Vologda Bishop Anthony and the Russian Church during the struggle for power at the Russian court in the mid-1580s

 
PIIS086956870002231-5-1
DOI10.31857/S086956870002231-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation:
(Moscow State Institute of International Relations
Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 6
Pages136-146
Abstract

 

 

Keywords
Received07.11.2018
Publication date12.11.2018
Number of characters39956
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В истории Русской Церкви XVI в. ведущую роль играл епископат, составлявший ядро главного органа церковного управления – Освященного собора1. Несмотря на появление посвящённых этой теме работ2, ключевые вопросы в его истории – прежде всего персональный состав и принципы комплектования – требуют дальнейшего изучения. И если механизмы поставления на кафедры лиц, относящихся к той или иной влиятельной внутрицерковной группе, как правило, вопросов не вызывают, то причины возведения на кафедры архиереев, не принадлежащих к ним, остаются неясными. 1. См. о нём, например: Вовина-Лебедева В.Г. «Освященный собор» в источниках XIV – начала XVI вв. // Cahiers du Monde russe. Vol. 46. 2005. № 1/2. P. 387–396; Павлов А.П. Церковная иерархия в системе государственной власти России и учреждение патриаршества // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Bd. 76: Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. S. 70–79; Усачев А.С. Как часто собирались церковные соборы в России XVI в.? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 120–121; Усачев А.С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середины XVIII вв. М., 2017. С. 101–117.

2. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877; Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006; Вовина В.Г. Церковные иерархи в XVI в. // Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII вв. (Очерки истории). СПб., 2006. С. 272–308; Усачев А.С. Был ли конфликт Ивана IV с рязанской кафедрой в 1569 г.? // Российская история. 2016. № 5. С. 66–81; Усачев А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 97–113.
2 Таковым являлось поставление на Вологодско-Пермскую кафедру игумена Болдина дорогобужского монастыря Антония (1585–1587 гг.)3. Монастырь был основан в 1528 г. учеником Даниила Переяславского Герасимом (ум. 1554 г.)4. Обитель не занимала значимого места в церковной иерархии. Судя по известным перечням участников церковных соборов, настоятель монастыря не являлся членом Освященного собора до конца XVI в.5, войдя в его состав в 1590-х гг. и заняв там относительно невысокое место. В перечне из 47 наиболее влиятельных русских обителей «Лествица соборных властей» 1598/99 г. поместила Болдинский монастырь на 36-е место. Среди упоминаемых в этом источнике 26 соборных старцев русских монастырей болдинский старец отмечен на последнем месте6. Попадание Болдина монастыря в число наиболее значимых обителей пришлось на период, последовавший за поставлением Антония Вологодско-Пермским епископом. До этого статус обители был существенно ниже. И тем не менее в 1585 г. её настоятеля поставили на кафедру (пусть и не самую значительную). В перечне архиереев – участников церковных соборов 1555 и 1566 гг. Вологодско-Пермский владыка находился на последнем месте7. К концу XVI в. статус кафедры упрочился: согласно списку лиц, подписавших приговор собора 1584 г., а также «Лествице» 1598/99 г., она занимала шестое место8. С чем же связан взлёт игумена далеко не самого крупного и влиятельного монастыря? 3. Здесь и далее время занятия кафедр приводятся по справочнику П.М. Строева; уточнения специально оговариваются. Впервые за всю историю дорогобужского Болдина монастыря его игумен стал архиереем. Второй известный нам случай относится лишь к началу XVII в. – в 1603 г. на Тверскую кафедру поставили игумена Болдина монастыря Феоктиста (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 443).

4. Подробнее об истории обители см.: Кочетов Д.Б., Пономарёв А.М. Герасимов Болдинский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 174–179.

5. О составе Освященного собора в конце XVI в. подробнее см.: Павлов А.П. Церковная иерархия… S. 70–79.

6. Лествица о соборных властех, кои в 107-м году на соборе у Иева патриярха на Москве // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1912. Кн. 2. С. 41.

7. ПСРЛ. Т. 13. М., 2000. С. 250; Антонов А.В. Приговорная грамота 1566 года // Русский дипломатарий. Вып. 10. М., 2004. С. 172, 180–181.

8. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел (далее – СГГиД). Ч. 1. М., 1813. № 202. С. 592–598; Лествица о соборных властех… С. 40. В связь с вышесказанным поставим и установившуюся в последней четверти XVI в. связь между Вологодской кафедрой и крупнейшей столичной обителью – близким к митрополиту (патриарху) Чудовым монастырём. Два чудовских архимандрита – Христофор (1579–1587) и Пафнутий (1595–1604) – являлись выходцами из вологодских обителей (первый предположительно, второй – несомненно). См.: Усачев А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 1. М.; СПб., 2018. С. 345–347.
3 Имеющиеся в нашем распоряжении биографические сведения об Антонии скудны9. Точное время его прихода в Болдинскую обитель неизвестно. О раннем периоде его жизни информацию даёт приписка к одному из списков XVII в. Жития Герасима Болдинского, составленного им не позднее поставления на Вологодскую кафедру (1585 г.)10. Приписка к Житию сообщает, что оно «списано бысть учеником его (Герасима. – А.У.) Антонием, иже бысть тоя же обители игумен, последи же бысть епискуп на Вологде Великия Перми»11. Следовательно, можно думать, что Антоний принял постриг у Герасима; в обитель же он пришёл не позднее 1 мая 1554 г. (даты смерти Герасима). Вероятно, это случилось в более раннее время, ведь Антоний назван учеником Герасима, а значит в течение какого-то срока он жил в обители. 9. Краткий обзор некоторых фактов его биографии см.: Анишина А.П., Виноградова Е.А. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 599–600.

10. Подробнее о роли Антония в составлении первой редакции этого памятника см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 304–305; Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусских житий святых. Варшава, 1902. С. 284–293; Дмитриева Р.П. Антоний // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 46–47; Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе (Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските): исследование и тексты. СПб., 1996. С. 73–87.

11. Цит. по: Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 74.
4 Из завещания-устава Герасима Болдинского известно, что его преемником стал Иосиф Краснописец12. Не позднее 1568/69 г. Иосиф ушёл на покой13. Поскольку другие настоятели Болдина монастыря в этот период неизвестны, можно предположить, что Антоний мог стать настоятелем около 1568/69 г. 20 марта 1576 г. Антоний уже точно являлся игуменом14. 12. Там же. С. 210.

13. На это указывает текст выходной записи сборника поучений Иоанна Златоуста. Она сообщает о том, что рукопись переписана бывшим игуменом болдинской обители Иосифом в 1568/69 г.: «Списание трудолюбезно бывшаго игумена Иосифа Герасимова манастыря, еже именуется по мѣсту Болъдин лета 7077-го» (ОР ГИМ, собр. А.С. Уварова, № 110-1°, л. 1. Цит. по: Усачев А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 2. М.; СПб., 2018. С. 294). П.М. Строев последнее упоминание Иосифа (в роли бывшего настоятеля Болдина монастыря) относит как раз к 1569 г. (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 597).

14. Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 212.

Number of purchasers: 0, views: 1138

Readers community rating: votes 0

1. Vovina-Lebedeva V.G. «Osvyaschennyj sobor» v istochnikakh XIV – nachala XVI vv. // Cahiers du Monde russe. Vol. 46. 2005. № 1/2. P. 387–396;

2. Pavlov A.P. Tserkovnaya ierarkhiya v sisteme gosudarstvennoj vlasti Rossii i uchrezhdenie patriarshestva // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Bd. 76: Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. S. 70–79;

3. Usachev A.S. Kak chasto sobiralis' tserkovnye sobory v Rossii XVI v.? // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2015. № 3(61). S. 120–121; Usachev A.S. O sostave Osvyaschennogo sobora v 1566 g. // Predstavitel'nye instituty v Rossii v kontekste evropejskoj istorii XV – serediny XVIII vv. M., 2017. S. 101–117.

4. Stroev P.M. Spiski ierarkhov i nastoyatelej monastyrej Rossijskoj Tserkvi. SPb., 1877;

5. Kochetov D.B., Ponomaryov A.M. Gerasimov Boldinskij monastyr' // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 11. M., 2006. S. 174–179.

6. Antonov A.V. Prigovornaya gramota 1566 goda // Russkij diplomatarij. Vyp. 10. M., 2004. S. 172, 180–181.

7. Anishina A.P., Vinogradova E.A. Antonij // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 2. M., 2001. S. 599–600.

8. Cherkasova M.S. Arkhivy vologodskikh monastyrej i tserkvej KhV–KhVII vv.: issledovanie i opyt rekonstruktsii. Vologda, 2012. S. 90.

9. Zimin A.A. Krupnaya feodal'naya votchina i sotsial'no-politicheskaya bor'ba v Rossii (konets XV–XVI v.). M., 1977. S. 305–310;

10. Dajkstra T. Inocheskie imena v Moskovskoj Rusi i problemy identifikatsii ikh obladatelej (na materiale istochnikov Iosifo-Volokolamskogo monastyrya, 1479–1607) // Imenoslov. Istoricheskaya semantika imeni. Vyp. 2. M., 2007. S. 238–298;

11. Belogorodtsev I. Zodchij Fyodor Kon'. Smolensk, 1949. S. 11–12;

12. Kostochkin V.V. Gosudarev master Fyodor Kon'. M., 1964. S. 167–168;

13. Batalov A.L. O vremeni postroeniya sobora Boldino-Dorogobuzhskogo monastyrya // Pamyatniki kul'tury. Novye otkrytiya. Pis'mennost'. Iskusstvo. Arkheologiya. Ezhegodnik. 1985. M., 1987. S. 442–447;

14. Veselovskij S.B. Iz istorii drevnerusskogo zemlevladeniya: rod Dmitriya Aleksandrovicha Zernova (Saburovy, Godunovy i Vel'yaminovy-Zernovy) // Istoricheskie zapiski. T. 18. M., 1946. S. 56–91;

15. Vinogradov I.P. Istoricheskij ocherk goroda Vyaz'my s drevnejshikh vremyon do XVII v. (vklyuchitel'no). M., 2017. S. 24;

16. Trofimovskij N.V. Istoriko-statisticheskoe opisanie Smolenskoj eparkhii. Smolensk, 2013. S. 203–204, 212;

17. Daniil (Sychyov), ierom., Kochetov D.B., Springis E.Eh. Vyazemskij vo imya svyatogo Ioanna Predtechi zhenskij monastyr' // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 10. M., 2005. S. 139).

18. Korzinin A.L., Bashnin N.V. Novye dannye k biografii oprichnika Malyuty Skuratova // Rossijskaya istoriya. 2017. № 2. S. 172–188.

19. Ot Drevnej Rusi k Rossii Novogo vremeni. Sbornik k 70-letiyu A.L. Khoroshkevich. M., 2003. S. 104.

20. Kobrin V.B. Vlast' i sobstvennost' v srednevekovoj Rossii (XV–XVI vv.). M., 1985. S. 126.

21. Krom M.M. Mezh Rus'yu i Litvoj. Pogranichnye zemli v sisteme russko-litovskikh otnoshenij kontsa XV – pervoj treti XVI v. M., 2010. S. 251–258.

22. Nazarov V.D. Politicheskaya pragmatika i istoricheskaya pamyat': sluchaj Borisa Fyodorovicha Godunova // Universitas historiae. Sbornik statej v chest' Pavla Yur'evicha Uvarova. M., 2016. S. 129–130.

23. Skrynnikov R.G. Rossiya nakanune «Smutnogo vremeni». M., 1985. S. 11–39;

24. Pavlov A.P. Gosudarev dvor i politicheskaya bor'ba… S. 27–50; Pavlov A.P. Gosudarev dvor v kontse XVI – nachale XVII vv. // Pravyaschaya ehlita Russkogo gosudarstva IX – nachala XVIII vv. (Ocherki istorii). SPb., 2006. S. 230–239;

25. Stanislavskij A.L. Trudy po istorii gosudareva dvora v Rossii XVI–XVII vv. M., 2004. S. 119–121;

26. Solodkin Ya.G. Kogda nachalos' pravlenie Borisa Godunova? // Klio. 2013. № 1(73). S. 123–126;

27. Stroev P.M. Ukaz. soch. Stb. 1035; Skrynnikov R.G. Rossiya nakanune «Smutnogo vremeni». S. 28–29, 35–37; Solodkin Ya.G. Kuda soslali byvshego mitropolita moskovskogo Dionisiya i ego «sobesednika» Varlaama? // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2009. № 3(37). S. 109–110.

28. Makarij (Veretennikov), arkhim., Eh.P.R. Iov // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 25. M., 2010. S. 253–254.

29. Shpakov A.Ya. Gosudarstvo i Tserkov' v ikh vzaimnykh otnosheniyakh v Moskovskom gosudarstve. Tsarstvovanie Feodora Ivanovicha. Uchrezhdenie patriarshestva v Rossii. Odessa, 1912;

30. Florya B.N. Boris Feodorovich Godunov // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 6. M., 2003. S. 72.

31. Makarij (Mirolyubov), arkhim. Vklady Godunovykh v Ipat'evskom monastyre // Izvestiya Imperatorskogo arkheologicheskogo obschestva. T. 3. Vyp. 1. SPb., 1861. Stb. 231–237;

32. Veselovskij S.B. Ukaz. soch. S. 58–59, 67–71, 76–80; Zontikov N.A., D.B.K. Ipatievskij vo imya svyatoj Troitsy muzhskoj monastyr' // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 26. M., 2011. S. 136–138.

33. Zontikov N.A., D. B. K. Ipat'evskij vo imya svyatoj Troitsy muzhskoj monastyr'. S. 137.

34. Solodkin Ya.G. Kogda nachalos' pravlenie Borisa Godunova? S. 123–126.

Система Orphus

Loading...
Up