Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования)

 
Код статьиS020595920011082-6-1
DOI10.31857/S020595920011082-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры психологии; профессор кафедры психологии и социальной педагогики
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет, Государственный гуманитарно-технологический университет
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: Доцент кафедры педагогики
Аффилиация: Государственный гуманитарно-технологический университет
Адрес: ул. Зеленая, дом 22
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 6
Страницы35-47
Аннотация

Представлены результаты двух этапов лонгитюдного исследования мнемических способностей в период перехода от подросткового возраста к юношескому. Первый этап изучения количественного и качественного своеобразия мнемических способностей как орудийной основы памяти осуществлялся в 2009–2010 гг. Объем выборки — 96 школьников в возрасте 12–13 лет. На втором этапе в 2012–2013 гг. в эксперименте приняли участие 60 (из 96) ранее исследованных школьников в возрасте 15–16 лет. Исследование на первом и втором этапах осуществлялось с помощью методики диагностики мнемических способностей школьников. Показано, что мнемические способности в подростковом и юношеском возрастах имеют принципиально различную структуру, отличающуюся качественным составом мнемических действий и степенью взаимодействия разноуровневых механизмов: функциональных, операционных и регулирующих. Структура мнемических способностей подростков претерпевает существенные изменения вследствие усложнения мнемических действий, появления регулирующих механизмов и усиления их взаимодействия. Более половины школьников в возрасте 15–16 лет обладают высшим (четвертым) уровнем развития мнемических способностей в отличие от мнемических способностей 12–13-летних, качественные показатели которых распределяются от первого до третьего уровня развития. Сделан вывод о том, что развитие структуры мнемических способностей приводит к увеличению продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы (продуктивности запечатления); продуктивности запоминания с использованием мнемических действий; к увеличению вероятности быстрого и точного запоминания благодаря системному взаимодействию функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Делается вывод о том, что в этот период мнемические способности развиваются неравномерно и гетерохронно, проходя через стадии выраженной интеграции и дифференциации реализующих их механизмов.

Ключевые словамнемические способности, развитие, память, структура, функциональные механизмы, операционные механизмы, регулирующие механизмы, функциональная система мнемических способностей, методика диагностики мнемических способностей
Источник финансированияИсследование, начавшееся в 2009 году и продолжающееся по настоящее время, включает восемь основных этапов изучения объема и качественной специфики воспроизведения и реализующих его механизмов.
Получено07.09.2020
Дата публикации27.11.2020
Кол-во символов37877
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 978

Оценка читателей: голосов 0

1. Бархатова С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под. ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. С.112–242.

2. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под. ред. А.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967.

3. Выготский Л.С. Предисловие к книге А.Н. Леонтьева / Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. C. 154.

4. Занков Л.В. Память. М.: Учпедгиз, 1949.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981.

6. Леонтьев А.Н. Развитие памяти: экспериментальное исследование высших психологических функций. М.; Л.: Учпедгиз, 1931.

7. Липкина А.И. Воспроизведение и забывание конкретно-образного и отвлеченного учебного материала // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1958.

8. Мальцева К.П. План текста как смысловая опора запоминания у младших школьников // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1958. С. 175–193.

9. Междисциплинарные исследования памяти / под. ред. А.Л. Журавлева и Н.Н. Корж. М.: Институт психологии РАН, 2009.

10. Познавательная активность и память / под ред. Н.И. Чуприковой; Учреждение РАО “Психологический институт”. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ, 2010.

11. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: АН СССР, 1987. Т. 1.

12. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.

13. Черемошкина Л.В. Диагностика мнемических способностей школьников 10–12 лет: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1988.

14. Черемошкина Л.В. Психология мнемических способностей: Дис. ... доктора психол. наук. Ярославль, 2000.

15. Черемошкина Л.В. Психология памяти. М.: Аспект Пресс, 2009.

16. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Память. Закономерности воспроизведения учебного материала: монография. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2019.

17. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990.

18. Cheremoshkina L.V., Osinina T.N. About the laws of reproduction of educational material // European Applied Sciences, Germany. 2013. № 5. P. 151–155.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх