Orthodox parishes in Novgorod and the surrounding area during the Nazi occupation

 
PIIS086956870016617-9-1
DOI10.31857/S086956870016617-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages105-113
Abstract

      

Keywords
Received21.06.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters29298
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 История «Православной миссии в освобождённых областях России», более известной как Псковская православная миссия, давно привлекает внимание исследователей, зачастую стоящих на диаметрально противоположных позициях. За последние 15 лет помимо фундаментальной монографии К.П. Обозного1 вышло множество работ, в которых в той или иной мере освещалась церковная жизнь на временно оккупированном Северо-Западе России в 1941–1944 гг.2 Территория, на которой развернулась деятельность миссии, включала Псковскую, Новгородскую, Ленинградскую и часть нынешней Тверской области. Но если собственно о Пскове и его окрестностях написано уже немало, то ситуация в Новгороде и прилегавших к нему районах ещё практически не изучалась, что во многом связано с эвакуацией жителей города в самом начале его оккупации. Однако местную специфику безусловно необходимо проанализировать. 1. Обозный К.П. История Псковской православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008.

2. Бернев С.К. Образование Псковской православной миссии // Жизнь и безопасность. 2004. № 1–2. С. 368–374; Бернев С.К. «Православная миссия» в оккупированном Пскове. «Докладная записка управления НКГБ по Ленинградской области. 1944 г.» // Исторический архив. 2008. № 5. С. 38–54; Ковалёв Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941–1944. М., 2004; Корнилов А.А. Преображение России: О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941–1945). Н. Новгород, 2000; Шкаровский М.В. «Господь дарует нам победу». Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. М., 2020; Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и православная Церковь. М., 2007.
2 К лету 1941 г. православные приходы Новгородской епархии находились в критическом положении. Ещё в 1930-х гг. перестали служить в закрытых ранее монастырях. К началу 1937 г. в самом Новгороде насчитывалось пять действующих церквей (Борисоглебская, Климентовская, Флоровская, святого Феодора Стратилата и Михаило-Архангельский собор). К ним можно прибавить Тихвинский храм, находившийся в непосредственной близости от города, на старом кладбище. 16 декабря 1937 г. был арестован ряд пастырей и активных мирян во главе с епископом Демянским, викарием Новгородской епархии Сергием (Васильевым). Они обвинялись в создании «контрреволюционной организации церковников». Владыку Сергия расстреляли 9 сентября 1938 г. Такая же участь ждала и связанных с ним священников. С этого времени богослужение в Новгороде стало совершаться лишь в Михаило-Архангельском соборе, а его настоятель – протоиерей Владимир Богданов – являлся единственным зарегистрированным священником в городе (ещё один пастырь – Иоанн Мудролюбов – оставался при Тихвинской церкви)3. 3. Астахов И.Э., Петров И.В. К вопросу о попытках уничтожении церковной жизни и православного духовенства в Новгороде в 1936–1941 гг. // Церковь. Богословие. История. 2020. № 1. С. 147–152.
3 В 1939 г. ушедшего на покой о. Владимира Богданова, которого многие подозревали в сотрудничестве с «органами», сменил о. Василий Николаевский, ранее работавший по гражданской специальности. О его прошлом сохранились достаточно противоречивые сведения. Согласно личному делу, он родился в январе 1898 г. в семье священника с. Воронина Демянского уезда, через 17 лет окончил Старорусское духовное училище, в 1916 г., выдержав экзамен на иерейский сан (перед тем успешно экзаменовался на Псаломщицких курсах в Новгороде). Ожидая рукоположения, состоял при Местецкой и Выставской церквах в Старорусском уезде. В 1917 г. его мобилизовали, однако он вскоре вернулся к своим обязанностям псаломщика в Луженской церкви Демянского уезда. С 1920 г. Николаевский учительствовал в Кирилловской школе, а в 1922 г. уже исполнял обязанности диакона в Свято-Духовой церкви Старой Руссы, в 1923 г. получил архипастырское благословение. В 1926 г. о. Василий стал священником в Волотово под Новгородом, в 1927 г. получил в награду набедренник, в 1928 г. – скуфью. В 1928 г. его выслали по ст. 59 на 5 лет в Западную Сибирь. В 1934 г. вернувшегося священника определили на приход в деревню Пеньково, наградили камилавкой (1935), наперсным крестом (1936), а через четыре года перевели в Георгиевскую церковь Старой Руссы. С конца 1938 г. по середину 1939 г. он находился за штатом, но затем оказался в Новгороде, был возведён в сан протоиерея и получил крест с украшениями, а в 1940 г. – палицу4. 4. Государственный архив Новгородской области (далее – ГА НО), ф. Р-4110, оп. 1, д. 26, л. 4.

Number of purchasers: 2, views: 518

Readers community rating: votes 0

1. Astakhov I.Eh., Petrov I.V. K voprosu o popytkakh unichtozhenii tserkovnoj zhizni i pravoslavnogo dukhovenstva v Novgorode v 1936–1941 gg. // Tserkov'. Bogoslovie. Istoriya. 2020. № 1. S. 147–152.

2. Astashkin D.Yu., Kovalyov B.N., Kulik S.V. Natsistskij rezhim na Severo-Zapade Rossii. Okkupatsiya. Soprotivlenie. Vozmezdie. SPb., 2018. S. 110.

3. Bernev S.K. «Pravoslavnaya missiya» v okkupirovannom Pskove. «Dokladnaya zapiska upravleniya NKGB po Leningradskoj oblasti. 1944 g.» // Istoricheskij arkhiv. 2008. № 5. S. 38–54.

4. Bernev S.K. Obrazovanie Pskovskoj pravoslavnoj missii // Zhizn' i bezopasnost'. 2004. № 1–2. S. 368–374.

5. Budanova A.V. Dukhovnaya zhizn' bratstva episkopa Makariya (Opotskogo) po materialam chastnogo arkhiva semej Pikinykh-Braginykh i Belyaevykh // Sretenskie chteniya. Materialy XXV nauchno-bogoslovskoj konferentsii studentov, aspirantov i molodykh spetsialistov. 2019. M., 2019. S. 256–263.

6. Kartoteka «Z» Operativnogo shtaba «Rejkhslyajter Rozenberg». Tsennosti kul'tury na okkupirovannykh territoriyakh Rossii, Ukrainy i Belorussii / Pod red. M.A. Bojtsova, T.A. Vasil'evoj. M., 1998. S. 262–263, 268.

7. Kovalyov B.N. Ispanskaya diviziya – soyuznik Tret'ego rejkha. 1941–1945 gg. SPb., 2020. S. 56–57.

8. Kovalyov B.N. Natsistskaya okkupatsiya i kollaboratsionizm v Rossii. 1941–1944. M., 2004.

9. Kornilov A.A. Preobrazhenie Rossii: O pravoslavnom vozrozhdenii na okkupirovannykh territoriyakh SSSR (1941–1945). N. Novgorod, 2000.

10. Oboznyj K.P. Istoriya Pskovskoj pravoslavnoj missii. 1941–1944 gg. M., 2008.

11. Petrov I.V. Pravoslavnoe svyaschenstvo: pastyrskoe sluzhenie v nemetskoj okkupatsii i dal'nejshaya sud'ba // Quaestio Rossica. 2020. Vol. 8. № 3. S. 777–791.

12. Shkarovskij M.V. «Gospod' daruet nam pobedu». Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i Velikaya Otechestvennaya vojna. M., 2020.

13. Shkarovskij M.V. Krest i svastika. Natsistskaya Germaniya i pravoslavnaya Tserkov'. M., 2007.

14. Shkarovskij M.V. Tserkov' zovyot k zaschite Rodiny. SPb., 2005. S. 344.

Система Orphus

Loading...
Up