M.Yu. Nechaeva. Monashestvo Srednego Urala Sinodalnogo perioda: printsypy formirovaniya i socialniy sostav. Yekaterinburg, 2019

 
PIIS086956870014492-2-1
DOI10.31857/S086956870014492-2
Publication type Review
Source material for review М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2019. 232 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Vologda State University
Address: Russian Federation, Vologda
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 2
Pages231-234
Abstract

         

Keywords
Received25.01.2021
Publication date07.05.2021
Number of characters9563
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Рецензируемая монография посвящена актуальной в научном и практическом отношении теме – реформированию монастырей и монашества в Российской империи в ХVIII – начале ХХ в. Несмотря на то что в историографии уже накоплен некоторый опыт изучения данной проблематики, выход в свет книги екатеринбургской исследовательницы М.Ю. Нечаевой весьма важен. Появление такого исследования именно в Екатеринбурге не случайно: там в течение последних 10–15 лет происходит плодотворный диалог «светских» и «церковных» историков, регулярно проводятся научные конференции, издается серия сборников и журналов «Церковь. Богословие. История».
2 Хронологические рамки работы – 1721–1917 гг., но они не являются жёсткими: по ходу изложения автор свободно перемещается во времени, иногда возвращаясь к ХV–ХVII вв., попутно уточняя ряд спорных моментов по датам основания некоторых монастырей. Региональные рамки работы – Средний Урал, понимаемый автором географически, а не административно. Это две губернии – Вятская и Сибирская, – образовавшие в 1781 г. одну – Пермскую, и две епархии – Вятская и Тобольская, а с 1796 г. – Пермская, совпавшая с губернией. В 1885 г. были образованы две отдельные епархии – Пермская и Екатеринбургская. Региональной «замкнутости» в книге Нечаевой тоже нет, она широко распахнута ко многим другим регионам Российской империи, таким как Нижегородское Поволжье, центральные регионы страны, Северо-Запад, Малороссия, Новороссия, Восточная Сибирь.
3 Монашество понимается автором и как реально существовавшая религиозно-социальная общность, и как воспринимаемая людьми некая идеальная модель, матрица религиозной жизни (с. 12). В её длительной эволюции сочетались имеющие глубокую старину церковно-правовые, а также более динамичные государственно-правовые факторы. Всякое обновление и тем более коренное изменение этих основ на региональном и локальном уровнях заслуживает самого пристального внимания.
4 Во Введении отрадное впечатление производит чётко прописанная историография. Автор показала разные линии изучения этой проблематики: справочно-описательную; рассмотрение отдельных монастырей; более аналитическую в отношении церковных реформ Петра I и Екатерины II, церковно-государственных отношений в ХIХ – начале ХХ в., а также историко-философские, богословские и культурологические разработки по феномену старчества в синодальный период. При этом региональная научная и краеведческая литература органично вписывается автором в общий поток исторических исследований. Нечаева учитывает и использует новейшие подходы, уделяющие большее внимание, чем это было ранее, социокультурным и гендерным аспектам, истории повседневности, просопографии, микро- и локальной истории.
5 В обзоре источников очевиден не только масштаб мобилизованной исследовательницей весьма трудоёмкой для систематизации документальной базы, а это десятки фондов региональных и федеральных архивов (относящихся к отдельным монастырям, архиерейским домам, консисториям), но и ценные попутные наблюдения над несовершенством научно-справочного аппарата у ряда фондов (например, Тобольской духовной консистории). Автор создала несколько поисковых баз данных по архивной документации из 2,5 тыс. записей, по законодательным актам – из 1 560 записей. Однако особую ценность представляют две просопографические базы за 1722–1920 гг.: по 142 ведомостям монашествующих 17 мужских монастырей на 1 905 персоналий и по 137 ведомостям 24 женских монастырей на 5 934 персоналии (с. 15–16).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 403

Readers community rating: votes 0

1. Kisteryov S.N. Ssylki i snoski v rossijskoj istoriografii. M.; SPb., 2019.

Система Orphus

Loading...
Up