The local administration and the «highest travels» of the 1830–1850s in Smolensk province

 
PIIS086956870008270-8-1
DOI10.31857/S086956870008270-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 1
Pages26-36
Abstract

The article is devoted to the trips of the heir and then the Emperor Alexander II to one of the provinces of Central Russia, which are considered in the framework of large travel and in the context of the relationship of Central and local authorities. The main attention is paid to the activities of the provincial administration on the organization of «the highest travel». Their study shows that the actions of local authorities manifested shortcomings inherent in the entire system of government of the mid-XIX century. The article suggests that the trips were a kind of revision and at the same time gave Alexander information about the real situation and the need to reform the local economy.

KeywordsAlexander II, the middle of the XIX century, «the highest travel», local administration, Zemstvo duties, postal service
Received30.01.2020
Publication date26.02.2020
Number of characters34236
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Появления высочайших особ, особенно – императоров и цесаревичей, непременно становились крупным событием в жизни российской провинции. Неудивительно, что путешествия Александра II, как в бытность его наследником, так и после вступления на престол, не раз привлекали внимание и отечественных, и зарубежных историков1. Но при этом рассматривались преимущественно цели, стоявшие перед носителями верховной власти в поездках, церемонии, связывавшие элиту и народ, их символика и семантика. Гораздо меньше изучены действия местных властей при организации путешествий. Между тем встречи «высочайших путешественников» требовали от администрации серьёзных усилий и во многом отражали специфику взаимодействия центра и регионов империи в середине XIX в. 1. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984. С. 113–114; Захарова Л.Г. Путешествие по России наследника престола цесаревича Александра Николаевича. 1837 год // Венчание с Россией. Переписка великого князя Александра Николаевича с императором Николаем I. 1837 год. М., 1999. С. 5–18; Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 2. М., 2004. О путешествиях других монархов и великих князей см.: Романовы в дороге. Путешествия и поездки членов царской семьи по России и за границу. М.; СПб., 2016.
2 Обеспечение безопасности и комфорта передвижения было теснейшим образом связано с системой дорожных и почтовых коммуникаций, которой в 1830-е гг. управляли несколько правительственных структур. Почтовому департаменту подчинялись конторы и станции, расположенные на пути, строительство дорог вело Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а за исполнение населением повинностей отвечал перед МВД губернатор, не имевший прямой власти над чиновниками других ведомств2. При этом раскладка натуральных и денежных земских повинностей (с 1805 г. к ним относились почты, мосты, перевозы, дороги3) осуществлялась под руководством выборного губернского предводителя дворянства, пользовавшегося значительной административной самостоятельностью и нередко находившегося в конфликте с начальником губернии. Денежные повинности вносились затем на специальный счёт в казначействе, которое осуществляло оплату работ. 2. Середонин С.М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т. 2. Ч. II. СПб.,1902. С. 67.

3. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. С. 22–23.
3 В 1830-е гг. шло строительство «правильных» шоссе, покрытых битым камнем. Приступая к их созданию, в Петербурге стремились дать заработок местному населению, облегчить бремя натуральных повинностей и улучшить состояние дорог. В частности, в 1833 г. началось устройство шоссе от Смоленска к Дорогобужу4. 4. Середонин С.М. Указ. соч. Т. 2. Ч. II. С. 157–159.
4 22 октября 1830 г. Николай I подписал указ «О новом устройстве почтовой части»5 и утвердил «Положение об устройстве почтовой части»6. В соответствии с ними с 1 января 1831 г. упразднялись губернские почтамты (кроме Москвы и Петербурга), а «все почтовые места» империи распределялись по 11 округам во главе с почт-инспекторами, которым надлежало дважды в год осматривать подведомственные заведения и тракты на предмет благоустройства, порядка и чистоты в конторах и на станциях, поведения чиновников и почтальонов7. 5. ПСЗ-II. Т. 5. Отд. II. СПб., 1831. № 4019.

6. Там же. № 4020.

7. Там же. № 4020. § 211, 212, 222.
5 До 1831 г. почтовые станции устраивались и содержались за счёт казны или земских повинностей. Стремясь сократить эти расходы, император попытался переложить их на частных лиц, выпустив 25 октября 1831 г. указ «О заведывании вольных почт в России». «Новый промысл для поселян, не требующий ни особых пожертвований и капиталов, ни дальней отлучки хозяев от домов своих», должен был «исподволь» заменить «теперешний наём лошадей» и со временем, «по мере успешного развития», уменьшить «сбор с народа на содержание почтовой гоньбы, составляющий главнейшую статью земских повинностей»8. Альтернативная «вольная почта» устраивалась на всех дорогах, кроме соединявшей Москву и Петербург. Станции могли содержать представители всех сословий, включая помещичьих крестьян и почтовых служащих (кроме окружных и губернских начальников и их помощников), допускалось создание товариществ. Содержатели несли ответственность за качество предоставляемых услуг, состояние лошадей, повозок, сбруи и т.д. Им предписывалось нанимать «возчика не малолетнего и не престарелого, трезвого и способного к сей должности». Если «на одной и той же дороге» таких станций не хватало, государству приходилось восполнять недостаток «через отдачу почт с торгов» за счёт земских повинностей. Устройство торгов являлось одной из важнейших обязанностей губернатора9. 8. Там же. Т. 6. Отд. 2. СПб., 1832. № 4889. С. 147.

9. Там же. § 1–9. 26. С. 148, 151.

Number of purchasers: 0, views: 958

Readers community rating: votes 0

1. Budaev D.I. Krest'yanskaya reforma 1861 goda v Smolenskoj gubernii. Smolensk, 1967. S. 24.

2. Budaev D.I., Levitin M.N. Neizvestnoe ob izvestnykh. Smolensk, 2003. S. 80.

3. Ermolenko G.N., Zakharov V.E. Teni minuvshikh stoletij: ocherki istorii i kul'tury Smolenskogo kraya kontsa XVIII – pervoj poloviny XIX veka. Smolensk, 2004. S. 167–174.

4. Zakharova L.G. Puteshestvie po Rossii naslednika prestola tsesarevicha Aleksandra Nikolaevicha. 1837 god // Venchanie s Rossiej. Perepiska velikogo knyazya Aleksandra Nikolaevicha s imperatorom Nikolaem I. 1837 god. M., 1999. S. 5–18.

5. Zakharova L.G. Samoderzhavie i otmena krepostnogo prava v Rossii. M., 1984. S. 113–114.

6. Kononov V.A. Smolenskie gubernatory. 1711–1917 gg. Smolensk, 2004. S. 211.

7. Lapteva L.E. Zemskie uchrezhdeniya v Rossii. M., 1993. S. 22–23.

8. Morozova E.N. U istokov zemskoj reformy. Saratov, 2000. S. 134.

9. Seredonin S.M. Istoricheskij obzor deyatel'nosti Komiteta ministrov. T. 2. Ch. II. SPb.,1902. S. 67.

10. Seredonin S.M. Ukaz. soch. T. 2. Ch. II. S. 157–159.

11. Tatischev S.S. Imperator Aleksandr II. Ego zhizn' i tsarstvovanie. M., 2006. S. 71.

12. Uortman R.S. Stsenarii vlasti. Mify i tseremonii russkoj monarkhii. T. 2. M., 2004. O puteshestviyakh drugikh monarkhov i velikikh knyazej sm.: Romanovy v doroge. Puteshestviya i poezdki chlenov tsarskoj sem'i po Rossii i za granitsu. M.; SPb., 2016.

13. Khruschov D.P. Materialy dlya istorii uprazdneniya krepostnogo sostoyaniya pomeschich'ikh krest'yan v tsarstvovanie Aleksandra II. T. 1. Berlin, 1860. S. 378.

Система Orphus

Loading...
Up