Project "Silk Road Economic Belt" and Safety in Central Asia

 
PIIS013128120000151-7-1
DOI10.31857/S013128120000151-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: leading researcher
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameProblemy Dalnego Vostoka
EditionIssue 4
Pages23-30
Abstract

The author is considering the project's potential impact on the situation in the Central Asian region (CAR) and adjacent territories in terms of their security and socio-economic stability. It is noted, that besides political and economic benefits the "One Belt, One Way" project and the implementation of its sub-project SREB involve a number of risks not only for partner countries, but also for the PRC itself.

KeywordsChina, Russia, Central Asia, "One Belt, One Road" project (OBOR), security threats, extremism, international terrorism, Eurasian Economic Union (EAEU), SCO, India, Pakistan
Received28.09.2018
Publication date02.10.2018
Number of characters23903
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Согласно китайской Голубой книге по нетрадиционной безопасности (2014– 2015)1 инициатива «Один пояс, один путь» и ее субпроект «Экономический пояс Шелкового пути» призваны служить интересам Китая в плане: а) обеспечения его национальной экономической безопасности; б) содействия энергетической безопасности КНР путем создания альтернативных маршрутов доставки энергоносителей; в) поддержания безопасности границ благодаря развитию западных регионов Китая; г) нивелирования «трех зол» внутри страны и за рубежом посредством экономического роста и перераспределения ресурсов; д) смягчения последствий недружественных геополитических маневров США; е) создания новой международной системы дискурса и «нового международного порядка безопасности», способствующего усилению всеобъемлющей национальной мощи Китая и его культурной мягкой силы2.
2 Практический смысл инициативы Китая «Экономический пояс Шелкового пути» можно свести к реализации следующих задач.
3 Экономический подъем СУАР с целью радикального улучшения социальной обстановки на этой сепаратистски рискованной китайской территории.
4 Обеспечение связуемости (connectivity) инфраструктуры Китая и сопредельных регионов в интересах внешнеэкономической деятельности КНР (в основном для повышения коммерческой доступности европейских, центральноазиатских и южноазиатских рынков).
5 Снижение зависимости от Малаккского пролива как уникального пути транзита углеводородов с Ближнего Востока, из Африки и Латинской Америки к побережью Китая путем создания транспортных коридоров по территории Центральной и Южной Азии и Среднего Востока.
6 Получение Китаем через контроль над создаваемой инфраструктурой в странахсоседях особых рычагов политического влияния на принимающие государства. При этом, благодаря расширяющемуся экономическому и инфраструктурному присутствию, обретение КНР нового мощного аргумента в ее территориальных спорах с Индией и оппонентами в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
7 Здесь можно упомянуть и долгосрочную цель ЭПШП (точнее, ОПОП): путем получения беспрецедентных выгод от этого проекта (в случае его успешности) — достижение Китаем международного веса, достаточного, чтобы возглавить преобразование мирового порядка.
8 Пекин умело использует тот факт, что экономическая активность часто выступает реальным инструментом содействия решению политических проблем. Еще классики марксизма-ленинизма отмечали, что есть сила бóльшая, чем воля любого из враждебных правительств или классов, и это — «общие экономические всемирные отношения…»3.
9 Экономико-инфраструктурная связуемость видится Пекину путем углубления взаимозависимости сторон4, которая, в свою очередь, ведет к унификации их политикоэкономического бытия. В случае успеха инициативы ОПОП (ЭПШП) мировое влияние КНР резко возрастет и ее государственная модель социально-экономического развития получит мощный интернациональный импульс, став примером для стран-соседей. Так, сначала на региональном уровне могут быть созданы основы нового международного порядка, в котором Китай будет играть лидирующую роль.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 2481

Readers community rating: votes 0

1. Fehjchuan'tun an'tsyuan' lan'pishu: chzhungo fehjchuan'tun an'tsyuan' yan'tszyu baogao: [Golubaya kniga po netraditsionnoj bezopasnosti: issledovatel'skij doklad o netraditsionnoj bezopasnosti Kitaya]. Behjtszin: Social Sciences Academic Press, 2015.

2. Privoditsya po: Ghiasy, Richard and Zhou, Jiayi. The Silk Road Economic Belt.Considering Security Implications and EU—China Cooperation Prospects / Stockholm International Peace Research Institute. 2017. P. 5–6. Sm. Takzhe: Chinese Foreign Policy Under Xi / ed. by Tiang Boon Hoo. L.; NY: Routledge, 2017.

3. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. 5-e izd. T. 44. S. 304–305.

4. Podrobno sm.: Prekrasnye perspektivy i prakticheskie dejstviya po sovmestnomu sozdaniyu Ehkonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti i Morskogo Shelkovogo puti XXI veka / Goskomitet po delam razvitiya i reform, Ministerstvo inostrannykh del, Ministerstvo kommertsii KNR (izdano s sanktsii Gossoveta KNR). 28.03.2015. URL: http://www.fmprc.gov.cn/ rus/ zxxx/t1254925.shtml

5. Sin'khua. URL: http://russian.news.cn/ 2018–04/ 10/ c_137100203.htm

6. Reccia Federica. The evolving terrorist threat to China’s Central Asia projects. URL: https://foreignpolicyblogs.com/ 2018/ 01/ 23/ evolving-terrorist-threat-chinas-central-asiaprojects.

7. Ibidem.

8. Central Asia’s Silk Road Rivalries. Europe and Central Asia Report N°245/ International Crisis Group. Brussels, 2017. P. 11. URL: http://www.refworld.org/ pdfid/ 5979e3c14.pdf

9. Ibidem. P. 12.

10. Ministry of National Defense of the PRC. Joint Statement of the Inaugural High Level Military Leader Meeting on Quadrilateral Cooperation and Coordination Mechanism in Counter Terrorism by Afghanistan—China—Pakistan—Tajikistan Armed Forces. URL: http://eng.mod.gov.cn/DefenseNews/2016–08/ 04/content_4707451.htm. Sm. takzhe: URL: https://foreignpolicyblogs.com/ 2018/ 01/ 23/ evolving-terrorist-threat-chinas-central-asia-projects

11. Reuters. China again dismisses reports of military patrols in Afghanistan. URL:https://af.reuters.com/article/ worldNews/ idAFKB№ 162132.

12. Gibson Giles. Exclusive: Chinese security forces caught patrolling deep inside eastern Afghanistan. URL: http://www.wionews.com/ south-asia/ exclusive-chinese-security-forces-caught-patrolling-deepinside-eastern-afghanistan-8008.

13. Sm.:Central Asia’s Silk Road Rivalries… P. 22.

14. URL: http://eurasia.expert/ eaes-i-kitay-priblizilis-k-podpisaniyu-torgovogo-soglasheniya; URL:http://provehd.rf/article/ 45160-byty-li-zone-svobodnoy-topgovli-mezhdu-kitaem-i-eaes.html

15. Sin'khua. URL: http://russian.news.cn/ 2017–12/ 27/ c_136853831.htm

16. Sm.: Central Asia’s Silk Road Rivalries… P. 22.

17. Reccia Federica. Op.cit.

18. URL: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/ 245-central-asias-silk-road-rivalries_0.pdf

19. Ibidem.

20. URL: https://news.rambler.ru/…/39583001-si-tszinpin-podderzhal-stroitelstvo-ekonomicheskogokoridora-s-pakistanom/

21. Lain Sarah, Pantucci Raffaello.The Economics of the Silk Road Economic Belt. Workshop Report /Royal United Services Institute for Defence and Security Studies. L., 2015. P. 2.

22. Sm.: Blanco Pitlo III, Lucio. China’s 'One Belt, One Road' To Where? // The Diplomat. 2015, February 17. URL: https://thediplomat.com/ 2015/ 02/ chinas-one-belt-one-road-to-where.

23. Ibidem.

Система Orphus

Loading...
Up