География въездного туризма в Гренландии и на Фарерских островах

 
Код статьиS221979310016983-4-1
DOI10.37490/S221979310016983-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Должность: Доцент
Аффилиация: Экономический университет Варна
Адрес: Болгария, Варна
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 17. №4 /2021
Страницы97-110
Аннотация

Гренландия и Фарерские острова — датские владения, в которых туризм в 2010-е гг. развивался достаточно активно. Несмотря на слабую связность с внешним миром, география прибытий туристов за этот период в целом расширилась, а количество выросло почти вдвое. Обе территории специализируются на экологическом туризме, есть и некоторые примечательные объекты культурно-познавательного туризма.

Целью исследования является выявление географических особенностей распределения въездного туристского потока в Гренландию и Фарерские острова. Использованы данные статслужб соответствующих территорий. Выявлены особенности динамики, структуры и распределения въездного турпотока (на основе статистики средств размещения, аэропортов и круизных портов), описаны особенности транспортного сообщения, значимые для туризма. Островное положение и колониальный «отпечаток» оказывают негативный эффект с точки зрения разнообразия турпотока, однако сдерживают сверхтуризм.

Гренландия относится к территориям арктического туризма. Для неё характерны высокие значения туристской нагрузки, значительная зависимость от круизного туризма и выраженная сезонность с летним пиком. Выявлены основные туристские регионы и описаны характерные их черты: залив Диско, Южная Гренландия, Восточная Гренландия и столичный регион.

Ключевые словаГренландия, Фарерские острова, въездной туризм, туристский поток, география туризма, арктический туризм, круизы
Получено28.09.2021
Дата публикации05.12.2021
Кол-во символов17650
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Датские владения Гренландия и Фарерские острова — достаточно своеобразные территории, в т. ч. с точки зрения географии туризма. Рассмотрение их в отдельной статье имеет смысл, т. к. особенности формирования въездных турпотоков заметно отличаются от континентальной Европы.
2 Гренландия — типичная арктическая территория, туризм на которой начал активно развиваться только в 90-е гг. XX в. Это не только крупнейший остров в мире, но и крупнейшая несамостоятельная территория, хотя и обладает широкой автономией в составе Дании. Население Гренландии на 1 января 2020 г. — 56 тыс. чел. Большая часть населения проживает на юго-западном побережье острова (в т. ч. в столице — около трети), более комфортном для проживания, т. к. через его воды проходит тёплое Западно-Гренландское течение. Внутреннюю часть острова занимает ледниковый щит — крупнейший в Северном полушарии. Основу экономики составляет рыболовство и переработка рыбы, доля туризма в экономике незначительна, хотя туризм важен с точки зрения поддержания уровня занятости населения1. 1. Greenland's Economy. Autumn 2020. The Economic Council of Greenland [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 15.09.2021).
3 Фарерские острова — более южное владение Дании. Самая северная точка Фарер находится на 4 градуса южнее Северного полярного круга, а по степени географической изоляции острова сопоставимы с российскими северными регионами (например, с Ненецким АО). Архипелаг находится на морском пути из Дании в Исландию и связан грузопассажирской паромной линией Сейдисфьордюр (Исландия) — Торсхавн (Фарерские острова) — Хиртсхальс (Дания). В отличие от Гренландии, на Фарерах развита сеть автомобильных дорог, большинство островов связаны тоннелями. Основа экономики Фарер — рыболовство и переработка рыбы, а также овцеводство, доля туризма в структуре ВВП составляет всего около 2 % (по данным датского национального банка2), хотя он признаётся важной отраслью для диверсификации экономики островов. Численность населения Фарерских островов на 1 января 2020 г. — 51,6 тыс. чел. — немного меньше, чем в Гренландии, однако этот небольшой архипелаг по плотности населения (37 чел./км2) сопоставим с Тульской областью или Грузией. Основной вид туризма на архипелаге — экологический, в меньшей степени — культурно-познавательный. 2. The faroese economic boom is losing momentum. Danmarks Nationalbank [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 15.09.2021).
4 Целью исследования является выявление географических особенностей распределения въездного туристского потока в Гренландию и Фарерские острова.
5 Информационная база и степень изученности проблемы. Туризму в Гренландии и на Фарерских островах посвящено не так много научных исследований. Есть исследования, посвящённые общему обзору туризма на этих территориях [15; 20]. Изучена проблема влияния туризма на местные сообщества в Гренландии [11] и влияния климатических изменений на туризм в Гренландии [18; 21]. По мнению некоторых авторов, климатические изменения способствуют развитию туризма в Арктике, т. к. сейчас «последний шанс» увидеть её такой, какая она есть [16]. В одной из статей [13] рассмотрен вопрос экономической независимости — это очень важный вопрос для гренландцев и фарерцев, влияющий и на их политическую жизнь. Описаны различные аспекты стратегии развития туризма в Гренландии [4; 7; 8; 19], а также возможные риски, связанные со сверхтуризмом [14]. Встречаются и статьи, в которых описывается личный опыт посещения Гренландии и Фарерских островов [3; 9], который, безусловно, необходим для составления впечатления о территории и осмысления результатов. Интерес представляет работа, в которой приводится модель оптимизации авиадоступности Гренландии [12], которая ощутимо влияет и на объём туристского потока. Из территорий-аналогов можно привести Чукотку, для которой предложена новая территориальная структура туризма, также основанная на авиахабе [1].

всего просмотров: 421

Оценка читателей: голосов 0

1. Гладкевич Г. И. Транспортный узел как ступень развития туризма районов Крайнего Севера // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Д. В. Зайца. 2020. С. 292–298.

2. Иванов И. А. Региональные и сезонные особенности въездного туризма в Исландию // Географический вестник. 2021. № 3 (58). С. 169–179. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2021-3-169-179.

3. Королёв А. Ю. Особенности организации спортивных путешествий в Гренландии (по итогам экспедиции пермской команды «Форвард», посвящённой 150-летию со дня рождения Фритьофа Нансена) // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2011. № 3. С. 136–141.

4. Корчак Е. А. Арктические стратегии европейских северных стран как основные инструменты социально-экономического развития Арктической зоны // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. № 3 (34). С. 27–33.

5. Манаков А. Г., Кондратьева С. В., Иванов И. А. Структура и география распределения въездного туристского потока в Финляндии // Географический вестник. 2020. № 1 (52). С. 166–177. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2020-1-166-177.

6. Манаков А. Г., Чученкова О. А., Иванов И. А. Динамика и география потока российских туристов в Финляндии и Эстонии в 2004–2018 гг. // Региональные исследования. 2019. № 3 (65). С. 97–104. https://doi.org/10.5922/1994-5280-2019-3-9.

7. Мосалёв А. И. Территориальный маркетинговый каркас в управлении развитием туристской индустрии // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 19. № 1. С. 13–19. https://doi.org/10.24147/1812-3988.2021.19 (1).13-19.

8. Саранча М. А., Мосалёв А. И. Опыт организации развития туристской сферы в полярных регионах зарубежных стран // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 4. С. 28–38. https://doi.org/10.12737/14581.

9. Токарев В. И. Об авиаперелёте вдоль Северного полярного круга // Идеи и новации. 2021. Т. 9. № 1. С. 77–86. https://doi.org/10.48023/2411-7943_2021_9_1_77.

10. Чученкова О. А. География потоков международного въездного туризма в Эстонии в 2004–2018 гг. // Вестник Псковского государственного университета. Серия Естественные и физико-математические науки. 2019. № 14. С. 55–66.

11. Chimirri D. Collaborative configurations of tourism development: a Greenlandic example // Journal of Tourism Futures. 2020. Vol. 6. No. 1. P. 24–39. https://doi.org/10.1108/JTF-01-2019-0006.

12. Christensen L., Nielsen O. A., Rich J., Knudsen M. Optimizing airport infrastructure for a country: The case of Greenland // Research in Transportation Economics. 2020. Vol. 79. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2019.100773.

13. Grydehøj A. Unravelling economic dependence and independence in relation to island sovereignty: The case of Kalaallit Nunaat (Greenland) // Island Studies Journal. 2020. Vol. 15. No. 1. P. 89–112. https://doi.org/10.24043/isj.101.

14. Ioannides D. Greenland's tourism policy making and the risk of overtourism // Overtourism: excesses, discontents and measures in travel and tourism. 2019. P. 209–223. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1079/9781786399823.0209.

15. Johnston M. E., Viken A. Tourism development in Greenland // Annals of Tourism Research. 1997. Vol. 24. No. 4. P. 978–982. https://doi.org/10.1016/S0160-7383 (97)00034-0.

16. Lemelin H., Dawson J., Stewart E.J., Maher P., Lueck M. Last-chance tourism: the boom, doom, and gloom of visiting vanishing destinations // Current Issues in Tourism. 2010. Vol. 13. No. 5. P. 477–493.

17. Manakov A. G., Krasilnikova I. N., Ivanov I. A. Geography of inbound tourism and transboundary tourism-and-recreation region building in Sweden // Baltic Region. 2021. Vol. 13. No. 1. P. 108–123. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2021-1-6.

18. Mitchell J. Can climate change be good for Greenland: An Arctic Island’s response to new development opportunities // Sustainable Development Law & Policy. 2008. No. 8 (3). P. 23–24.

19. Petridou E. Nascent island tourism policy development in Greenland: A network perspective // Island Studies Journal. 2019. No. 14 (2). P. 227–244. https://doi.org/10.24043/isj.94.

20. Plieninger T., Rana H. Á. A., Fagerholm N., Ellingsgaard G. F., Magnussen E., Raymond C. M., Olafsson A. S., Verbrugge L. N. H. Identifying and assessing the potential for conflict between landscape values and development preferences on the Faroe Islands // Global Environmental Change. 2018. Vol. 52. P. 162–180. https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2018.07.006.

21. Schrot O. G., Christensen J. H., Formayer H. Greenland winter tourism in a changing climate // Journal of Outdoor Recreation and Tourism. 2019. Vol. 27. https://doi.org/10.1016/j.jort.2019.100224.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх