Вологодский епископ Антоний и Русская Церковь в период борьбы за власть при дворе в середине 1580-х гг.

 
Код статьиS086956870002231-5-1
DOI10.31857/S086956870002231-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация:
МГИМО
РГГУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы136-146
Аннотация

 

 

Ключевые слова
Получено07.11.2018
Дата публикации12.11.2018
Кол-во символов39956
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В истории Русской Церкви XVI в. ведущую роль играл епископат, составлявший ядро главного органа церковного управления – Освященного собора1. Несмотря на появление посвящённых этой теме работ2, ключевые вопросы в его истории – прежде всего персональный состав и принципы комплектования – требуют дальнейшего изучения. И если механизмы поставления на кафедры лиц, относящихся к той или иной влиятельной внутрицерковной группе, как правило, вопросов не вызывают, то причины возведения на кафедры архиереев, не принадлежащих к ним, остаются неясными. 1. См. о нём, например: Вовина-Лебедева В.Г. «Освященный собор» в источниках XIV – начала XVI вв. // Cahiers du Monde russe. Vol. 46. 2005. № 1/2. P. 387–396; Павлов А.П. Церковная иерархия в системе государственной власти России и учреждение патриаршества // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Bd. 76: Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. S. 70–79; Усачев А.С. Как часто собирались церковные соборы в России XVI в.? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 120–121; Усачев А.С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середины XVIII вв. М., 2017. С. 101–117.

2. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877; Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006; Вовина В.Г. Церковные иерархи в XVI в. // Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII вв. (Очерки истории). СПб., 2006. С. 272–308; Усачев А.С. Был ли конфликт Ивана IV с рязанской кафедрой в 1569 г.? // Российская история. 2016. № 5. С. 66–81; Усачев А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 97–113.
2 Таковым являлось поставление на Вологодско-Пермскую кафедру игумена Болдина дорогобужского монастыря Антония (1585–1587 гг.)3. Монастырь был основан в 1528 г. учеником Даниила Переяславского Герасимом (ум. 1554 г.)4. Обитель не занимала значимого места в церковной иерархии. Судя по известным перечням участников церковных соборов, настоятель монастыря не являлся членом Освященного собора до конца XVI в.5, войдя в его состав в 1590-х гг. и заняв там относительно невысокое место. В перечне из 47 наиболее влиятельных русских обителей «Лествица соборных властей» 1598/99 г. поместила Болдинский монастырь на 36-е место. Среди упоминаемых в этом источнике 26 соборных старцев русских монастырей болдинский старец отмечен на последнем месте6. Попадание Болдина монастыря в число наиболее значимых обителей пришлось на период, последовавший за поставлением Антония Вологодско-Пермским епископом. До этого статус обители был существенно ниже. И тем не менее в 1585 г. её настоятеля поставили на кафедру (пусть и не самую значительную). В перечне архиереев – участников церковных соборов 1555 и 1566 гг. Вологодско-Пермский владыка находился на последнем месте7. К концу XVI в. статус кафедры упрочился: согласно списку лиц, подписавших приговор собора 1584 г., а также «Лествице» 1598/99 г., она занимала шестое место8. С чем же связан взлёт игумена далеко не самого крупного и влиятельного монастыря? 3. Здесь и далее время занятия кафедр приводятся по справочнику П.М. Строева; уточнения специально оговариваются. Впервые за всю историю дорогобужского Болдина монастыря его игумен стал архиереем. Второй известный нам случай относится лишь к началу XVII в. – в 1603 г. на Тверскую кафедру поставили игумена Болдина монастыря Феоктиста (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 443).

4. Подробнее об истории обители см.: Кочетов Д.Б., Пономарёв А.М. Герасимов Болдинский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 174–179.

5. О составе Освященного собора в конце XVI в. подробнее см.: Павлов А.П. Церковная иерархия… S. 70–79.

6. Лествица о соборных властех, кои в 107-м году на соборе у Иева патриярха на Москве // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1912. Кн. 2. С. 41.

7. ПСРЛ. Т. 13. М., 2000. С. 250; Антонов А.В. Приговорная грамота 1566 года // Русский дипломатарий. Вып. 10. М., 2004. С. 172, 180–181.

8. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел (далее – СГГиД). Ч. 1. М., 1813. № 202. С. 592–598; Лествица о соборных властех… С. 40. В связь с вышесказанным поставим и установившуюся в последней четверти XVI в. связь между Вологодской кафедрой и крупнейшей столичной обителью – близким к митрополиту (патриарху) Чудовым монастырём. Два чудовских архимандрита – Христофор (1579–1587) и Пафнутий (1595–1604) – являлись выходцами из вологодских обителей (первый предположительно, второй – несомненно). См.: Усачев А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 1. М.; СПб., 2018. С. 345–347.
3 Имеющиеся в нашем распоряжении биографические сведения об Антонии скудны9. Точное время его прихода в Болдинскую обитель неизвестно. О раннем периоде его жизни информацию даёт приписка к одному из списков XVII в. Жития Герасима Болдинского, составленного им не позднее поставления на Вологодскую кафедру (1585 г.)10. Приписка к Житию сообщает, что оно «списано бысть учеником его (Герасима. – А.У.) Антонием, иже бысть тоя же обители игумен, последи же бысть епискуп на Вологде Великия Перми»11. Следовательно, можно думать, что Антоний принял постриг у Герасима; в обитель же он пришёл не позднее 1 мая 1554 г. (даты смерти Герасима). Вероятно, это случилось в более раннее время, ведь Антоний назван учеником Герасима, а значит в течение какого-то срока он жил в обители. 9. Краткий обзор некоторых фактов его биографии см.: Анишина А.П., Виноградова Е.А. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 599–600.

10. Подробнее о роли Антония в составлении первой редакции этого памятника см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 304–305; Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусских житий святых. Варшава, 1902. С. 284–293; Дмитриева Р.П. Антоний // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 46–47; Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе (Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските): исследование и тексты. СПб., 1996. С. 73–87.

11. Цит. по: Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 74.
4 Из завещания-устава Герасима Болдинского известно, что его преемником стал Иосиф Краснописец12. Не позднее 1568/69 г. Иосиф ушёл на покой13. Поскольку другие настоятели Болдина монастыря в этот период неизвестны, можно предположить, что Антоний мог стать настоятелем около 1568/69 г. 20 марта 1576 г. Антоний уже точно являлся игуменом14. 12. Там же. С. 210.

13. На это указывает текст выходной записи сборника поучений Иоанна Златоуста. Она сообщает о том, что рукопись переписана бывшим игуменом болдинской обители Иосифом в 1568/69 г.: «Списание трудолюбезно бывшаго игумена Иосифа Герасимова манастыря, еже именуется по мѣсту Болъдин лета 7077-го» (ОР ГИМ, собр. А.С. Уварова, № 110-1°, л. 1. Цит. по: Усачев А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 2. М.; СПб., 2018. С. 294). П.М. Строев последнее упоминание Иосифа (в роли бывшего настоятеля Болдина монастыря) относит как раз к 1569 г. (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 597).

14. Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 212.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1160

Оценка читателей: голосов 0

1. Вовина-Лебедева В.Г. «Освященный собор» в источниках XIV – начала XVI вв. // Cahiers du Monde russe. Vol. 46. 2005. № 1/2. P. 387–396;

2. Павлов А.П. Церковная иерархия в системе государственной власти России и учреждение патриаршества // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Bd. 76: Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. S. 70–79;

3. Усачев А.С. Как часто собирались церковные соборы в России XVI в.? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 120–121; Усачев А.С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середины XVIII вв. М., 2017. С. 101–117.

4. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877;

5. Кочетов Д.Б., Пономарёв А.М. Герасимов Болдинский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 174–179.

6. Антонов А.В. Приговорная грамота 1566 года // Русский дипломатарий. Вып. 10. М., 2004. С. 172, 180–181.

7. Анишина А.П., Виноградова Е.А. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 599–600.

8. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей ХV–ХVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 90.

9. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977. С. 305–310;

10. Дайкстра Т. Иноческие имена в Московской Руси и проблемы идентификации их обладателей (на материале источников Иосифо-Волоколамского монастыря, 1479–1607) // Именослов. Историческая семантика имени. Вып. 2. М., 2007. С. 238–298;

11. Белогородцев И. Зодчий Фёдор Конь. Смоленск, 1949. С. 11–12;

12. Косточкин В.В. Государев мастер Фёдор Конь. М., 1964. С. 167–168;

13. Баталов А.Л. О времени построения собора Болдино-Дорогобужского монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1985. М., 1987. С. 442–447;

14. Веселовский С.Б. Из истории древнерусского землевладения: род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т. 18. М., 1946. С. 56–91;

15. Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времён до XVII в. (включительно). М., 2017. С. 24;

16. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013. С. 203–204, 212;

17. Даниил (Сычёв), иером., Кочетов Д.Б., Спрингис Е.Э. Вяземский во имя святого Иоанна Предтечи женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 139).

18. Корзинин А.Л., Башнин Н.В. Новые данные к биографии опричника Малюты Скуратова // Российская история. 2017. № 2. С. 172–188.

19. От Древней Руси к России Нового времени. Сборник к 70-летию А.Л. Хорошкевич. М., 2003. С. 104.

20. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV–XVI вв.). М., 1985. С. 126.

21. Кром М.М. Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV – первой трети XVI в. М., 2010. С. 251–258.

22. Назаров В.Д. Политическая прагматика и историческая память: случай Бориса Фёдоровича Годунова // Universitas historiae. Сборник статей в честь Павла Юрьевича Уварова. М., 2016. С. 129–130.

23. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1985. С. 11–39;

24. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба… С. 27–50; Павлов А.П. Государев двор в конце XVI – начале XVII вв. // Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII вв. (Очерки истории). СПб., 2006. С. 230–239;

25. Станиславский А.Л. Труды по истории государева двора в России XVI–XVII вв. М., 2004. С. 119–121;

26. Солодкин Я.Г. Когда началось правление Бориса Годунова? // Клио. 2013. № 1(73). С. 123–126;

27. Строев П.М. Указ. соч. Стб. 1035; Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». С. 28–29, 35–37; Солодкин Я.Г. Куда сослали бывшего митрополита московского Дионисия и его «собеседника» Варлаама? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3(37). С. 109–110.

28. Макарий (Веретенников), архим., Э.П.Р. Иов // Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 253–254.

29. Шпаков А.Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912;

30. Флоря Б.Н. Борис Феодорович Годунов // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 72.

31. Макарий (Миролюбов), архим. Вклады Годуновых в Ипатьевском монастыре // Известия Императорского археологического общества. Т. 3. Вып. 1. СПб., 1861. Стб. 231–237;

32. Веселовский С.Б. Указ. соч. С. 58–59, 67–71, 76–80; Зонтиков Н.А., Д.Б.К. Ипатиевский во имя святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 136–138.

33. Зонтиков Н.А., Д. Б. К. Ипатьевский во имя святой Троицы мужской монастырь. С. 137.

34. Солодкин Я.Г. Когда началось правление Бориса Годунова? С. 123–126.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх