Архиерейская хиротония и «исповедания» епископов в первой трети XV в.

 
Код статьиS086956870016611-3-1
DOI10.31857/S086956870016611-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Библиотека РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы3-9
Аннотация

       

Ключевые слова
Источник финансированияСтатья подготовлена в Санкт-Петербургском государственном университете при поддержке Российского научного фонда, проект № 20-18-00171 «Moscovia & Ruthenia XV–XVII вв.: взаимовлияние письменных традиций в сфере богослужения, канонического права, системы образования и богословия».
Получено03.09.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов21384
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Система церковной иерархии в Киевской митрополии претерпела существенные изменения в первой половине XV в. Взаимоотношения архиерея с митрополитом и паствой во многом определялись обещаниями, даваемыми во время хиротонии, и наставлениями, получаемыми будущим епископом от главы Церкви. Эти тексты, которые ставленник подписывал и зачитывал вслух, по пунктам перечисляют его обязанности и обещания. Чины поставления епископов, входящие в них исповедания (т.е. обещания от имени будущего епископа) и наставления от имени митрополита являются важнейшими документами, содержащими уникальные сведения. Они привлекали внимание исследователей со второй половины XIX в. преимущественно в рамках изучения богослужения в Русской церкви1. Некоторые ранние тексты были опубликованы в XIX и начале ХХ столетия2. Тем не менее история формирования чинов поставления епископов в Московской Руси и Великом княжестве Литовском остаётся малоизученной. 1.  Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской церкви в XVI веке. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование. Казань, 1884. С. 353–380; Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906; Ваврик М. Флорентiйськi унiйнi традициï в Киïвськiй митрополиï 1450–60 рр. // Series II. Sectio II. «Analecta OSBM». Vol. IV(X). Fasc. 3–4: Miscellanea in honorem cardinalis Isidori (1463–1963). Romae, 1963. P. 329–362; Ваврик М. До iсторiï епископськоï присяги в XV – XVI вв. // Ibid. P. 363–390.

2.  Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией императорской Академии наук. Т. I. СПб., 1836. № 370, 375. С. 463, 467–473; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею (далее – РИБ). Т. VI. СПб., 1880. № 52, 105. Стб. 437–464, 738.
2 Наиболее ранним примером использования «исповедания» епископа обычно считается формуляр с датой 1423 г., сохранившийся в списках конца XV в.3 Этот текст входит в чин поставления («Устав, како подобает избирати епископа») и фиксирует время, к которому текст «исповедания» приобрёл законченную форму. Более поздние «исповедания» позволяют увидеть изменения, вносившиеся в документ, подписываемый будущим архиереем. Однако документ 1423 г. не появился одномоментно, а стал результатом долгого процесса формирования чина поставления епископов, что заставляет обратиться к обстоятельствам складывания текстов подобного рода. 3.  Богданов С.В. Отрывок чина на избрание и поставление епископов в тексте летописей Новгородско-Софийского круга // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 4(42). С. 56–69; Корогодина М.В. Чин избрания и поставления епископов и канонические книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 2(44). С. 113–117; Белякова Е.В. Замечания к полемике о чине поставления епископов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 2(44). С. 118–119; Тарасов А.Е. Чины избрания и поставления епископов и роль светской власти в рукоположении архиереев конца XV–XVII вв. // Вызов времени: становление централизованных государств на Востоке и Западе Европы в конце XV–XVII в. Калуга, 2019. С. 230–234.
3 Если киевские митрополиты на протяжении нескольких столетий почти без исключений ставились Константинопольским патриархом и синодом, и уже по этой причине в русских богослужебных книгах не мог находиться чин поставления митрополита, то с епископами дело обстояло иначе. Часть из них также была рукоположена в Константинополе, но другие хиротонисаны митрополитом в русских землях. Совершение хиротонии требовало определенных молитв и священнодействий, которые формируют чин; однако мы не находим подобных текстов в богослужебных книгах до XIV в. Можно полагать, что на протяжении долгого времени хиротония совершалась во время торжественной литургии через чтение одной или нескольких молитв. Возможно, эти молитвы не переводились на славянский язык, а читались митрополитами на греческом языке – этого было достаточно в условиях малого числа епархий и редкости подобного богослужения.
4 Наиболее ранней рукописью, включающей чин хиротонии епископа, является архиерейский Требник второй половины XIV в., содержащий комплекс чинов поставления, состоящих только из молитв без каких-либо наставлений или «исповеданий» со стороны рукополагаемого. Кодекс был полностью издан и исследован М.С. Желтовым4, который пришёл к выводу, что в рукопись вошли переводы чинов из греческого Евхология, наиболее распространенного в Константинопольской церкви в X–XI вв.5 Согласно наблюдениям Т.И. Афанасьевой, данная рукопись содержит особый перевод Требника, связанный с именем Саввы Сербского и появившийся на Руси не ранее последней трети XIII в.6 Этот чин не включает особого формуляра для наставлений будущему епископу или описания его обязанностей и обещаний. 4.  Желтов М. Чиновник архиепископов Новгородских. Древнерусский Требник РНБ, Соф. 1056. М., 2017. С. 58–178.

5.  Желтов М.С. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ, Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 149–150; Желтов М. Чиновник архиепископов Новгородских… С. 19–21.

6.  Афанасьева Т.И. «Евхологий Саввы Сербского» и его рецепция в Древней Руси XIII–XIV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 4(78). С. 146, 152.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 509

Оценка читателей: голосов 0

1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией императорской Академии наук. Т. I. СПб., 1836. № 370, 375. С. 463, 467–473.

2. Афанасенко Ю.Ю. Новогрудский собор 1415 г. в церковной политике великого князя Витовта // Исследования по истории Восточной Европы. Научный сборник. Вып. 8. Минск, 2015. С. 94.

3. Афанасьева Т.И. «Евхологий Саввы Сербского» и его рецепция в Древней Руси XIII–XIV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 4(78). С. 146, 152.

4. Афанасьева Т.И. «Требник Стефана Душана», его состав и место в славянской традиции Требника // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. Вып. 3(81). С. 127–142.

5. Афанасьева Т.И. Литургическая реформа при митрополите Киприане и формирование Большого требника в Московской Руси // Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики. XVI международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М., 2018. С. 20–33.

6. Белякова Е.В. Замечания к полемике о чине поставления епископов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 2(44). С. 118–119.

7. Богданов С.В. Отрывок чина на избрание и поставление епископов в тексте летописей Новгородско-Софийского круга // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 4(42). С. 56–69.

8. Ваврик М. До iсторiï епископськоï присяги в XV – XVI вв. // Ibid. P. 363–390.

9. Ваврик М. Флорентiйськi унiйнi традициï в Киïвськiй митрополиï 1450–60 рр. // Series II. Sectio II. «Analecta OSBM». Vol. IV(X). Fasc. 3–4: Miscellanea in honorem cardinalis Isidori (1463–1963). Romae, 1963. P. 329–362.

10. Дергачёв В.В. Вселенский синодик в древней и средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. Вып. 1(3). С. 24–25.

11. Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской церкви в XVI веке. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование. Казань, 1884. С. 353–380.

12. Желтов М. Чиновник архиепископов Новгородских. Древнерусский Требник РНБ, Соф. 1056. М., 2017. С. 58–178.

13. Желтов М.С. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ, Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 149–150.

14. Корогодина М.В. Чин избрания и поставления епископов и канонические книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 2(44). С. 113–117.

15. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906.

16. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею (далее – РИБ). Т. VI. СПб., 1880. № 52, 105. Стб. 437–464, 738.

17. Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. Ч. 1. М., 1986. № 21. С. 119–120.

18. Тарасов А.Е. Чины избрания и поставления епископов и роль светской власти в рукоположении архиереев конца XV–XVII вв. // Вызов времени: становление централизованных государств на Востоке и Западе Европы в конце XV–XVII в. Калуга, 2019. С. 230–234.

19. Успенский Ф.И. Синодик в неделю православия. Сводный текст с приложениями. Одесса, 1893. С. 30–31.

20. Шибаев М.А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Историко-кодикологическое исследование. М.; СПб., 2013. С. 40.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх