Consecration of Bishops and «Lists of Creed» in the first third of the 15th century

 
PIIS086956870016611-3-1
DOI10.31857/S086956870016611-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Library of RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages3-9
Abstract

        

Keywords
Received03.09.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters21384
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Система церковной иерархии в Киевской митрополии претерпела существенные изменения в первой половине XV в. Взаимоотношения архиерея с митрополитом и паствой во многом определялись обещаниями, даваемыми во время хиротонии, и наставлениями, получаемыми будущим епископом от главы Церкви. Эти тексты, которые ставленник подписывал и зачитывал вслух, по пунктам перечисляют его обязанности и обещания. Чины поставления епископов, входящие в них исповедания (т.е. обещания от имени будущего епископа) и наставления от имени митрополита являются важнейшими документами, содержащими уникальные сведения. Они привлекали внимание исследователей со второй половины XIX в. преимущественно в рамках изучения богослужения в Русской церкви1. Некоторые ранние тексты были опубликованы в XIX и начале ХХ столетия2. Тем не менее история формирования чинов поставления епископов в Московской Руси и Великом княжестве Литовском остаётся малоизученной. 1.  Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской церкви в XVI веке. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование. Казань, 1884. С. 353–380; Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906; Ваврик М. Флорентiйськi унiйнi традициï в Киïвськiй митрополиï 1450–60 рр. // Series II. Sectio II. «Analecta OSBM». Vol. IV(X). Fasc. 3–4: Miscellanea in honorem cardinalis Isidori (1463–1963). Romae, 1963. P. 329–362; Ваврик М. До iсторiï епископськоï присяги в XV – XVI вв. // Ibid. P. 363–390.

2.  Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией императорской Академии наук. Т. I. СПб., 1836. № 370, 375. С. 463, 467–473; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею (далее – РИБ). Т. VI. СПб., 1880. № 52, 105. Стб. 437–464, 738.
2 Наиболее ранним примером использования «исповедания» епископа обычно считается формуляр с датой 1423 г., сохранившийся в списках конца XV в.3 Этот текст входит в чин поставления («Устав, како подобает избирати епископа») и фиксирует время, к которому текст «исповедания» приобрёл законченную форму. Более поздние «исповедания» позволяют увидеть изменения, вносившиеся в документ, подписываемый будущим архиереем. Однако документ 1423 г. не появился одномоментно, а стал результатом долгого процесса формирования чина поставления епископов, что заставляет обратиться к обстоятельствам складывания текстов подобного рода. 3.  Богданов С.В. Отрывок чина на избрание и поставление епископов в тексте летописей Новгородско-Софийского круга // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 4(42). С. 56–69; Корогодина М.В. Чин избрания и поставления епископов и канонические книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 2(44). С. 113–117; Белякова Е.В. Замечания к полемике о чине поставления епископов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 2(44). С. 118–119; Тарасов А.Е. Чины избрания и поставления епископов и роль светской власти в рукоположении архиереев конца XV–XVII вв. // Вызов времени: становление централизованных государств на Востоке и Западе Европы в конце XV–XVII в. Калуга, 2019. С. 230–234.
3 Если киевские митрополиты на протяжении нескольких столетий почти без исключений ставились Константинопольским патриархом и синодом, и уже по этой причине в русских богослужебных книгах не мог находиться чин поставления митрополита, то с епископами дело обстояло иначе. Часть из них также была рукоположена в Константинополе, но другие хиротонисаны митрополитом в русских землях. Совершение хиротонии требовало определенных молитв и священнодействий, которые формируют чин; однако мы не находим подобных текстов в богослужебных книгах до XIV в. Можно полагать, что на протяжении долгого времени хиротония совершалась во время торжественной литургии через чтение одной или нескольких молитв. Возможно, эти молитвы не переводились на славянский язык, а читались митрополитами на греческом языке – этого было достаточно в условиях малого числа епархий и редкости подобного богослужения.
4 Наиболее ранней рукописью, включающей чин хиротонии епископа, является архиерейский Требник второй половины XIV в., содержащий комплекс чинов поставления, состоящих только из молитв без каких-либо наставлений или «исповеданий» со стороны рукополагаемого. Кодекс был полностью издан и исследован М.С. Желтовым4, который пришёл к выводу, что в рукопись вошли переводы чинов из греческого Евхология, наиболее распространенного в Константинопольской церкви в X–XI вв.5 Согласно наблюдениям Т.И. Афанасьевой, данная рукопись содержит особый перевод Требника, связанный с именем Саввы Сербского и появившийся на Руси не ранее последней трети XIII в.6 Этот чин не включает особого формуляра для наставлений будущему епископу или описания его обязанностей и обещаний. 4.  Желтов М. Чиновник архиепископов Новгородских. Древнерусский Требник РНБ, Соф. 1056. М., 2017. С. 58–178.

5.  Желтов М.С. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ, Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 149–150; Желтов М. Чиновник архиепископов Новгородских… С. 19–21.

6.  Афанасьева Т.И. «Евхологий Саввы Сербского» и его рецепция в Древней Руси XIII–XIV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 4(78). С. 146, 152.

Number of purchasers: 1, views: 537

Readers community rating: votes 0

1. Akty, sobrannye v bibliotekakh i arkhivakh Rossijskoj imperii Arkheograficheskoyu ehkspeditsiej imperatorskoj Akademii nauk. T. I. SPb., 1836. № 370, 375. S. 463, 467–473.

2. Afanasenko Yu.Yu. Novogrudskij sobor 1415 g. v tserkovnoj politike velikogo knyazya Vitovta // Issledovaniya po istorii Vostochnoj Evropy. Nauchnyj sbornik. Vyp. 8. Minsk, 2015. S. 94.

3. Afanas'eva T.I. «Evkhologij Savvy Serbskogo» i ego retseptsiya v Drevnej Rusi XIII–XIV v. // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2019. № 4(78). S. 146, 152.

4. Afanas'eva T.I. «Trebnik Stefana Dushana», ego sostav i mesto v slavyanskoj traditsii Trebnika // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2020. Vyp. 3(81). S. 127–142.

5. Afanas'eva T.I. Liturgicheskaya reforma pri mitropolite Kipriane i formirovanie Bol'shogo trebnika v Moskovskoj Rusi // Pis'mennost', literatura, fol'klor slavyanskikh narodov. Istoriya slavistiki. XVI mezhdunarodnyj s'ezd slavistov. Doklady rossijskoj delegatsii. M., 2018. S. 20–33.

6. Belyakova E.V. Zamechaniya k polemike o chine postavleniya episkopov // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2011. № 2(44). S. 118–119.

7. Bogdanov S.V. Otryvok china na izbranie i postavlenie episkopov v tekste letopisej Novgorodsko-Sofijskogo kruga // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2010. № 4(42). S. 56–69.

8. Vavrik M. Do istoriï episkops'koï prisyagi v XV – XVI vv. // Ibid. P. 363–390.

9. Vavrik M. Florentijs'ki unijni traditsiï v Kiïvs'kij mitropoliï 1450–60 rr. // Series II. Sectio II. «Analecta OSBM». Vol. IV(X). Fasc. 3–4: Miscellanea in honorem cardinalis Isidori (1463–1963). Romae, 1963. P. 329–362.

10. Dergachyov V.V. Vselenskij sinodik v drevnej i srednevekovoj Rossii // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2001. Vyp. 1(3). S. 24–25.

11. Dmitrievskij A.A. Bogosluzhenie v Russkoj tserkvi v XVI veke. Ch. 1: Sluzhby kruga sedmichnogo i godichnogo i chinoposledovaniya tainstv. Istoriko-arkheologicheskoe issledovanie. Kazan', 1884. S. 353–380.

12. Zheltov M. Chinovnik arkhiepiskopov Novgorodskikh. Drevnerusskij Trebnik RNB, Sof. 1056. M., 2017. S. 58–178.

13. Zheltov M.S. Chiny rukopolozhenij po drevnejshemu slavyanskomu spisku: Rukopis' RNB, Sof. 1056, XIV v. // Vestnik PSTGU. I: Bogoslovie. Filosofiya. 2005. Vyp. 14. S. 149–150.

14. Korogodina M.V. Chin izbraniya i postavleniya episkopov i kanonicheskie knigi // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2011. № 2(44). S. 113–117.

15. Neselovskij A. Chiny khirotesij i khirotonij. Opyt istoriko-arkheologicheskogo issledovaniya. Kamenets-Podol'sk, 1906.

16. Russkaya istoricheskaya biblioteka, izdavaemaya Arkheograficheskoyu komissieyu (dalee – RIB). T. VI. SPb., 1880. № 52, 105. Stb. 437–464, 738.

17. Russkij feodal'nyj arkhiv XIV – pervoj treti XVI veka. Ch. 1. M., 1986. № 21. S. 119–120.

18. Tarasov A.E. Chiny izbraniya i postavleniya episkopov i rol' svetskoj vlasti v rukopolozhenii arkhiereev kontsa XV–XVII vv. // Vyzov vremeni: stanovlenie tsentralizovannykh gosudarstv na Vostoke i Zapade Evropy v kontse XV–XVII v. Kaluga, 2019. S. 230–234.

19. Uspenskij F.I. Sinodik v nedelyu pravoslaviya. Svodnyj tekst s prilozheniyami. Odessa, 1893. S. 30–31.

20. Shibaev M.A. Rukopisi Kirillo-Belozerskogo monastyrya XV veka. Istoriko-kodikologicheskoe issledovanie. M.; SPb., 2013. S. 40.

Система Orphus

Loading...
Up