Pierre Bourdieu, Algeria and postcolonial sociology

 
PIIS013216250004589-0-1
DOI10.31857/S013216250004589-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Boston university
Address: Boston, Mass, USA
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 4
Pages86-98
Abstract

on Pierre Bourdieu has recovered his early work on Algeria, this essay excavates his early thoughts on colonialism. Contrary to received wisdom, Bourdieu did offer a theory of colonialism and a systematic understanding of its effects and logics. Bourdieu portrayed colonialism as a racialized system of domination, backed by force, which restructures social relations and creates hybrid cultures. His theory entailed insights on the limits and promises of colonial reform, anticolonial revolution, and postcolonial liberation. Bourdieu’s early thinking on colonialism drew upon but extended French colonial studies of the time. It also contains the seeds of later concepts like habitus, field, and reflexive sociology while prefiguring more recent disciplinary postcolonial studies. Bourdieusian sociology in this sense is not just a study of Algeria but more specifically a critique of colonialism. It can be seen as contributing to the project of postcolonial sociology.

KeywordsBourdieu, colonialism, postcolonialism, habitus, field
Received28.05.2019
Publication date28.05.2019
Number of characters39496
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение.

2 П. Бурдьё не часто считают теоретиком постколониализма. Напротив, чаще всего его критикуют ученые-постколониалисты, начиная с Э. Саида [Said, 1989: 223], одного из тех, кто упрекает Бурдьё в замалчивании колониализма (см. также: [Connell 2007: 41–43]). Но Бурдьё не игнорировал колониализм. Его ранние исследования, проведенные в алжирской Кабилии, отражены в разных трудах, посвященных французскому колониализму [Bourdieu, 1958; 1959; 1961 [1958]; Bourdieu et al., 1963]. При этом он выступал и соавтором таких видных алжирских интеллектуалов, как Абдельмалек Саяд, учился у них [Bourdieu, Sayad 1964]. Но его последующие теоретические труды о практике, основанные на его первых исследованиях, действительно отходят от колониальной тематики. Большинство европейских и североамериканских ученых, которые читают, ссылаются, опираются на Бурдьё, обращаются к его более поздним трудам, посвященным Франции, а не к ранним работам о колониализме. Можно простить поэтому таких критиков Бурдьё, как Э. Саид. Цель моей статьи – вновь обратиться к ранним трудам Бурдьё об Алжире и показать, что его как аналитика намного глубже, чем об этом пишут критики и даже симпатизирующие ему авторы. Я покажу, что о колониализме он говорит не только в ранних трудах – колониализм выступает прямым объектом его исследований. Более того, Бурдьё предлагает зачатки теории колониализма, инновационной для того времени. Эта теория, анализируя колониализм как социальную форму с выраженной логикой расизма и насилия, вполне может считаться версией постколониальной теории. Основой для критической теории колониализма Бурдьё была позиция «доминируемых»; это означает выход за пределы французской имперской эпистемы. Работая в Алжире с местными интеллектуалами, думая над опытом и формами колониализма, Бурдьё в ранних работах разрабатывал нарождавшуюся форму постколониальной теории.
3 Но что собой представляет «постколониальная теория»? Начну с краткого обзора её ключевых элементов, чтобы затем обратиться к контексту имперской Франции и месту в нем трудов Бурдьё.
4

Постколониальная мысль и эпистема империи

5 Можно отследить две волны постколониальной теории в Северной Америке и Европе. Гуманитарный тренд постколониальных исследований проявился в 1980-е гг. и стал доминирующим в 1990-е. Его ранняя форма – антиколониальная мысль начала второй половины XX в. Первая волна – это Ф. Фанон (1925–1961), Aйме Сезар (1913–2008), Aмилькар Кабрал (1924–1973), С.Л.Р. Джеймс (1901–1989), У.И.Б. Дюбуа (1868–1963) и др. Эта волна дала импульс для второй волны постколониальной теории, которая возникла в гуманитарных науках Севера. Вторая волна – это Эдвард Саид, Хоми Бхаба, Гаятри Спивак, это исследования угнетенных (subaltern) Дипешем Чакрабарти; а в Латинской Америке «деколониальная» школа Миньоло [Mignolo, 2009] и др. (см.: [Go, 2016]).
6 Постколониальная теория первой волны имеет ряд отличий от второй. Но, несмотря на это, у них есть общие темы, цели и координаты. Само слово «постколониальный» передаёт некоторые из этих сходств в термине «постколониальная теория» или «постколониальные исследования» и не относится к историческому периоду после деколонизации. Это установка против колониализма и выход за его пределы [Gandhi, 1998: 4]. Л. Ганди характеризует постколониальные исследования как «некий дисциплинарный проект, посвящённый научной задаче пересмотра памяти и, особенно, постановке вопросов к колониальному прошлому», чтобы преодолеть его наследие. В «своем терапевтическом возвращении к колониальному прошлому постколониализм нуждается в представлении себя как области исследования, в которой он намерен не только иметь , но и добиться получения теоретического смысла этого прошлого» [Gandhi, 1998: 5]. Именно это соединяет постколониализм первой и второй волны, несмотря на расхождения. Постколониальная теория во всех ее проявлениях объединена критикой империи, последствий колониализма, пытается искать возможные выходы за пределы этого наследия. Но постколониальная теория не просто критикует политико-экономическое наследие империи. Одно из её важных достижений – сосредоточение на культуре империи и видах её наследия: дискурсивном, идеологическом, эпистемном и психологическом процессах и формах, связанных с империализмом. Конечно, они включают ориентализм1 и расизм. Это включают весь соответствующий аппарат имперского знания и способов мышления, которые поддерживали и делали возможным империализм. Колониализм и империализм были неотъемлемыми частями культуры западных метрополий, культурой, охватывавшей способы мышления и познания (это и есть «эпистема»), произведенные империей и в свою очередь производившие её. Постколониальная теория – это мягкий когерентный корпус текстов и мыслей, который раскрывает и критикует культуры колониализма с попыткой выйти за пределы империалистских способов знания и видения. 1. «Ориентализм» обычно определяют как видение и искажение специфики народов Востока в сравнении с Европой и США. Часто речь идет об экзотике, нецивилизованности и даже опасности.

Number of purchasers: 2, views: 462

Readers community rating: votes 0

1. Alessandrini A.C. (2000) Humanism in Question: Fanon and Said. In: A Companion to Postcolonial Studies. Ed. by H. Schwarz, S. Ray. Malden, MA: Blackwell: 431–450.

2. Balandier G. (1957) L’Afrique ambiguë. Paris: Plon.

3. Balandier G. ([1951] 1966) The Colonial Situation: A Theoretical Approach. In: Social Change: the Colonial Situation, edited by I. Wallerstein. New York: Wiley and Sons: 34–61.

4. Blumer H. (1969) Symbolic Interactionism. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

5. Bourdieu P. (1958) Sociologie de l’Algérie. Paris: Presses Universitaires de France.

6. Bourdieu P. (1959) Le choc des civilisations. In : Le Sous-Développement en Algérie. Algiers: Secrétariat social: 52–64.

7. Bourdieu P. ([1958] 1961) The Algerians. Boston: Beacon.

8. Bourdieu P. (1966) Champ intellectuel et projet créateur. Les Temps Modernes. 22: 865–906.

9. Bourdieu P. (1975) Les conditions sociales de la production sociologique: sociologie coloniale et décolonisation de la sociologie. In: Le Mal de Voir. Paris: Union Générale d’Éditions: 416–427.

10. Bourdieu P. (1977) Outline of a Theory of Practice. Cambridge, UK: Cambridge Un-ty Press.

11. Bourdieu P. ([1963] 1979). Algeria 1960. Cambridge, UK: Cambridge Un-ty Press.

12. Bourdieu P. (1984) Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Cambridge, MA: Harvard University Press.

13. Bourdieu P. (1988) Homo Academicus. Cambridge, UK: Polity.

14. Bourdieu P. (1990a) The Logic of Practice. Palo Alto, CA: Stanford Un-ty Press.

15. Bourdieu P. (1990b) In Other Words: Essays towards a Reflexive Sociology. Stanford, CA: Stanford Un-ty Press.

16. Bourdieu P. (1998) Pour Abdelmalek Sayad. Annuaire del’Afrique du Nord 37: 9–12.

17. Bourdieu P. (2000) Entre amis. Awal 21: 5–10.

18. Bourdieu P. (2001) Foreword.”In: Uncivil war: Intellectuals and Identity Politics, edited by J. D. Le Sueur. Philadelphia: Un-ty of Pensilvania Press: IX–X.

19. Bourdieu P. (2003) Picturing Algeria. New York: Columbia Un-ty Press.

20. Bourdieu P. (2008a) Esquisses Algériennes. Paris: Seuil.

21. Bourdieu P. (2008b) Sketch for a Self-analysis. Chicago: Un-ty of Chicago Press.

22. Bourdieu P., Derbel A., Rivet J.-P., Seibel C. (1963) Travail et 16 travailleurs en Algérie. Paris: Mouton.

23. Bourdieu P., D. Robbins R. Gomme (2003) Colonialism and Ethnography: Foreword to P. Bourdieu’s. Travail et travailleurs en Algérie.”Anthropology Today 19: 12–8.

24. Bourdieu P., Sayad A. (1964) Le Déracinement. La Crise del’Agriculture Traditionnelle en Algérie. Paris: Minuit.

25. Césaire A. (1955) Discourse on Colonialism. New-York: Monthly Reviews.

26. Conklin A. (2002) The New ‘Ethnology’ and ‘La Situation Coloniale’ In: Interwar France. French Politics, Culture and Society 20: 29–46.

27. Connell R. (2007) Southern Theory. Cambridge: Polity Press.

28. Cooper F. (2002) Decolonizing Situations: The Rise, Fall and Rise of Colonial Studies, 1951–2001. French Politics, Culture and Society 20: 47–76.

29. Fanon F. ([1959] 1965) A Dying Colonialism. New York: Grove Press.

30. Fanon F. ([1952] 1967) Black Skin, White Masks. New York: Grove Press.

31. Fanon F. ([1961] 1968) The Wretched of the Earth. New York: Grove Press.

32. Gandhi L. (1998) Postcolonial Theory. New York: Columbia University Press.

33. Go J. (2016) Postcolonial Thought and Social Theory. New York: Oxford Un-ty Press.

34. Haddour A. (2010) Torture Unveiled: Rereading Fanon and Bourdieu in the Context of May 1958. Theory, Culture and Society. 27: 66–90.

35. Heilbron J. 2011. Practical Foundations of Theorizing in Sociology: The Case of Pierre Bourdieu. In: Social Knowledge in the Making, edited by C. Camic, N. Gross, M. Lamont. Chicago: Un-ty of Chicago Press: 181–205.

36. Lane C. (2002) Psychoanalysis and Colonialism Redux: Why Mannoni’s‘ Prospero Complex’ Still Haunts Us. Journal of Modern Literature 25: 127–50.

37. Leiris M. (1950) L’ethnographe devant le colonialisme. Les Temps Modernes 58: 83–112.

38. Le Sueur J.D. (2001) Uncivil War: Intellectuals and Identity Politics during the Decolonization of Algeria. Philadelphia: Un-ty of Pennsylvania Press.

39. Loyal S. (2009) The French in Algeria, Algerians in France: Bourdieu, Colonialismand Migration. The Sociological Review 57: 406–27.

40. Mannoni O. ([1950] 1964) Prospero and Caliban: The Psychology of Colonization. New York: Praeger.

41. Memmi A. ([1957] 1965) The Colonizer and the Colonized. Boston: Beacon.

42. Mignolo W.D. (2009) Epistemic disobedience, independent thought and decolonial freedom. Theory, Culture & Society. 26(7-8):159.

43. Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. (1936) Memorandum for the Study of Acculturation. American Anthropologist. 38: 149–52.

44. Robbins B. (2005) The Origins, Early Development and Status of Bourdieu’s Concept of ‘Cultural Capital’. British Journal of Sociology. 56: 13–30.

45. Saada E. (2002) Regards Croisés: Transatlantic Perspectives on the Colonial Situation. French Politics, Culture and Society. 20: 1–3.

46. Said E. (1989) Representing the Colonized: Anthropology’s Interloctors. Critical Inquiry 15: 205–225.

47. Sallaz J.J., Zavisca J. (2007) “Bourdieu in American Sociology, 1980–2004.” Annual Review of Sociology 33: 21–41.

48. Sayad A. (2002) Histoire et Recherche Identitaire Saint-Denis, France: Bouchene.

49. Seibel C. (2004) Les liens entre Pierre Bourdieu et les statisticiens à partir de son expérience algérienne. In: La Liberté par la Connaissance: Pierre Bourdieu (1930-2002). Ed. by J. Bouveresse, D. Roche. Paris: Odile Jacob: 105–119.

50. Sorum P.C. (1977) Intellectuals and Decolonization in France. Chapel Hill: Un-ty of North Carolina Press.

51. Steinmetz G. (2011) Bourdieu, Historicity, and Historical Sociology. Cultural Sociology 5: 45–66.

52. Swartz D. (1997) Culture and Power: The Sociology of Pierre Bourdieu. Chicago: Un-ty of Chicago Press.

53. Tillion G. (1958) L’Algérie en 1957. Paris: Minuit.

54. Wacquant L. (1993) Bourdieu in America: Notes on the Transatlantic Importation of Social Theory. In: Bourdieu: Critical Perspectives. Ed. by C. Calhoun, E. LiPuma, M. Postone. Chicago: Un-ty of Chicago Press: 235–262.

55. Wacquant L. (2004) Following Pierre Bourdieu into the Field. Ethnography 5: 387–414.

56. Wilder G. (2003) Colonial Ethnology and Political Rationality in French West Africa. History and Anthropology 14: 219–52.

57. Yacine T., ed. (1990) Hommage à Mouloud Mammeri. Paris: Maison des Sciences de l’Homme.

58. Yacine T. (2003a) L’Algérie, matrice d’une oeuvre. In: Travailler avec Bourdieu. Ed. by P. Encrevé, R.M. Lagrave. Paris: Flammarion: 333–345.

59. Yacine T. (2003b) Du proletariat et de la paysannerie en Algérie. Pour une archéologie de la domination symbolique. In: L’Anthropologie du Maghreb selon Berque, Bourdieu, Geertz et Gellner. Ed. by L. Addi. Paris: Ibis Press: 179–193.

60. Yacine T. (2004) Pierre Bourdieu in Algeria At War: Notes on the Birth of an Engaged Ethnosociology. Ethnography. 5: 487–509.

61. Yacine T. (2005) Bourdieu et l’Algérie: La réception internationale de la pensée de P. Bourdieu. In: Le symbolique et le social, ed. by J. Dubois, P. Durand, Y. Winkin. Liège: l’Université de Liège: 33–51.

62. Yacine T. (2008a) Aux origines d’une ethnosociologie singulière. In: P. Bourdieu, Esquisses Algériennes. Ed. by T. Yacine. Paris: Seuil: 23–53

63. Yacine T. (2008b) Le projet éditorial. In Pierre Bourdieu, Esquisses Algériennes: 11–20.

Система Orphus

Loading...
Up