М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав

 
Код статьиS086956870014492-2-1
DOI10.31857/S086956870014492-2
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2019. 232 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Вологодский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Вологда
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 2
Страницы231-234
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено25.01.2021
Дата публикации07.05.2021
Кол-во символов9563
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Рецензируемая монография посвящена актуальной в научном и практическом отношении теме – реформированию монастырей и монашества в Российской империи в ХVIII – начале ХХ в. Несмотря на то что в историографии уже накоплен некоторый опыт изучения данной проблематики, выход в свет книги екатеринбургской исследовательницы М.Ю. Нечаевой весьма важен. Появление такого исследования именно в Екатеринбурге не случайно: там в течение последних 10–15 лет происходит плодотворный диалог «светских» и «церковных» историков, регулярно проводятся научные конференции, издается серия сборников и журналов «Церковь. Богословие. История».
2 Хронологические рамки работы – 1721–1917 гг., но они не являются жёсткими: по ходу изложения автор свободно перемещается во времени, иногда возвращаясь к ХV–ХVII вв., попутно уточняя ряд спорных моментов по датам основания некоторых монастырей. Региональные рамки работы – Средний Урал, понимаемый автором географически, а не административно. Это две губернии – Вятская и Сибирская, – образовавшие в 1781 г. одну – Пермскую, и две епархии – Вятская и Тобольская, а с 1796 г. – Пермская, совпавшая с губернией. В 1885 г. были образованы две отдельные епархии – Пермская и Екатеринбургская. Региональной «замкнутости» в книге Нечаевой тоже нет, она широко распахнута ко многим другим регионам Российской империи, таким как Нижегородское Поволжье, центральные регионы страны, Северо-Запад, Малороссия, Новороссия, Восточная Сибирь.
3 Монашество понимается автором и как реально существовавшая религиозно-социальная общность, и как воспринимаемая людьми некая идеальная модель, матрица религиозной жизни (с. 12). В её длительной эволюции сочетались имеющие глубокую старину церковно-правовые, а также более динамичные государственно-правовые факторы. Всякое обновление и тем более коренное изменение этих основ на региональном и локальном уровнях заслуживает самого пристального внимания.
4 Во Введении отрадное впечатление производит чётко прописанная историография. Автор показала разные линии изучения этой проблематики: справочно-описательную; рассмотрение отдельных монастырей; более аналитическую в отношении церковных реформ Петра I и Екатерины II, церковно-государственных отношений в ХIХ – начале ХХ в., а также историко-философские, богословские и культурологические разработки по феномену старчества в синодальный период. При этом региональная научная и краеведческая литература органично вписывается автором в общий поток исторических исследований. Нечаева учитывает и использует новейшие подходы, уделяющие большее внимание, чем это было ранее, социокультурным и гендерным аспектам, истории повседневности, просопографии, микро- и локальной истории.
5 В обзоре источников очевиден не только масштаб мобилизованной исследовательницей весьма трудоёмкой для систематизации документальной базы, а это десятки фондов региональных и федеральных архивов (относящихся к отдельным монастырям, архиерейским домам, консисториям), но и ценные попутные наблюдения над несовершенством научно-справочного аппарата у ряда фондов (например, Тобольской духовной консистории). Автор создала несколько поисковых баз данных по архивной документации из 2,5 тыс. записей, по законодательным актам – из 1 560 записей. Однако особую ценность представляют две просопографические базы за 1722–1920 гг.: по 142 ведомостям монашествующих 17 мужских монастырей на 1 905 персоналий и по 137 ведомостям 24 женских монастырей на 5 934 персоналии (с. 15–16).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 394

Оценка читателей: голосов 0

1. Кистерёв С.Н. Ссылки и сноски в российской историографии. М.; СПб., 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх