Становление субъекта свободы: к юбилею Н. И. Чуприковой

 
Код статьиS020595920002982-6-1
DOI10.31857/S020595920002982-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая Лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В. Н. Дружинина
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 1
Страницы5-14
Аннотация

В статье на основе анализа жизненного и профессионального пути выдающегося отечественного психолога Н. И. Чуприковой выявляются условия становления субъекта свободы научной мысли и факторы реализации научных идей, описывается жизненное пространство и стиль научного творчества ученого. На основе принципа дифференциации выдвигается идея защитного механизма, позволяющего ученому сохранить свою аутентичность. Показывается, что, как у настоящего крупного ученого, все научные работы Н. И. Чуприковой представляют собою единое целое – общую модель психических процессов, объясняющую, каким образом материальные процессы мозга производят субъективные состояния психики.

Ключевые словасубъект свободы, факторы реализации научных идей, жизненный и профессиональный путь личности, жизненное пространство, аутентичность российской психологии.
Источник финансированияСтатья написана по материалам анализа научных работ Н.И. Чуприковой, серии интервью, бесед и дискуссий автора с коллегами и близкими друзьями юбиляра.
Получено25.02.2019
Дата публикации26.02.2019
Кол-во символов34206
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1910

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Ю. И. Рецензия на книгу Н. И. Чуприковой “Психология умственного развития: принцип дифференциации” // Журнал высшей нервной деятельности, 2000. Т. 50. Выпуск 2. С. 344–346.

2. Бердяев Н А. Смысл творчества. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2002.

3. Волкова Е. В. Научная жизнь (совместное заседание ученых советов ИП РАН и ПИ РАО) // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 166–167.

4. Выдающиеся психологи Института психологии РАН. Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.

5. Гуревич К. М. Физиологические механизмы слова // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 169–171.

6. Дифференционно-интеграционная теория развития. Сост. Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев. М.: Языки славянской культуры, 2011.

7. Дифференционно-интеграционная теория развития: философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов 2-й научно-практической конференции. Москва, 4 марта 2013 г. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.

8. Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. Сост. и ред. Н. И. Чуприкова, Е. В. Волкова. М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014.

9. Ждан А. Н. К юбилею Наталии Ивановны Чуприковой // Методология и история психологии. 2008. Т. 8. Вып. 4. С. 190–192.

10. Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 117–138.

11. Локалова Н. П. К юбилею Н. И. Чуприковой // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 115–121.

12. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма: избранное. М.: Правда, 1991.

13. Мамардашвили М. К. Европейская ответственность // Лит. газета. 06.03.1991. № 9 (5335). С. 13.

14. Митькин А. А. Психология умственного развития: новая системная парадигма // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 138–141.

15. Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. Под общ. ред. В. В. Рубцова. Отв. ред. Н. И. Чуприкова, И. В. Равич-Щербо. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004.

16. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Педагогика, 1989.

17. Соколов Е. Н. Рецензия на книгу “Познавательная активность в системе процессов памяти”. Под ред. Н. И. Чуприковой // Журнал высшей нервной деятельности, 1989. Т. 39. Вып. 5. С. 984.

18. Ушакова Т. Н. Е. И. Бойко – исследователь механизмов умственной деятельности // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 92–97.

19. Чуприкова Н. И. Динамика нервных процессов при дифференцировании непосредственных и словесных раздражителей у взрослого человека // Вопросы изучения высшей нейродинамики в связи с проблемами психологии. Под ред. Е. И. Бойко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. С. 56–83.

20. Чуприкова Н. И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967.

21. Чуприкова Н. И. О причинах роста латентных периодов реакций при увеличении числа альтернативных сигналов // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 60–74.

22. Чуприкова Н. И. О стабилизации времени реакций при большом числе хранящихся в памяти эталонов // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 50–62.

23. Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.

24. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО “Столетие”, 1995.

25. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: АО “Столетие”, 1997.

26. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2003.

27. Чуприкова Н. И. Метод тестирующего стимула в изучении механизмов аналитико-синтетической деятельности мозга человека // Психология высших когнитивных процессов. Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. С. 10–32.

28. Чуприкова Н. И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 104–118.

29. Чуприкова Н. И.: Психофизиологическая проблема и разработка теории мозговой организации высших психических процессов человека в трудах Е. И. Бойко и его школы // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 68–84.

30. Чуприкова Н. И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 189–190.

31. Чуприкова Н. И. Умственное развитие: принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007.

32. Чуприкова Н. И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). М.: Языки славянской культуры, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх