Православные приходы Новгорода и окрестностей в период нацистской оккупации

 
Код статьиS086956870016617-9-1
DOI10.31857/S086956870016617-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы105-113
Аннотация

   

Ключевые слова
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта президента РФ для молодых кандидатов наук № МК-4539.2021.2. «Попытки отделения православных приходов Беларуси, Латвии и Эстонии от Русской Православной Церкви в 1941–1991 гг.».
Получено21.06.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов29298
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История «Православной миссии в освобождённых областях России», более известной как Псковская православная миссия, давно привлекает внимание исследователей, зачастую стоящих на диаметрально противоположных позициях. За последние 15 лет помимо фундаментальной монографии К.П. Обозного1 вышло множество работ, в которых в той или иной мере освещалась церковная жизнь на временно оккупированном Северо-Западе России в 1941–1944 гг.2 Территория, на которой развернулась деятельность миссии, включала Псковскую, Новгородскую, Ленинградскую и часть нынешней Тверской области. Но если собственно о Пскове и его окрестностях написано уже немало, то ситуация в Новгороде и прилегавших к нему районах ещё практически не изучалась, что во многом связано с эвакуацией жителей города в самом начале его оккупации. Однако местную специфику безусловно необходимо проанализировать. 1. Обозный К.П. История Псковской православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008.

2. Бернев С.К. Образование Псковской православной миссии // Жизнь и безопасность. 2004. № 1–2. С. 368–374; Бернев С.К. «Православная миссия» в оккупированном Пскове. «Докладная записка управления НКГБ по Ленинградской области. 1944 г.» // Исторический архив. 2008. № 5. С. 38–54; Ковалёв Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941–1944. М., 2004; Корнилов А.А. Преображение России: О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941–1945). Н. Новгород, 2000; Шкаровский М.В. «Господь дарует нам победу». Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. М., 2020; Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и православная Церковь. М., 2007.
2 К лету 1941 г. православные приходы Новгородской епархии находились в критическом положении. Ещё в 1930-х гг. перестали служить в закрытых ранее монастырях. К началу 1937 г. в самом Новгороде насчитывалось пять действующих церквей (Борисоглебская, Климентовская, Флоровская, святого Феодора Стратилата и Михаило-Архангельский собор). К ним можно прибавить Тихвинский храм, находившийся в непосредственной близости от города, на старом кладбище. 16 декабря 1937 г. был арестован ряд пастырей и активных мирян во главе с епископом Демянским, викарием Новгородской епархии Сергием (Васильевым). Они обвинялись в создании «контрреволюционной организации церковников». Владыку Сергия расстреляли 9 сентября 1938 г. Такая же участь ждала и связанных с ним священников. С этого времени богослужение в Новгороде стало совершаться лишь в Михаило-Архангельском соборе, а его настоятель – протоиерей Владимир Богданов – являлся единственным зарегистрированным священником в городе (ещё один пастырь – Иоанн Мудролюбов – оставался при Тихвинской церкви)3. 3. Астахов И.Э., Петров И.В. К вопросу о попытках уничтожении церковной жизни и православного духовенства в Новгороде в 1936–1941 гг. // Церковь. Богословие. История. 2020. № 1. С. 147–152.
3 В 1939 г. ушедшего на покой о. Владимира Богданова, которого многие подозревали в сотрудничестве с «органами», сменил о. Василий Николаевский, ранее работавший по гражданской специальности. О его прошлом сохранились достаточно противоречивые сведения. Согласно личному делу, он родился в январе 1898 г. в семье священника с. Воронина Демянского уезда, через 17 лет окончил Старорусское духовное училище, в 1916 г., выдержав экзамен на иерейский сан (перед тем успешно экзаменовался на Псаломщицких курсах в Новгороде). Ожидая рукоположения, состоял при Местецкой и Выставской церквах в Старорусском уезде. В 1917 г. его мобилизовали, однако он вскоре вернулся к своим обязанностям псаломщика в Луженской церкви Демянского уезда. С 1920 г. Николаевский учительствовал в Кирилловской школе, а в 1922 г. уже исполнял обязанности диакона в Свято-Духовой церкви Старой Руссы, в 1923 г. получил архипастырское благословение. В 1926 г. о. Василий стал священником в Волотово под Новгородом, в 1927 г. получил в награду набедренник, в 1928 г. – скуфью. В 1928 г. его выслали по ст. 59 на 5 лет в Западную Сибирь. В 1934 г. вернувшегося священника определили на приход в деревню Пеньково, наградили камилавкой (1935), наперсным крестом (1936), а через четыре года перевели в Георгиевскую церковь Старой Руссы. С конца 1938 г. по середину 1939 г. он находился за штатом, но затем оказался в Новгороде, был возведён в сан протоиерея и получил крест с украшениями, а в 1940 г. – палицу4. 4. Государственный архив Новгородской области (далее – ГА НО), ф. Р-4110, оп. 1, д. 26, л. 4.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 515

Оценка читателей: голосов 0

1. Астахов И.Э., Петров И.В. К вопросу о попытках уничтожении церковной жизни и православного духовенства в Новгороде в 1936–1941 гг. // Церковь. Богословие. История. 2020. № 1. С. 147–152.

2. Асташкин Д.Ю., Ковалёв Б.Н., Кулик С.В. Нацистский режим на Северо-Западе России. Оккупация. Сопротивление. Возмездие. СПб., 2018. С. 110.

3. Бернев С.К. «Православная миссия» в оккупированном Пскове. «Докладная записка управления НКГБ по Ленинградской области. 1944 г.» // Исторический архив. 2008. № 5. С. 38–54.

4. Бернев С.К. Образование Псковской православной миссии // Жизнь и безопасность. 2004. № 1–2. С. 368–374.

5. Буданова А.В. Духовная жизнь братства епископа Макария (Опоцкого) по материалам частного архива семей Пикиных-Брагиных и Беляевых // Сретенские чтения. Материалы XXV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. 2019. М., 2019. С. 256–263.

6. Картотека «Z» Оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг». Ценности культуры на оккупированных территориях России, Украины и Белоруссии / Под ред. М.А. Бойцова, Т.А. Васильевой. М., 1998. С. 262–263, 268.

7. Ковалёв Б.Н. Испанская дивизия – союзник Третьего рейха. 1941–1945 гг. СПб., 2020. С. 56–57.

8. Ковалёв Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941–1944. М., 2004.

9. Корнилов А.А. Преображение России: О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941–1945). Н. Новгород, 2000.

10. Обозный К.П. История Псковской православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008.

11. Петров И.В. Православное священство: пастырское служение в немецкой оккупации и дальнейшая судьба // Quaestio Rossicа. 2020. Vol. 8. № 3. С. 777–791.

12. Шкаровский М.В. «Господь дарует нам победу». Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. М., 2020.

13. Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и православная Церковь. М., 2007.

14. Шкаровский М.В. Церковь зовёт к защите Родины. СПб., 2005. С. 344.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх