Review of What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology, by M. Ashkenazi

 
PIIS086954150010057-2-1
DOI10.31857/S086954150010057-2
Publication type Review
Source material for review Ashkenazi M. What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology. Cham, 2017
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№3
Pages195-198
Abstract

      

Keywords
Received28.06.2020
Publication date28.06.2020
Number of characters11551
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Среди возрастающего в последнее время количества научных трудов по различным вопросам астробиологии и SETI (“Поиск внеземного разума”) особо выделяются работы специалистов из области социальной/культурной антропологии, в которых основной акцент делается на культурных, социальных и идеологических аспектах этих междисциплинарных исследовательских направлений. В этой связи значительный интерес представляет монография культурного антрополога Майкла Ашкенази, посвященная антропологическим подходам к проблематике внеземного разума. Сам термин ксенология в трактовке автора звучит как пример конвергентной эволюции, в первую очередь конвергенции разума у биологических видов и конвергенции идей.
2 Рецензируемая монография состоит из четырнадцати глав, каждая из которых делится на несколько разделов и подразделов. Они охватывают весьма обширный диапазон тем, связанных с гипотетическими внеземными разумными формами жизни; вначале рассматриваются астрофизические и биохимические предпосылки, необходимые для ее зарождения, далее следуют разделы, посвященные эволюционной биологии, после чего идет глубокий анализ проблем разума, языка и культур. В заключении описываются варианты возможных контактов между жителями Земли и представителями внеземных цивилизаций, а также последствия этого общения (как для людей, так и для внеземных разумных видов). В конце каждой главы даются общие выводы по рассмотренной теме и приводится обширная библиография. Хотя большинство исследуемых автором монографии проблем так или иначе затрагивает множество теоретических вопросов антропологических наук, стоит выделить наиболее спорные и интересные из них.
3 В разделе “Отбор” главы “Эволюционные параметры внеземного разума” Ашкенази отмечает, что культурная эволюция в принципе не отличается от естественной: тот, кто более приспособлен, достигает зрелого состояния и производит собственное потомство. И здесь, вероятно, также действует отбор (“одни лучше, а другие хуже”), хотя его параметры отличаются, поскольку происходят из среды, порожденной культурой разумных организмов, а не природными условиями. Последствия прогресса цивилизации могут быть довольно разрушительными (ядерная война стала бы самым катастрофическим) и работают как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Например, Япония прошла путь от милитаристского до миролюбивого государства в результате отбора, созданного исключительно культурой, навязанной извне. Природная эволюция действует повсюду в мире схожим образом: конкуренция и сотрудничество, отбор наиболее приспособленных особей биологического вида и отбор вида в целом для выживания в естественной среде и репродукции. С другой стороны, культурная эволюция имеет, по всей видимости, некоторые отличающиеся правила: меньше важна физическая приспособленность и больше – сочетание социальной, технической и экологической адаптаций. Таким образом, этот более сложный процесс затмевает естественный отбор. Культурная эволюция предполагает, что те, кто способен адаптироваться к сложным социальным взаимодействиям (например, новые формы общения), технологическому прогрессу (например, использование множества сложных инструментов) и естественному отбору, станут размножаться и успешно доводить свое потомство до взрослого состояния и репродуктивного статуса. Имеет ли это значение для проблемы возможных коммуникаций с внеземным разумом? Автор монографии считает фундаментальными оба типа эволюции. Естественная эволюция – это результат совокупности физических, химических и биологических явлений планетарной природной среды. И по определению, ее почти невозможно проследить. Когда астробиология и астрономия снабдят нас более подробными данными, мы сможем достичь этапа некоторых обобщений относительно функционирования внеземных планетарных экологий. В настоящее время этих сведений почти нет, и мы должны констатировать, что природа естественной эволюции, как и ее продуктов на экзопланетах, остаются для нас загадкой. Культурная эволюция – это явление несколько иного типа. Ашкенази принимает в качестве возможного аргумента, что все культуры развиваются в некотором роде схожим образом. Если сравнить “современность” с предыдущими историческими периодами, то она характеризуется следующими признаками: ускоренный технический прогресс; быстрые социальные изменения, как только общественные привычки разрушаются из-за технологических инноваций, экономических колебаний и перемещений населения; изменение в типе разума, так как логическое и абстрактное мышление, связанность и инновации дают преимущества; интенсификация моды. С позиции отдельного индивида возможность довести свое потомство до взрослого состояния также является характерным критерием “современности”. Это означает, что способность перейти к процветанию в такой окружающей среде является формой отбора: лица, достигающие этого, живут для воспроизводства потомства, которое будет делать то же самое. Поскольку в настоящее время человечество переживает первый век “современности”, то очень сложно видеть себя объективно. Тем не менее если этот тип изменения и его ускорители – информационные технологии, цифровые технологии, глобализация – являются универсальными, тогда другие разумные биологические виды могут развиваться примерно в том же направлении. В то время как биологические процессы могут очень сильно различаться, две другие эволюционные силы – общество и культура – могут быть во многих отношениях схожими, порождая значительно большую близость современного человечества к внеземным цивилизациям, нежели к своим предкам эпохи каменного века. Это, в свою очередь, может уменьшить проблемы с возможными коммуникациями между людьми и разумными внеземными видами. При этом автор делает оговорку, что мы не в состоянии предугадать наш собственный процесс культурной эволюции, поэтому, скорее всего, и нет возможности предвидеть нашу дальнейшую стадию развития.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 307

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up