Becoming a subject of freedom: to the 90-anniversary of N.I. Chuprikova

 
PIIS020595920002982-6-1
DOI10.31857/S020595920002982-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Laboratory of psychology of abilities andmental resources named after V. N. Druzhinin
Affiliation: Institute of Psychology, Russian Academy of Science
Address: Russian Federation
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 40 Issue 1
Pages5-14
Abstract

Based on analysis of life and professional path of outstanding Russian psychologist N. I. Chuprikova the conditions of becoming of subject of freedom and factors for realizing of scientific ideas are revealed. Living space and creativity style of the scholar are considered. Proceeding from the principle of systemic differentiation, the idea of protection mechanism, that allows a scientist to maintain his authenticity, is put forward. It is shown that all scientific monographs of N. I. Chuprikova represent a single whole – a general model of mental processes which explains how the material processes of brain produce subjective states.

Keywordssubject of freedom, living space, life and professional path of personality, the authenticity of the Russian psychology.
AcknowledgmentThe article is based on the analysis of N. I. Chuprikova’s papers, a series of interviews with her, conversations and discussions of the author with colleagues and close friends of the celebrant.
Received25.02.2019
Publication date26.02.2019
Number of characters34206
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Посох мой, моя свобода – сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа станет истина моя?

О. Э. Мандельштам

2

Распространено мнение, что отечественная наука выпала из мировой цивилизации, оказалась на ее обочине. А между тем, российская наука имеет славную историю и своих героев, наследие которых является фундаментом для новых перспективных исследований, концепций и методических разработок.

3 Осознание себя в истории – это весьма напряженное усилие, длительный труд. Чаще всего история, как отмечал М. К. Мамардашвили, – это кладбище несостоявшихся рождений, неосуществленных надежд и стремлений к свободе, любви, мысли, чести, достоинству [13, с. 13]. Для того чтобы начать собственную историю становления, историю становления отдельно взятого ученого, мало одной готовности и сильного желания, ее немыслимо начать без сопричастности с выдающимися психологами – столпами отечественной психологической науки, отвечающими за преемственность научных идеалов, эталонов искусства, культуры, образцов красоты, добра, свободы духа, – истинными субъектами свободы. Свободой обладает не любой субъект, а лишь такой, у которого на свободу хватит мужества, души и духа. Обращение к жизненному опыту выдающихся современников является не только источником сил и вдохновения, но и основанием верификации своего научного мировоззрения, расширения своего сознания и сферы научного творчества.
4 Имена, теории и результаты трудов наших замечательных соотечественников – истинных субъектов свободы – не столь широко известны не только научной молодежи, но и психологам среднего поколения. Во многом это объясняется тем, что эти ученые, такие, например, как Е. И. Бойко, К. М. Веккер, Б. Б. Коссов, Л. Н. Ланда, А. Н. Соколов, П. А. Шеварев и другие, не принадлежали к до-минирующим в отечественной психологии школам, а занимали независимую, самостоятельную позицию. В их числе – Н. И. Чуприкова, доктор психологических наук, почетный профессор Пси-хологического института Российской академии образования. Она не была членом партии, и в ее работах Вы не увидите привычной партийной риторики или преклонения перед модными научными течениями. Вся ее жизнь посвящена беззаветному служению науке, мужественной борьбе за сохранение высоких критериев научности психологического знания, бескорыстной передаче ученикам своих знаний и приобщению их к духу и смыслу работы в науке [9], и как у настоящего крупного ученого, все ее монографии представляют единое целое – общую модель психических процессов, объясняющую, каким образом материальные процессы мозга производят субъективные состояния.
5 Анализ становления субъекта свободы связан с изучением основных периодов биографии человека, выделяемых на основе таких критериев как знаковые события жизни, социально-профессиональные роли, доминирующие сферы интересов [4]. Опираясь на данные критерии можно выделить шесть периодов жизненного и профессионального пути Н. И. Чуприковой.

Number of purchasers: 2, views: 780

Readers community rating: votes 0

1. Aleksandrov Yu.I. Recenziya na knigu N.I. CHuprikovoj “Psihologiya umstvennogo razvitiya: princip differenciacii” // Zhurnal vysshej nervnoj deyatel’nosti, 2000. V. 50. Vypusk 2. P. 344–346. (In Russian)

2. Berdyaev N A. Smysl tvorchestva. Har’kov: Folio; Moscow: AST, 2002.(In Russian)

3. Volkova E. V. Nauchnaya zhizn’ (sovmestnoe zasedanie uchenyh sovetov IP RAN i PI RAO) // Voprosy psihologii. 2015. № 3. P. 166–167.(In Russian)

4. Vydayushchiesya psihologi Instituta psihologii RAN. Eds. A.L. ZHuravlev, V. A. Kol’cova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2017.(In Russian)

5. Gurevich K. M. Fiziologicheskie mekhanizmy slova // Voprosy psihologii. 1969. № 5. P. 169–171.(In Russian)

6. Differencionno-integracionnaya teoriya razvitiya/ Sost. N.I. Chuprikova, A. D. Koshelev. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul’tury, 2011.(In Russian)

7. Differencionno-integracionnaya teoriya razvitiya: filosofskoe osmyslenie i primenenie v psihologii, yazykoznanii i pedagogike // Tezisy dokladov 2-j nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 4 marta 2013 g. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2013.(In Russian)

8. Differencionno-integracionnaya teoriya razvitiya. Kn. 2. / Sost. i eds. N.I. Chuprikova, E. V. Volkova. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul’tury: Znak, 2014.(In Russian)

9. Zhdan A.N. K yubileyu Natalii Ivanovny Chuprikovoj // Metodologiya i istoriya psihologii. 2008. V. 8. Vyp. 4. P. 190–192.(In Russian)

10. Zinchenko V. P. Problemy psihologii razvitiya (chitaya O. Mandel’shtama) // Voprosy psihologii. 1991. № 6. P. 117–138.(In Russian)

11. Lokalova N.P. K yubileyu N.I. Chuprikovoj // Voprosy psihologii. 1998. № 6. P. 115–121.(In Russian)

12. Losskij N. O. Obosnovanie intuitivizma: izbrannoe. Moscow: Pravda, 1991.(In Russian)

13. Mamardashvili M. K. Evropejskaya otvetstvennost’ // Lit. gazeta. 06.03.1991. № 9 (5335). P. 13.(In Russian)

14. Mit’kin A. A. Psihologiya umstvennogo razvitiya: novaya sistemnaya paradigma // Voprosy psihologii. 1998. № 4. P. 138–141.(In Russian)

15. Moskovskaya psihologicheskaya shkola: Istoriya i sovremennost’: V 3 t. Pod obshch. red. V. V. Rubcova. Eds. N.I. Chuprikova, I. V. Ravich-Shcherbo. Moscow: PI RAO, MGPPU, 2004.(In Russian)

16. Poznavatel’naya aktivnost’ v sisteme processov pamyati / Ed. N.I. CHuprikova. Moscow: Pedagogika, 1989.(In Russian)

17. Sokolov E. N. Recenziya na knigu “Poznavatel’naya aktivnost’ v sisteme processov pamyati”. Ed. N.I. Chuprikova // Zhurnal vysshej nervnoj deyatel’nosti, 1989. V. 39. Vyp. 5. P. 984.(In Russian)

18. Ushakova T.N. E. I. Bojko – issledovatel’ mekhanizmov umstvennoj deyatel’nosti // Psihologicheskij zhurnal. 2003. V. 24. № 4. P. 92–97.(In Russian)

19. Chuprikova N. I. Dinamika nervnyh processov pri differencirovanii neposredstvennyh i slovesnyh razdrazhitelej u vzroslogo cheloveka // Voprosy izucheniya vysshej nejrodinamiki v svyazi s problemami psihologii. Ed. E. I. Bojko. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1957. P. 56–83.(In Russian)

20. Chuprikova N. I. Slovo kak faktor upravleniya v vysshej nervnoj deyatel’nosti cheloveka. Moscow: Prosveshchenie, 1967.(In Russian)

21. Chuprikova N.I. O prichinah rosta latentnyh periodov reakcij pri uvelichenii chisla al’ternativnyh signalov // Voprosy psihologii. 1969. № 1. P. 60–74.(In Russian)

22. Chuprikova N.I. O stabilizacii vremeni reakcij pri bol’shom chisle hranyashchihsya v pamyati ehtalonov // Voprosy psihologii. 1971. № 1. P. 50–62.(In Russian)

23. Chuprikova N. I. Psihika i soznanie kak funkciya mozga. Moscow: Nauka, 1985.(In Russian)

24. Chuprikova N. I. Umstvennoe razvitie i obuchenie (Psihologicheskie osnovy razvivayushchego obucheniya). Moscow: AO “Stoletie”, 1995.(In Russian)

25. Chuprikova N. I. Psihologiya umstvennogo razvitiya: princip differenciacii. Moscow: AO “Stoletie”, 1997.(In Russian)

26. Chuprikova N. I. Umstvennoe razvitie i obuchenie (k obosnovaniyu sistemno-strukturnogo podhoda). Moscow: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social’nogo instituta; Voronezh: NPO “MODEHK”, 2003.(In Russian)

27. Chuprikova N. I. Metod testiruyushchego stimula v izuchenii mekhanizmov analitiko-sinteticheskoj deyatel’nosti mozga cheloveka // Psihologiya vysshih kognitivnyh processov. Eds. T. N. Ushakovoj, N.I. CHuprikovoj. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2004. P. 10–32.(In Russian)

28. Chuprikova N. I. Psihika i predmet psihologii v svete dostizhenij sovremennoj nejronauki // Voprosy psihologii. 2004. № 2. P. 104–118.(In Russian)

29. Chuprikova N.I.: Psihofiziologicheskaya problema i razrabotka teorii mozgovoj organizacii vysshih psihicheskih processov cheloveka v trudah E. I. Bojko i ego shkoly // Voprosy psihologii. 2005. № 2. P. 68–84.(In Russian)

30. Chuprikova N. I. Teoriya otrazheniya, psihicheskaya real’nost’ i psihologicheskaya nauka // Metodologiya i istoriya psihologii. 2006. V. 1. Vyp. 1. P. 189–190.(In Russian)

31. Chuprikova N. I. Umstvennoe razvitie: princip differenciacii. St. Petersburg: Piter, 2007.(In Russian)

32. Chuprikova N. I. Psihika i psihicheskie processy (sistema ponyatij obshchej psihologii). Moscow: YAzyki slavyanskoj kul’tury, 2015.(In Russian)

Система Orphus

Loading...
Up