Становление субъекта свободы: к юбилею Н. И. Чуприковой

 
Код статьиS020595920002982-6-1
DOI10.31857/S020595920002982-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая Лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В. Н. Дружинина
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 1
Страницы5-14
Аннотация

В статье на основе анализа жизненного и профессионального пути выдающегося отечественного психолога Н. И. Чуприковой выявляются условия становления субъекта свободы научной мысли и факторы реализации научных идей, описывается жизненное пространство и стиль научного творчества ученого. На основе принципа дифференциации выдвигается идея защитного механизма, позволяющего ученому сохранить свою аутентичность. Показывается, что, как у настоящего крупного ученого, все научные работы Н. И. Чуприковой представляют собою единое целое – общую модель психических процессов, объясняющую, каким образом материальные процессы мозга производят субъективные состояния психики.

Ключевые словасубъект свободы, факторы реализации научных идей, жизненный и профессиональный путь личности, жизненное пространство, аутентичность российской психологии.
Источник финансированияСтатья написана по материалам анализа научных работ Н.И. Чуприковой, серии интервью, бесед и дискуссий автора с коллегами и близкими друзьями юбиляра.
Получено25.02.2019
Дата публикации26.02.2019
Кол-во символов34206
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Посох мой, моя свобода – сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа станет истина моя?

О. Э. Мандельштам

2

Распространено мнение, что отечественная наука выпала из мировой цивилизации, оказалась на ее обочине. А между тем, российская наука имеет славную историю и своих героев, наследие которых является фундаментом для новых перспективных исследований, концепций и методических разработок.

3 Осознание себя в истории – это весьма напряженное усилие, длительный труд. Чаще всего история, как отмечал М. К. Мамардашвили, – это кладбище несостоявшихся рождений, неосуществленных надежд и стремлений к свободе, любви, мысли, чести, достоинству [13, с. 13]. Для того чтобы начать собственную историю становления, историю становления отдельно взятого ученого, мало одной готовности и сильного желания, ее немыслимо начать без сопричастности с выдающимися психологами – столпами отечественной психологической науки, отвечающими за преемственность научных идеалов, эталонов искусства, культуры, образцов красоты, добра, свободы духа, – истинными субъектами свободы. Свободой обладает не любой субъект, а лишь такой, у которого на свободу хватит мужества, души и духа. Обращение к жизненному опыту выдающихся современников является не только источником сил и вдохновения, но и основанием верификации своего научного мировоззрения, расширения своего сознания и сферы научного творчества.
4 Имена, теории и результаты трудов наших замечательных соотечественников – истинных субъектов свободы – не столь широко известны не только научной молодежи, но и психологам среднего поколения. Во многом это объясняется тем, что эти ученые, такие, например, как Е. И. Бойко, К. М. Веккер, Б. Б. Коссов, Л. Н. Ланда, А. Н. Соколов, П. А. Шеварев и другие, не принадлежали к до-минирующим в отечественной психологии школам, а занимали независимую, самостоятельную позицию. В их числе – Н. И. Чуприкова, доктор психологических наук, почетный профессор Пси-хологического института Российской академии образования. Она не была членом партии, и в ее работах Вы не увидите привычной партийной риторики или преклонения перед модными научными течениями. Вся ее жизнь посвящена беззаветному служению науке, мужественной борьбе за сохранение высоких критериев научности психологического знания, бескорыстной передаче ученикам своих знаний и приобщению их к духу и смыслу работы в науке [9], и как у настоящего крупного ученого, все ее монографии представляют единое целое – общую модель психических процессов, объясняющую, каким образом материальные процессы мозга производят субъективные состояния.
5 Анализ становления субъекта свободы связан с изучением основных периодов биографии человека, выделяемых на основе таких критериев как знаковые события жизни, социально-профессиональные роли, доминирующие сферы интересов [4]. Опираясь на данные критерии можно выделить шесть периодов жизненного и профессионального пути Н. И. Чуприковой.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 703

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Ю. И. Рецензия на книгу Н. И. Чуприковой “Психология умственного развития: принцип дифференциации” // Журнал высшей нервной деятельности, 2000. Т. 50. Выпуск 2. С. 344–346.

2. Бердяев Н А. Смысл творчества. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2002.

3. Волкова Е. В. Научная жизнь (совместное заседание ученых советов ИП РАН и ПИ РАО) // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 166–167.

4. Выдающиеся психологи Института психологии РАН. Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.

5. Гуревич К. М. Физиологические механизмы слова // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 169–171.

6. Дифференционно-интеграционная теория развития. Сост. Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев. М.: Языки славянской культуры, 2011.

7. Дифференционно-интеграционная теория развития: философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов 2-й научно-практической конференции. Москва, 4 марта 2013 г. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.

8. Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. Сост. и ред. Н. И. Чуприкова, Е. В. Волкова. М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014.

9. Ждан А. Н. К юбилею Наталии Ивановны Чуприковой // Методология и история психологии. 2008. Т. 8. Вып. 4. С. 190–192.

10. Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 117–138.

11. Локалова Н. П. К юбилею Н. И. Чуприковой // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 115–121.

12. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма: избранное. М.: Правда, 1991.

13. Мамардашвили М. К. Европейская ответственность // Лит. газета. 06.03.1991. № 9 (5335). С. 13.

14. Митькин А. А. Психология умственного развития: новая системная парадигма // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 138–141.

15. Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. Под общ. ред. В. В. Рубцова. Отв. ред. Н. И. Чуприкова, И. В. Равич-Щербо. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004.

16. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Педагогика, 1989.

17. Соколов Е. Н. Рецензия на книгу “Познавательная активность в системе процессов памяти”. Под ред. Н. И. Чуприковой // Журнал высшей нервной деятельности, 1989. Т. 39. Вып. 5. С. 984.

18. Ушакова Т. Н. Е. И. Бойко – исследователь механизмов умственной деятельности // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 92–97.

19. Чуприкова Н. И. Динамика нервных процессов при дифференцировании непосредственных и словесных раздражителей у взрослого человека // Вопросы изучения высшей нейродинамики в связи с проблемами психологии. Под ред. Е. И. Бойко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. С. 56–83.

20. Чуприкова Н. И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967.

21. Чуприкова Н. И. О причинах роста латентных периодов реакций при увеличении числа альтернативных сигналов // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 60–74.

22. Чуприкова Н. И. О стабилизации времени реакций при большом числе хранящихся в памяти эталонов // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 50–62.

23. Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.

24. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО “Столетие”, 1995.

25. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: АО “Столетие”, 1997.

26. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2003.

27. Чуприкова Н. И. Метод тестирующего стимула в изучении механизмов аналитико-синтетической деятельности мозга человека // Психология высших когнитивных процессов. Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. С. 10–32.

28. Чуприкова Н. И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 104–118.

29. Чуприкова Н. И.: Психофизиологическая проблема и разработка теории мозговой организации высших психических процессов человека в трудах Е. И. Бойко и его школы // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 68–84.

30. Чуприкова Н. И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 189–190.

31. Чуприкова Н. И. Умственное развитие: принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007.

32. Чуприкова Н. И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). М.: Языки славянской культуры, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх