Местная администрация и «высочайшие путешествия» 1830–1850-х гг. в Смоленской губернии

 
Код статьиS086956870008270-8-1
DOI10.31857/S086956870008270-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 1
Страницы26-36
Аннотация

Статья посвящена поездкам наследника, а затем императора Александра II в одну из губерний центральной России, которые рассматриваются в рамках больших путешествий по стране и в контексте взаимоотношений центральной и местной власти. Основное внимание уделяется мероприятиям губернской администрации по организации «высочайших путешествий» в провинции. Их изучение показывает, что в действиях местных властей проявлялись недостатки, свойственные всей системе местного управления середины XIX века. В статье проводится мысль, что путешествия являлись своеобразными ревизиями и одновременно сообщали Александру информацию о реальном положении дел и необходимости реформирования всего местного хозяйства.

Ключевые словаАлександр II, середина XIX века, «высочайшие путешествия», местная администрация, земские повинности, почтовое сообщение
Получено30.01.2020
Дата публикации26.02.2020
Кол-во символов34236
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Появления высочайших особ, особенно – императоров и цесаревичей, непременно становились крупным событием в жизни российской провинции. Неудивительно, что путешествия Александра II, как в бытность его наследником, так и после вступления на престол, не раз привлекали внимание и отечественных, и зарубежных историков1. Но при этом рассматривались преимущественно цели, стоявшие перед носителями верховной власти в поездках, церемонии, связывавшие элиту и народ, их символика и семантика. Гораздо меньше изучены действия местных властей при организации путешествий. Между тем встречи «высочайших путешественников» требовали от администрации серьёзных усилий и во многом отражали специфику взаимодействия центра и регионов империи в середине XIX в. 1. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984. С. 113–114; Захарова Л.Г. Путешествие по России наследника престола цесаревича Александра Николаевича. 1837 год // Венчание с Россией. Переписка великого князя Александра Николаевича с императором Николаем I. 1837 год. М., 1999. С. 5–18; Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 2. М., 2004. О путешествиях других монархов и великих князей см.: Романовы в дороге. Путешествия и поездки членов царской семьи по России и за границу. М.; СПб., 2016.
2 Обеспечение безопасности и комфорта передвижения было теснейшим образом связано с системой дорожных и почтовых коммуникаций, которой в 1830-е гг. управляли несколько правительственных структур. Почтовому департаменту подчинялись конторы и станции, расположенные на пути, строительство дорог вело Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а за исполнение населением повинностей отвечал перед МВД губернатор, не имевший прямой власти над чиновниками других ведомств2. При этом раскладка натуральных и денежных земских повинностей (с 1805 г. к ним относились почты, мосты, перевозы, дороги3) осуществлялась под руководством выборного губернского предводителя дворянства, пользовавшегося значительной административной самостоятельностью и нередко находившегося в конфликте с начальником губернии. Денежные повинности вносились затем на специальный счёт в казначействе, которое осуществляло оплату работ. 2. Середонин С.М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т. 2. Ч. II. СПб.,1902. С. 67.

3. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. С. 22–23.
3 В 1830-е гг. шло строительство «правильных» шоссе, покрытых битым камнем. Приступая к их созданию, в Петербурге стремились дать заработок местному населению, облегчить бремя натуральных повинностей и улучшить состояние дорог. В частности, в 1833 г. началось устройство шоссе от Смоленска к Дорогобужу4. 4. Середонин С.М. Указ. соч. Т. 2. Ч. II. С. 157–159.
4 22 октября 1830 г. Николай I подписал указ «О новом устройстве почтовой части»5 и утвердил «Положение об устройстве почтовой части»6. В соответствии с ними с 1 января 1831 г. упразднялись губернские почтамты (кроме Москвы и Петербурга), а «все почтовые места» империи распределялись по 11 округам во главе с почт-инспекторами, которым надлежало дважды в год осматривать подведомственные заведения и тракты на предмет благоустройства, порядка и чистоты в конторах и на станциях, поведения чиновников и почтальонов7. 5. ПСЗ-II. Т. 5. Отд. II. СПб., 1831. № 4019.

6. Там же. № 4020.

7. Там же. № 4020. § 211, 212, 222.
5 До 1831 г. почтовые станции устраивались и содержались за счёт казны или земских повинностей. Стремясь сократить эти расходы, император попытался переложить их на частных лиц, выпустив 25 октября 1831 г. указ «О заведывании вольных почт в России». «Новый промысл для поселян, не требующий ни особых пожертвований и капиталов, ни дальней отлучки хозяев от домов своих», должен был «исподволь» заменить «теперешний наём лошадей» и со временем, «по мере успешного развития», уменьшить «сбор с народа на содержание почтовой гоньбы, составляющий главнейшую статью земских повинностей»8. Альтернативная «вольная почта» устраивалась на всех дорогах, кроме соединявшей Москву и Петербург. Станции могли содержать представители всех сословий, включая помещичьих крестьян и почтовых служащих (кроме окружных и губернских начальников и их помощников), допускалось создание товариществ. Содержатели несли ответственность за качество предоставляемых услуг, состояние лошадей, повозок, сбруи и т.д. Им предписывалось нанимать «возчика не малолетнего и не престарелого, трезвого и способного к сей должности». Если «на одной и той же дороге» таких станций не хватало, государству приходилось восполнять недостаток «через отдачу почт с торгов» за счёт земских повинностей. Устройство торгов являлось одной из важнейших обязанностей губернатора9. 8. Там же. Т. 6. Отд. 2. СПб., 1832. № 4889. С. 147.

9. Там же. § 1–9. 26. С. 148, 151.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 974

Оценка читателей: голосов 0

1. Будаев Д.И. Крестьянская реформа 1861 года в Смоленской губернии. Смоленск, 1967. С. 24.

2. Будаев Д.И., Левитин М.Н. Неизвестное об известных. Смоленск, 2003. С. 80.

3. Ермоленко Г.Н., Захаров В.Е. Тени минувших столетий: очерки истории и культуры Смоленского края конца XVIII – первой половины XIX века. Смоленск, 2004. С. 167–174.

4. Захарова Л.Г. Путешествие по России наследника престола цесаревича Александра Николаевича. 1837 год // Венчание с Россией. Переписка великого князя Александра Николаевича с императором Николаем I. 1837 год. М., 1999. С. 5–18.

5. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984. С. 113–114.

6. Кононов В.А. Смоленские губернаторы. 1711–1917 гг. Смоленск, 2004. С. 211.

7. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. С. 22–23.

8. Морозова Е.Н. У истоков земской реформы. Саратов, 2000. С. 134.

9. Середонин С.М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т. 2. Ч. II. СПб.,1902. С. 67.

10. Середонин С.М. Указ. соч. Т. 2. Ч. II. С. 157–159.

11. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. М., 2006. С. 71.

12. Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 2. М., 2004. О путешествиях других монархов и великих князей см.: Романовы в дороге. Путешествия и поездки членов царской семьи по России и за границу. М.; СПб., 2016.

13. Хрущов Д.П. Материалы для истории упразднения крепостного состояния помещичьих крестьян в царствование Александра II. Т. 1. Берлин, 1860. С. 378.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх