The role of industrial specializations in the development of industrial clusters in Russian regions

 
PIIS221979310027492-4-1
DOI10.37490/S221979310027492-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Analyst, Poverty and Equity Global Practice; Expert, Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge
Affiliation:
World Bank
National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionVolume 19. No4/2023
Pages3-20
Abstract

The author sets the task of answering questions from public administration regarding the effectiveness of the functioning of industrial clusters in Russian regions as part of the implementation of the tasks of the current industrial policy of Russia. To do this, the author evaluates the connection between the key specializations of industrial clusters included in the register of the Ministry of Industry and Trade of Russia and the industry specializations of the regions in which these clusters are located. The work analyzes the specializations of industrial clusters, production dynamics, current industry specializations of regions, specializations of regions that emerged in the period from 2005 to 2015. The analysis allows us to assess the influence of regional industrial specializations on the initial formation and subsequent implementation of the current industrial policy of Russia. It is shown that the lack of connection between the specialization of industrial clusters and the sectoral specializations of the region leads to lower rates of cluster production. For higher production rates, connectivity is essential. It has been empirically established that state-supported industrial clusters are often not based on the sectoral structure of their regions, and changes in specialization industries are not taken into account when creating them. The results of the study indicate that when forming the current industrial policy, the issue of connectivity between the specializations of industrial clusters and the industrial specializations of the regions was probably not considered, and the ongoing structural changes in the regions were not taken into account. The author has formulated recommendations for clarifying the requirements for providing state support for industrial clusters and subsidizing their participants in order to achieve a synergistic effect in the development of clusters and economic specializations of the regions.

Keywordsregional economic policy, industrial clusters, economic diversification, economic specialization of regions, strategic development
Received06.09.2023
Publication date29.11.2023
Number of characters36091
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Долгосрочное стратегическое планирование считается важным политическим инструментом для выявления возможностей роста и путей диверсификации экономики [21; 24; 27]. Во многих странах разработаны и реализуются стратегии долгосрочного развития, намечены пути и направления государственной поддержки, определены отраслевые приоритеты для диверсификации экономики [24]. Например, в Европейском союзе регионы разрабатывают стратегии «умной специализации» — комплексный подход к выбору долгосрочных приоритетов развития экономики — в т. ч. для участия в программах субсидирования [24]. В России действующие программы по стратегическому развитию регионов и пространственному развитию страны призваны обеспечить создание условий для устойчивого и согласованного развития экономики, преимущественно за счёт поддержки отраслевых специализаций в регионах. Промышленная политика России нацелена на повышение экономического роста, диверсификацию экономики через развитие региональных промышленных кластеров (ПК) и в т. ч. путём субсидирования её участников [10; 13].
2 За последнее десятилетие был принят ряд федеральных и региональных документов стратегического развития: «Стратегия социально-экономического развития и государственные программы субъектов Российской Федерации», «Стратегия пространственного развития Российской Федерации»1, а также законы и нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию поставленных стратегических задач, включая закон о стратегическом планировании2, о промышленной политике3, постановления правительства о правилах предоставления субсидий на реализацию региональных проектов4, о промышленных кластерах в регионах5, о субсидиях участникам промышленных кластеров6. 1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ [ред. от 18.07.2019] «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 [ред. от 31.05.2021] «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» [вместе с «Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»].

5. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 [ред. от 22.12.2022] «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [вместе с «Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности», «Правилами подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности»].

6. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 [ред. от 23.12.2022] «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
3 Вместе с тем, реализация принятых стратегий и программ зачастую подвергается критике: многие из поставленных целей и задач зачастую носят формальный характер, не претворяются в жизнь [7], не синхронизируются между собой [15; 26] или приводят к незапланированным результатам [6]. Например, в Постановлении Правительства № 779 о промышленных кластерах7 указано о необходимости создания и развития ПК с учётом Стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования страны. Однако в текущих требованиях по выделению субсидий на реализацию проектов ПК отсутствует условие о необходимости учёта отраслевых специализаций регионов при реализации проектов ПК. 7. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 [ред. от 22.12.2022] «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [вместе с «Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности», «Правилами подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности»].
4 По мнению автора, для повышения эффективности реализации поставленных задач промышленной политики и поддержки регионального развития важно обеспечить синхронизацию федеральных мер поддержки и региональных приоритетов исходя из актуальных российских условий развития экономики.
5 В этой связи автор ставит задачу ответить на вопросы государственного управления относительно эффективности функционирования ПК в российских регионах с учётом отраслевых специализаций в регионах базирования ПК. Для этого автор оценивает связь ключевых специализаций ПК, включённых в реестр Министерства промышленности и торговли России, и отраслевых специализаций регионов, в которых этих кластеры находятся. Информационная база статьи позволяет также проанализировать влияние отраслевых специализаций регионов на формирование ПК в рамках промышленной политики и ее промежуточные результаты.

views: 112

Readers community rating: votes 0

1. Abashkin V. L., Gokhberg L. M., Eferin Ya. Yu., Ivanova E. A., Kutsenko E. S., Nechaeva E. G., Tyurchev K. S. (2021), Atlas of economic specialization of Russian regions, Moscow, National Research University Higher School of Economics, 264 p. (In Russ.).

2. Ansoff I. (1989), Strategic management, Moscow, 520 p. (In Russ.).

3. Gagarina G. Yu., Chainikova L. N., Sorokina N. Yu. (2021), Industrial clusters in Russia: old problems and new challenges, Bulletin of the G. V. Plekhanov Russian Economic University, no. 4, pp. 78–85. (In Russ.).

4. Gripich S. A. (2020), Strategic planning in public administration as a key element of its effectiveness, Law and State: Theory and Practice, no. 11 (191), pp. 254–256. (In Russ.).

5. Eferin Ya. Yu., Kutsenko E. S. (2021), Adaptation of the concept of smart specialization for the development of Russian regions, Issues of Public Administration, no. 3, pp. 75–110. (In Russ.).

6. Eferin Ya. Yu. (2021), The role of strategies in the diversification of regional economies: planned development versus unplanned results, Regionalology, vol. 29, no. 2, pp. 283–305. (In Russ.).

7. Zaverskiy S. M., Kiseleva E. S., Kononova V. Yu., Plekhanov D. A., Churkina N. M. (2016), Strategic planning for economic development: world experience and conclusions for Russia, Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, no. 2, pp. 22–40. (In Russ.).

8. Ishchuk S. I. (1996), Territorial-industrial complexes and economic zoning, Moscow, EUFIMB, 242 p. (In Russ.).

9. Kleiner G. B. (2011), Strategic planning and management. Materials of the round table, Problems of strategic state planning and management in modern Russia, Moscow, Scientific expert. (In Russ.).

10. Ksenofontova O. L. (2015), Industrial clusters as a factor in the development of the region: Theoretical aspect, Economic Sciences, no. 4 (44), pp. 66–71. (In Russ.).

11. Kutsenko E. S. (2009), Clusters in economics: practice of identification. Generalization of foreign experience, Observer, no. 10 (237), pp. 109–126. (In Russ.).

12. Pavlenko D. Yu. (2011), The problem of creating clusters in Russia: regional aspect, Bulletin of economic integration, no. 2, pp. 139–143. (In Russ.).

13. Pechatkin V. V., Perfilov V. A. (2015), Import-substituting cluster policy as a direction for increasing the sustainability of the development of Russian regions in conditions of geopolitical uncertainty, Regional Economics: Theory and Practice, no. 29 (404), pp. 49–58. (In Russ.).

14. Pilipenko I. V. (2004), Fundamental differences in the concepts of industrial clusters and territorial-industrial complexes, Bulletin of Moscow University. Geography, no. 5, pp. 3–9.

15. Smirnova O. O., Bocharova L. K., Belyaevskaya-Plotnik L. A., Bogdanova Yu. N. (2019), Conceptual approaches to the formation of the architecture of strategic planning documents in Russia, MIR (Modernization. Innovation. Development), vol. 10, no. 4, pp. 440–456. (In Russ.).

16. Starovoitov A. V. (2002), Planning of legislative preparation and legislative activities, Moscow, 23 p.

17. Strategic management (2008), A. N. Petrova (ed.), St. Petersburg, Peter, 496 p. (In Russ.).

18. Chinazirova S. K. (2006), Modern strategy for the development of production organization, Bulletin of the Adygea State University, no. 1, pp. 69–72. (In Russ.).

19. Andrews K. R. (1971), The Concept of Corporate Strategy, Dow Jones Irwin: Homewood, IL., pp. 18–46.

20. Berry F. S., Wechsler B. (1995), State Agencies' Experience with Strategic Planning: Findings from a National Survey, Public Administration Review, no. 55, 159 p.

21. Delgado M., Porter M. E., Stern S. (2016), Defining clusters of related industries, Journal of Economic Geography, vol. 16, no. 1, pp. 1–38.

22. Edwards L. M. (2012), Strategic Planning in Local Government: Is the Promise of Performance a Reality? Public Management and Policy Dissertations, p. 2.

23. Fujita M., Krugman P., Venables A. J. (1999), The spatial economy: cities, regions and international trade, Cambridge, MIT Press, 367 p.

24. Ketels C., Protsiv S. (2014), Methodology and Findings Report for a Cluster Mapping of Related Sectors, Stockholm, Stockholm School of Economics, 41 p.

25. Kutsenko E., Eferin Y. (2019), “Whirlpools” and “Safe Harbors” in the Dynamics of Industrial Specialization in Russian Regions, Foresight and STI Governance, vol. 13, no. 3, pp. 24–40.

26. Kutsenko E., Islankina E., Kindras A. (2018), Smart by Oneself? An Analysis of Russian Regional Innovation Strategies within the RIS3 Framework, Foresight and STI Governance, vol. 12, no. 1, pp. 25–45.

27. Porter M. E. (1990), The Competitive Advantage of Nations, Competitive Intelligence Review, vol. 1, no. 14, p. 14.

(рис.1.xlsx, 15 Kb) [Download]

(рис.2.xlsx, 15 Kb) [Download]

(рис.3.xlsx, 19 Kb) [Download]

(рис.4.xlsx, 14 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up