Correlation between the Categories of «Sovereignty» and «Human Rights»: Beijing’s Posi-tion

 
PIIS013128120006098-8-1
DOI10.31857/S013128120006098-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University "Higher School of Economics"
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameProblemy Dalnego Vostoka
EditionIssue 4
Pages77-84
Abstract

The article examines how the concepts of "sovereignty" and "human rights" are correlated, according to Chinese researchers and politicians, what factors influenced the fact that the principle of "sovereignty" is more important in China than "human rights" and what changes this principle is undergoing at present. The author comes to the conclusion that with increasing involvement in international political and economic processes, it is more difficult for China to strictly adhere to the principle of non-interference in the affairs of other States and the rule of sovereignty. China’s approach becomes more pragmatic and flexible.

Keywordssovereignty, human rights, China's foreign policy, "duty to protect"
AcknowledgmentThis article was prepared based on the results of study No. 18 - IP - 01, supported by the Higher School of Economics - St. Petersburg
Received23.09.2019
Publication date23.09.2019
Number of characters30551
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 «Суверенитет» и «права человека» — категории, которые являются одними из основополагающих в политической науке и в то же время одними из наиболее дискуссионных. В частности, немало сложностей возникает с пониманием того, что подразумевается под данными понятиями в сообществах, в которые концепции были привнесены извне, например, в Китае. Интерес представляют и следующие вопросы: как, с точки зрения китайской стороны, соотносятся эти два понятия, почему в Китае сформировался именно такой подход и можно ли проследить изменение китайской позиции с течением времени. В данной работе автор предлагает ответы на эти вопросы на базе изучения дискуссии в китайских академических кругах и анализа изменений во внешней политике страны с 1990х годов по настоящее время.
2

Концепция суверенитета в Китае: истоки и современные дискуссии

3 По оценкам исследователей, термин «суверенитет» появился в лексиконе китайцев лишь в XIX веке в результате взаимодействия с европейскими державами. Важной вехой стал перевод в 1860х годах труда Г. Уитона «Элементы международного права», в котором впервые термин «суверенитет» был переведен на китайский язык. Американский миссионер У. Мартин, который занимался переводом текста, предложил для этого понятия бином 主权(zhuquan)1. Лингвист Ф. Масини, анализируя данный термин, отмечает, что если первый иероглиф 主 имел достаточно определенное значение «хозяин», «владелец», то значение иероглифа 权, который традиционно означал «власть», «сила», было расширено и стало включать в себя значение «право». Например, в этом же переводе Мартин вводит понятие 特权 (tequan) —- привилегия2. Таким образом, понятие «суверенитет» сочетало в себе идею «обладания властью» и «права» на ее использование. 1. .Spence J. The Search for Modern China. New York. W.W. Norton and Company, 1990. P. 201.

2. .Masini F. The Formation of Modern Chinese Lexicon and its Evolution toward a National Language: The Period from 1840 to 1898 // Journal of Chinese Linguistics Monograph Series. 1993. № 6. P. 47.
4 Включение Китая в Вестфальскую систему международных отношений и последовавший за этим «век унижения» сформировали у китайцев понимание суверенитета, в первую очередь, как права сильного государства на проведение независимой внешней политики и ограждения от вмешательства в его внутренние дела3. После основания КНР принципы уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства стали ключевыми для выстраивания отношений со странами мира. В 1950е годы они стали частью пяти принципов мирного сосуществования, которые позже были включены в преамбулу Конституции КНР и с тех пор являются базовыми для китайской внешней политики. Приверженность данным принципам неизменно подчеркивается и руководителями страны. Так, Председатель Си Цзиньпин, выступая в 2014 г. на мероприятии, посвященном юбилею пяти принципов мирного сосуществования, отметил, что Китай «не вмешивается в дела других государств и никогда не попытается навязать им свою волю»4. 3. .Kim S., Sovereignty in the Chinese Image of World Order in R. St. J. Macdonald (ed.), Essays in Honor of Wang Tieya. UK: Kluwer Academic Publishers. 1993. P. 425–445.

4. .Xi's speech at 'Five Principles of Peaceful Coexistence' anniversary, China.org.cn, July 7, 2014. URL: http://www.china.org.cn/ world/ 2014–07/ 07/ content_32876905.htm (дата обращения: 10.03.2019).
5 Приверженность Китая идее верховенства суверенитета проявляется и в реальных внешнеполитических действиях. Например, можно отметить настороженное отношение страны к участию в различных международных институтах и механизмах, предполагающих существенное ограничение суверенитета. Так, страна не подписала декларацию о признании обязательной юрисдикции Международного суда (в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута), выступила против создания Международного уголовного суда и до сих пор не присоединилась к Римскому статуту. Приверженность КНР принципу сохранения территориальной целостности суверенного государства проявилась, например, в 2009 г., когда Китай поддержал Сербию в вопросе независимости Косово. В документе, предоставленном китайской стороной в Международный суд, подчеркнуто, что уважение принципа суверенитета и территориальной целостности является основополагающим принципом международного права, в то время как принцип права народа на самоопределение может реализовываться лишь с рядом условий5. Поддержка принципа невмешательства в дела суверенного государства была продемонстрирована КНР, например, в ситуации с Мьянмой: Китай наложил вето на резолюцию СБ ООН S/2007/14, отметив, что «вопрос Мьянмы — это внутреннее дело суверенного государства, которое не представляет угрозы международному миру и безопасности»6. Похожую аргументацию КНР использовала, объясняя ветирование резолюции по ситуации в Зимбабве (СБ ООН S/2008/447). 5. .Written Statement of the People's Republic of China to the International Court of Justice on the Issue of Kosovo, The Hague, April 16 2009. URL: https://www.icj-cij.org/ files/ case-related/ 141/ 15611.pdf (дата обращения: 10.03.2019).

6. .Overview of Security Council Meeting Records S/ PV.5619, January 2017. URL: >>>> atf/ cf/%7B65BFCF9B-6D27–4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/ Myan%20SPV%205619.pdf (дата обращения: 10.03.2019).

Number of purchasers: 2, views: 557

Readers community rating: votes 0

1. . Spence J. The Search for Modern China. New York W.W. Norton and Company, 1990. P. 201.

2. . Masini F. The Formation of Modern Chinese Lexicon and its Evolution toward a National Language: The Period from 1840 to 1898 // Journal of Chinese Linguistics Monograph Series. 1993. No. 6. P. 47.

3. . Kim S., Sovereignty in the Chinese Image of World Order in R. St. J. Macdonald (ed.), Essays in Hon-or of Wang Tieya. UK: Kluwer Academic Publishers. 1993. P. 425-445.

4. . Xi's speech at 'Five Principles of Peaceful Coexistence' anniversary, China.org.cn, July 7, 2014. URL: http://www.china.org.cn/ world / 2014–07 / 07 / content_32876905.htm (date appeals: 03/10/2019).

5. . Written Statement of the People's Republic of China to the International Court of Justice on the Issue of Kosovo, The Hague, April 16 2009. URL: https://www.icj-cij.org/ files / case-related / 141/15611 .pdf (accessed March 10, 2019).

6. . Overview of Security Council Meeting Records S / PV.5619, January 2017.

7. URL: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/% 7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9% 7D / Myan% 20SPV% 205619.pdf (accessed March 10, 2019).

8. . Progress in China’s Human Rights in 2012, May 2013, Beijing. URL: http://english.gov.cn/ archive / white_paper / 2014/08/23 / content_281474982986492.htm (accessed March 10, 2019).

9. . Timofeev O.A. The evolution of the concept of state sovereignty in China // Problematic analysis and state-management design. M., 2012. V. 5. No. 2. P. 114–120.

10. . Wu Zendong. Zhuquan globes shueisho chutan: [A preliminary study of Hobbes's sovereignty theory] // Tianjin shehui kesue. No. 5. 2007. S. 17–23. DOI: 10.16240 / j.cnki.1002–3976.2007.05.005.

11. . Lee Ting. Loke Zhuquan Zhengzhiguande Quiyuan Ji Guishu Kaobyan: [Study of the origins and membership of Locke’s political views on sovereignty]. Nantong dashue shuebao. No. 5. 2015. S. 33–38.

12. . Sa Baiyin, Dan Zhenglai. Bodan Lun Zhuquan: [Boden on Sovereignty] // Hebei Fasyue. No. 9. 2008. S. 54–59. DOI: 10.16494 / j.cnki.1002–3933.2008.09.001.

13. . Zhang Tao, Liu Junjie. Jiyui Ren Zhuquande Makesi Enges Minzhusyusyan Jiqi Xianshi II: [Democratic views of Marx and Engels on popular sovereignty and their practical importance] // Lilun Yu gaige. No. 1. 2015. S. 27-30. DOI: 10.13553 / j.cnki.llygg.2015.01.007.

14. . Wang Juan. Dandai Xifang Guanyu Zhuquan Shifou Guoshide Zhenlun Pinjie: [Review of Western discussions on whether the concept of sovereignty is obsolete] // Shijie Jinji Yu Zhengzhi Luntan. No. 5. 2003. S. 57-60.

15. . Zhao Yang. Guojia Zhuquan Yu Goji Ganshe - Yizhong Iguifan Wei Jichude Jedu: [State Sovereignty and International Intervention - Normative Interpretation] // Jiao Yue Yu Yanju. No. 2. 2017.S. 108.

16. . Wu Xianghong, Huang Indus. Shijie Biangezhund Zhuquan Yu Guojia Li: [Sovereignty and National Interests in a Changing World] // Zhongguo Zhuankesue. No. 6. 1998.P. 76.

17. . Lee Bojun. Quanqui zhili: zhongguo bu ganshe zhenge yu gozzifa: [Global governance: Chinese policy of non-interference and international law] // Taiping Xuebao. No. 9. 2014. S. 1–11. DOI: 10.14015 / j.cnki.1004–8049.2014.09.09.013.

18. . Svensson M. Debating Human rights in China: A Conceptual and Political History, Rowman & Little-field Publishers. 2002.P. 43.

19. . Yonghong Yang. Sovereignty in China's Perspective. Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wis-senschaften. 2017.P. 131.

20. . Comission on Human Rights Forty-sixth session Summary Record of the 40th Meeting. February 26, 1990. URL: https://undocs.org/ E / CN.4 / 1990 / SR.40. P. 19 (date of treatment: 03/10/2019).

21. . Human Rights in China. Information Office of the State Council of the People's Republic of China. No-vember 1991, Beijing. URL: http://www.china.org.cn/ e-white / 7 / index.htm (accessed: 03/10/2019).

22. . Sun P. Human Rights Protection System in China. Berlin 2014.P. 93.

23. . Sceats S., Breslin S. China and the International Human Rights System. Chatham House. October 2012. URL: https://www.chathamhouse.org/ sites / default / files / public / Research / International% 20Law / r1012_sceatsbreslin.pdf (accessed: 03/10/2019).

24. . Fung C. China and the Responsibility to Protect: From Opposition to Advocacy. United States Institute of Peace. June 8, 2016. URL: https://www.usip.org/ publications / 2016/06 / china-and-responsibility-protect-opposition-advocacy (accessed: 03/10/2019).

25. . Chen Qiujin. Qizhi Xianming Jianchi Macesichzhuy Renquinguan: [Firmly adhere to the Marxist views on human rights] // Mao Zedong ssyan yanju. No. 3. 1994.S. 91.

26. . Cheng Zhishan. Makeside zhenquyuanguang zai zhungguo: [A Marxist view of human rights in China] // Beijing dasue xuebao. No. 6. 2012. S. 5–15.

27. . Wang Guishu. Deng Xiaoping guanyu renquan wentide jige zhunyao ssyan: [Some important ideas of Deng Xiaoping on the issue of human rights] // Nankai syuebao. No. 6. 1997. S. 24–27.

28. . See, for example: Liu Wenzong. Lun gozzifazhunde zhuquan yu renquan - bo “Renquan gaoyu zhuquan” mulun: [Sovereignty and human rights in international law - criticism of the concept of “human rights above sovereignty”] // Weijiao xueyuan shuebao. No. 3. 1999. S. 38; Liu Jie. Lun renjuan gojihua yu goji jendaozhuy ganyu: [On the internationalization of human rights and international humanitarian intervention] // Sueshu yuekan. No. 12. 1999.P. 21.

29. . Luo Yanhua. “Baohude zhezhen” de fakzhan lichen yu zhongode lichan: [Development of the concept of “duty to protect” and the position of China] // Goji zhengzhi yanju. No. 3. 2014.S. 11–25.

30. . And Xiaoming, Jia Yingjian. Toushi Zhuquan Yu Renquan Guanside Sanchong Shijiao: [Three Views on the Relationship of Sovereignty and Human Rights] // Tsilu Shuekan. No. 3. 2014. S. 83–88.

31. . Zhang Yunlong. “Yunyu jujo quanli ji quanli” kei kenen - lun aluntede jenquan lilun: [How is it possible to “have the right to have many rights” - about H. Arendt’s theory of human rights] // Xuehai. No. 4. 2017. S. 77–83. DOI: 10.16091 / j.cnki.cn32-1308 / c.2017.04.011.

Система Orphus

Loading...
Up