Адаптация механизмов обеспечения транспортной безопасности Калининградской области в новых геополитических и геоэкономических реалиях

 
Код статьиS221979310025345-2-1
DOI10.37490/S221979310025345-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института геополитических и региональных исследований
Аффилиация: Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская Федерация, Калининград
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 19. №2/2023
Страницы41-51
Аннотация

За последний год вопрос обеспечения транспортной связности Калининградской области из экономической плоскости перерос в вопрос геостратегической важности, определяющей все аспекты функционирования региона. Санкции стран Европейского союза в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь, и ответные меры, принятые нашим государством, создали новую геополитическую и геоэкономическую ситуацию, в которой предыдущие механизмы обеспечения транспортной связности Калининградской области с основных территорий страны перестали работать. В результате федеральные и региональные органы власти столкнулись с необходимостью выработки и принятия мер обеспечения транспортной связности региона в условиях цейтнота.  В статье анализируется, как ограничительные меры, вводимые Евросоюзом в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь, повлияли на возможности обеспечения транспортной связности эксклавного региона с основой территорий страны, и какие ответные шаги предпринимались в целях преодоления возникающих кризисных ситуаций. Автор приходит к выводу, что федеральным и региональным органам власти в целом удалось найти эффективные меры, позволившие обеспечить функционирование Калининградской области без разрыва грузовых и пассажирских каналов связи с основной территорией страны.

Ключевые словатранспортная безопасность, транспортная связность, Калининградская область, эксклавный регион, санкции, Европейский союз
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках ГЗ Минобрнауки России № 4462-23 «Мониторинг и анализ геополитических рисков Российской Федерации на калининградском направлении, а также обеспечение Калининградской областью национальных интересов Российской Федерации в сфере гуманитарного знания».
Получено28.06.2023
Дата публикации29.06.2023
Кол-во символов21897
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Транспортная система Калининградской области, являясь неотъемлемым элементом территориальной социально-экономической системы (ТСЭС) региона, за последние 30 лет неоднократно сталкивалась с необходимостью внутренней трансформации в целях адаптации к изменяющимся внутренним и внешним политическим и экономическим условиям. Такая адаптивная способность является важным условием для стабильного функционирования всего региона в целом, а также для обеспечения устойчивых связей российского эксклава с основной территорией страны. Особенности функционирования и перспективы развития Калининградской области в постоянно меняющихся условиях рассматривались в работах Г. М. Фёдорова [4; 10], А. П. Клемешева [5] Ю. М. Зверева [11], А. Б. Себенцова и М. В. Зотовой [8; 9] и многих др. В том числе отдельно рассматривались особенности функционирования отдельных региональных компонентов ТСЭС Калининградской области [2; 6; 7].
2 Вместе с тем, очевидно, что с началом проведения специальной военной операции и введением санкций в отношении России и Белоруссии со стороны стран Евросоюза экономические и политические условия функционирования Калининградской области вновь кардинально трансформировались. В контексте вопроса функционирования транспортной системы Калининградской области существенно изменились условия для обеспечения транспортной грузовой и пассажирской связности региона с основной территорией России. В рамках данной публикации проводиться анализ эффективности ответных мер обеспечения транспортной безопасности Калининградской области, в первую очередь, в контексте устойчивой транспортной связности региона с основной территорией России.
3 Адаптация транспортной системы региона после вступления Литвы в состав Евросоюза. До распада СССР Калининградская область функционировала в единой Прибалтийской экономической системе, в соответствии с чем организовывалась работа и транспортной системы региона. Регион имел разветвлённую транспортную связность со многими городами Литвы, Латвии и Эстонии, приграничный ныне город Советск в то время был важным транспортным узлом, через который обеспечивалось железнодорожное и автобусное сообщение. Активно функционировал в регионе внутренний водный (речной) вид транспорта, преимущественно на р. Неман. В 1985 г. совокупный объём перевезённых речным транспортом грузов составлял 5 млн тонн.
4 Распад СССР и трансформация Калининградской области в российский эксклав существенно отразились на показателях работы транспортного комплекса региона. Если в 1985 г. совокупный объём перевезённых в регионе грузов составлял 41,9 млн тонн, то к 1995 г. этот показатель упал до 14,4 млн тонн (практически в 3 раза). При этом нужно отметить, что распад СССР существенно не повлиял на механизмы обеспечения транспортной связности региона с основной территорией России. По-прежнему как в грузовом, так и в пассажирском сообщении ведущую роль играл железнодорожный транспорт. Данная ситуация кардинальным образом не менялась вплоть до 2002 г. По итогам 2001 г. объём пассажирского сообщения между Калининградской областью и основной территорий страны ориентировочно оценивался в 1,47 млн чел. в год, из которых железными дорогами было перевезено 980 тыс. чел., авиационным транспортом — 240 тыс. чел., автомобильным (экспертная оценка) — 250 тыс. чел. [1]. Аналогичная ситуация наблюдалась и в контексте обеспечения грузовых перевозок между регионом и основной территорий России.

всего просмотров: 149

Оценка читателей: голосов 0

1. Гуменюк И. С. Есть ли реальные угрозы транспортной изоляции региона? // Вызовы и перспективы развития Калининградской области: геополитика и геоэкономика / Клемешев А. П., Федоров Г. М., Волошенко К. Ю., Гуменюк И.С., Гуменюк Л. Г., Зверев Ю. М., Кропинова Е. Г., Кузнецова Т. Ю., Лялина А. В., Михайлова А. А., Новикова А. А., Пекер И. Ю., Тарасов И. Н. Консорциум «Рубежи России»; БФУ им. И. Канта. Калининград, 2021. С. 122–128.

2. Гуменюк И. С., Орлов С. В. Калининградская область как территория потенциального формирования транспортного кластера приморского региона // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 121–131.

3. Жданов В., Кузнецова О., Мау В., Плюхин В., Приходько С. Проблема экономического развития Калининградской области как эксклавного региона России. Москва, 2002. 251 c.

4. Клемешев А. П., Фёдоров Г. М. От изолированного эксклава — к «коридору развития»: альтернативы российского эксклава на Балтике. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 253 с.

5. Клемешев А. П., Фёдоров Г. М., Волошенко К. Ю., Гуменюк И. С., Гуменюк Л .Г., Зверев Ю. М., Кропинова Е. Г., Кузнецова Т. Ю., Лялина А. В., Михайлова А. А., Новикова А. А., Пекер И. Ю., Тарасов И. Н. Вызовы и перспективы развития Калининградской области: геополитика и геоэкономика, Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2021. 183 с.

6. Лобанова Е. В., Сербулов А. В. Определение отраслевой импортозамещающей пропорции машиностроения Калининградской области// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 43–56.

7. Митрофанова А. В. Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (на примере Калининградской области). Автореферат дис. ... кандидата географических наук / Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта. Калининград, 2010.

8. Себенцов А. Б., Зотова М. В. Калининградская область: вызовы эксклавности и пути ее возможной компенсации // Балтийский регион. 2018. Т. 10, № 1. С. 89–106. https://doi.org/10.5922/2074-9848-2018-1-6.

9. Себенцов А. Б., Зотова М. В. Потенциал экономико-географического положения Калининградской области: ограничения и перспективы реализации // Балтийский регион. 2013. № 4. С. 113–131.

10. Фёдоров Г. М. Калининградская дилемма: «коридор развития» или «двойная периферия»? Геополитический фактор развития российского эксклава на Балтике// Балтийский регион. 2010. № 2 (4). С. 5–15.

11. Фёдоров Г. М., Зверев Ю. М. Калининградские альтернативы: 25 лет спустя. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2020. 315 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх