольмана характеризует жанровая ги-бридизация противоречивых импульсов как симбиоз славянской драматургии и за-падноевропейского развития, акцент делается на этических вопросах. В его склонности к русской традиции сыграли важную роль визит в СССР в 1937 г. и знакомство с постановкой пьес во MХATе. Обнаруженная пьеса «Фридлянд» о чешском полководце Альбрехте из Валленштейна представляет собой попытку возобновить исторические хроники, которая соединяет научный дискурс с искусством.

Ключевые словаФранк Вольман, чешская славистика, русская драматургия, структуралистская концепция драматического текста, литературная драма
Получено21.02.2019
Дата публикации21.02.2019
Кол-во символов22602
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Франк Вольман (1888–1969) относится к наиболее значительным чешским славистам и компаративистам ХХ в. в европейском контексте. Будучи членом Пражского лингвистического кружка, вместе с Р. Якобсоном был сторонником структурной эстетики и феноменологии Романа Ингардена. Понимание Вольманом эйдологии представляло собой морфологическое изучение видов и жанров в связи с генетическими контактами и типологическими аналогиями. Исследователь в своих историко-литературных работах анализировал, в частности, славянскую словесность с точки зрения сравнительно-исторического изучения славянских литератур в рамках европейского контекста, сравнивая формы и структуры литературных произведений. В своей самой значительной работе «Словесность славян» (1928) он сделал попытку сравнительного изучения истории славянских литератур как интегрального единства устного и художественного творчества от ее истоков вплоть до 1918 г. В монографии «Сравнительная методология славянской словесности» (1936) он вел полемику с немецкой национально ориентированной славистикой (К. Биттнер, Й. Пфицнер и др.) и защищал автономное существование славянских литератур как ценностной составной части мировой культуры, в которую входят не изолированные национальные литературы, а отдельные формы в своих структурных отношениях. Будучи начинающим славистом, он уже тогда создал полную карту южнославянского драматургического творчества и первым представил его историю: «Сербохорватская драма» (1924), «Словенская драма» (1925), «Болгарская драма» (1928) и «Драматургия славянского юга» (1930).
2 После Второй мировой войны весьма плодотворной была деятельность Вольмана в редакциях журналов «Slavia» и «Slovesná věda» и его работа в Международном комитете славистов. На рубеже 50–60-х годов ХХ в. Вольман в своих выступлениях на международных съездах славистов уделял внимание, прежде всего, вопросам методологии историко-литературного изучения, связанным со сравнительным изучением славянских литератур. Монографии «Славянская общность в языковом и литературном возрождении у славян» (1958) и «Славизмы и антиславизмы в Весну народов» (1968) доказывали не только зарождение и развитие идеи славянской взаимности, но и проявления отличий в разных их модификациях в эпоху национального возрождения славян.
3 Забытой, однако, осталась драматургия Вольмана, которая относится в основном к межвоенному периоду: «Богокороль», «Лодка на море», «Великая Моравия» и другие, причем многие пьесы остались в рукописи и были обнаружены лишь недавно («Фридлянд») [1. S. 19–21, 48–49]. В начале 20-х годов ХХ в. отдельные пьесы были поставлены на сцене Словацкого национального театра в Братиславе и в театрах Праги, Брно, Пльзеня. Лишь в некоторых словарных статьях указаны названия его пьес и лишь коротко подчеркивается его участие в основании Академии музыки им. Яначека в сентябре 1947 г., где он в 1948–1949/1950 гг. был первым деканом театрального факультета [2–6.]. В творчестве Вольмана как представителя авангардного поколения проявлялись типичные противоречия между наукой и собственной творческой деятельностью, своим нравом, он был «тип скорее аристократический, явно индивидуалистический» [7. S. 164]. Первым драматическим произведением была философско-лирическая трагедия «Богокороль» (1921) [8], которая в пяти действиях рисовала историческую личность Александра Великого и отражала неоднозначные отношения между западным индивидуализмом и восточным коллективизмом. Уже в этом первом драматургическом произведении появилась типичная для Вольмана тематика, исследующая «отношение личности к целому и к порядку, трагичность богокороля и исключительность»1. Здесь автор полемизировал с ницшеанством и под «богокоролевством» понимал представление о новой религиозности и новой социальной вере, путь к которой напрасно искал Александр Великий, погибший потому, что не смог избавиться от своих сильных эмоций и субъективного «эго». Через некоторое время он определил общую идею как преодоление собственного индивидуализма и романтического титанизма: «В “Богокороле” я [...] воле к власти, воплощенной в лице Александра, противопоставил индийского паломника. Воля Александра к власти ослабевает при познании Нирваны. Это смысл моего Александра и это также отражение моего мировозрения той поры»2. 1. Франк Вольман в письме Эмилу Пацовскому от 08. 03. 1920 г. [9].

2. Франк Вольман в письме Альберту Пражаку (не датировано, написано, вероятно, в начале 1950 г.) [10].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 794

Оценка читателей: голосов 0

1. Zelenkova A. Bibliografia Franka Wollmana // Slavista Frank Wollman v kontexte literatury a folkloru I / Eds. H. Hloskova, A. Zelenkova. Bratislava; Brno, 2006.

2. Osolsobe I. Danost tvarove intencionalni aneb wollmanovske opacko // Program Statniho divadla v Brne. Brno, 1968. R. 39.

3. Grund A. Osobnost Franka Wollmana // Pocta Fr. Travnickovi a F. Wollmanovi / Eds. A. Grund, A. Kellner, J. Kurz. Brno, 1948.

4. Kudelaskova M., Burian J. Dramatik Frank Wollman // List Sdruzeni moravskych spisovatelu 2. 1947–1948. Brno, 1948.

5. Zavodsky Ar. Frank Wollman a divadlo // Sbornik praci filosoficke fakulty brnenske university. Brno, 1969. R. 18. C. 16.

6. Zavodsky Ar. Cesty k teatrologii a cesty teatrologie v Brne // Prologomena scenograficke encyklopedie. Praha, 1973.

7. Jerabek D. Brno – kulturni mesto predvalecne a valecne. O divadle, literature, vytvarnem umeni a vyznamnych osobnostech univerzity v letech 1928–1948. Brno, 2006.

8. Wollman Fr. Bohokral. Praha, 1921.

9. Литературный архив Памятника национальной письменности (ЛА ПНП) в Праге. Фонд Эмил Пацовский.

10. ЛА ПНП в Праге. Фонд Альберт Пражак

11. Wollman Fr. Rastislav. Kosice, 1922.

12. Wollman Fr. Velka Morava. Bratislava, 1924.

13. Pospisil I. Ke konceptu eidologie/poetiky srovnavacich slovanskych literatur v souvislostech dila Franka Wollmana // Stil. Beograd, 2012, Knj. 11.

14. ЛА ПНП в Праге. Фонд Иржи Поливка.

15. Wollman Fr. Clun na mori. Praha, 1923.

16. Wollman Fr. Puskinova cesta k baladicke dramatice // Slovo a slovesnost. 1937. R. 3. C. 1.

17. Wollman Fr. Sovetsky divadelni festival // Lidove noviny/ 1937 R. 45. №. 481.

18. Wollman Fr. Sovetsky divadelni festival // Lidove noviny. 1937. R. 45. № 493.

19. Wollman Fr. Z festivaloveho zapisniku // Lidove noviny. 1937. R. 45. № 513.

20. Wollman Fr. Prodana v Leningrade // Lidove noviny. 1937. R. 45. № 500.

21. Wollman Fr. Pouceni z V. divadelniho festivalu. Praha – Moskva // Revue pro kulturni a hospodarskou spolupraci CSR a SSSR. Praha, 1937–1938. R. 2. C 7.

22. Wollman Fr. Co mne znamena SSSR // In: Ceskoslovensko Sovetskemu svazu k 20. vyroci. Sbornik projevu. Praha, 1937.

23. M.M. Bratislavska debata o sovietskom divadle // Slovenske zvesti. 1937. R 2. № 203.

24. Prednaska prof. Fr. Wollmana o sovietskom divadle // Slovensky dennik. 1937. R. 20. № 238 (не подписано).

25. K. [= Kostolny, Andrej]. Sucasne ruske divadlo // Slovenska politika. 1937. R. 18. №. 239.

26. Literarne piatky v Umeleckej besede // Narodnie noviny. 1937. R. 68. № 121 (не подписано).

27. Zelenkova A. Historicka dramatika Franka Wollmana (nevydana drama Fridland) // Aktualni problemy soucasne slavistiky (jazyk – literatura – kultura – politika) / Eds. I. Pospisil, M. Zelenka, A. Zelenkova. Brno, 2015.

28. Zelenkova A. Pokus oblikovnega eksperimenta v dramski ustvarjalnosti Franka Wollmana: prispevek k strukturalni teoriji drame // Primerjalna knjizevnost. Ljubljana, 2017. L. 40. № 3.

29. Wollman Fr. Nove ruske divadlo // Ceskoslovenske divadlo. 1938. R. 21. № 2; № 4; № 5; № 6; № 7; № 9. (Было издано и как специальный выпуск: Praha, 1938).

30. Wollman Fr. Socialisticky realismus jako kulturni epocha a styl umelecky // Slovesna veda. 1948–1949 R. 2. C. 2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх