Проект «Экономический пояс Шелкового пути» и безопасность в Центральной Азии

 
Код статьиS013128120000151-7-1
DOI10.31857/S013128120000151-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №4
Страницы23-30
Аннотация

Автор рассматривает вопрос о потенциальном влиянии проекта ЭПШП на ситуацию в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) и сопредельных территориях в плане их безопасности и социально-экономической стабильности. Отмечается, что помимо политических и хозяйственных выгод, проект «Один пояс, один путь» и реализация его субпроекта ЭПШП сопряжены с целым рядом рисков не только для государств-партнеров, но и для самой КНР.

Ключевые словаКитай, Россия, Центральная Азия, проект «Один пояс, один путь» (ОПОП), угрозы безопасности, экстремизм, международный терроризм, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ШОС, Индия, Пакистан
Получено28.09.2018
Дата публикации02.10.2018
Кол-во символов23903
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Согласно китайской Голубой книге по нетрадиционной безопасности (2014– 2015)1 инициатива «Один пояс, один путь» и ее субпроект «Экономический пояс Шелкового пути» призваны служить интересам Китая в плане: а) обеспечения его национальной экономической безопасности; б) содействия энергетической безопасности КНР путем создания альтернативных маршрутов доставки энергоносителей; в) поддержания безопасности границ благодаря развитию западных регионов Китая; г) нивелирования «трех зол» внутри страны и за рубежом посредством экономического роста и перераспределения ресурсов; д) смягчения последствий недружественных геополитических маневров США; е) создания новой международной системы дискурса и «нового международного порядка безопасности», способствующего усилению всеобъемлющей национальной мощи Китая и его культурной мягкой силы2.
2 Практический смысл инициативы Китая «Экономический пояс Шелкового пути» можно свести к реализации следующих задач.
3 Экономический подъем СУАР с целью радикального улучшения социальной обстановки на этой сепаратистски рискованной китайской территории.
4 Обеспечение связуемости (connectivity) инфраструктуры Китая и сопредельных регионов в интересах внешнеэкономической деятельности КНР (в основном для повышения коммерческой доступности европейских, центральноазиатских и южноазиатских рынков).
5 Снижение зависимости от Малаккского пролива как уникального пути транзита углеводородов с Ближнего Востока, из Африки и Латинской Америки к побережью Китая путем создания транспортных коридоров по территории Центральной и Южной Азии и Среднего Востока.
6 Получение Китаем через контроль над создаваемой инфраструктурой в странахсоседях особых рычагов политического влияния на принимающие государства. При этом, благодаря расширяющемуся экономическому и инфраструктурному присутствию, обретение КНР нового мощного аргумента в ее территориальных спорах с Индией и оппонентами в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
7 Здесь можно упомянуть и долгосрочную цель ЭПШП (точнее, ОПОП): путем получения беспрецедентных выгод от этого проекта (в случае его успешности) — достижение Китаем международного веса, достаточного, чтобы возглавить преобразование мирового порядка.
8 Пекин умело использует тот факт, что экономическая активность часто выступает реальным инструментом содействия решению политических проблем. Еще классики марксизма-ленинизма отмечали, что есть сила бóльшая, чем воля любого из враждебных правительств или классов, и это — «общие экономические всемирные отношения…»3.
9 Экономико-инфраструктурная связуемость видится Пекину путем углубления взаимозависимости сторон4, которая, в свою очередь, ведет к унификации их политикоэкономического бытия. В случае успеха инициативы ОПОП (ЭПШП) мировое влияние КНР резко возрастет и ее государственная модель социально-экономического развития получит мощный интернациональный импульс, став примером для стран-соседей. Так, сначала на региональном уровне могут быть созданы основы нового международного порядка, в котором Китай будет играть лидирующую роль.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2472

Оценка читателей: голосов 0

1. Фэйчуаньтун аньцюань ланьпишу: чжунго фэйчуаньтун аньцюань яньцзю баогао: [Голубая книга по нетрадиционной безопасности: исследовательский доклад о нетрадиционной безопасности Китая]. Бэйцзин: Social Sciences Academic Press, 2015.

2. Приводится по: Ghiasy, Richard and Zhou, Jiayi. The Silk Road Economic Belt.Considering Security Implications and EU—China Cooperation Prospects / Stockholm International Peace Research Institute. 2017. P. 5–6. См. Также: Chinese Foreign Policy Under Xi / ed. by Tiang Boon Hoo. L.; NY: Routledge, 2017.

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 44. С. 304–305.

4. Подробно см.: Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века / Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел, Министерство коммерции КНР (издано с санкции Госсовета КНР). 28.03.2015. URL: http://www.fmprc.gov.cn/ rus/ zxxx/t1254925.shtml

5. Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/ 2018–04/ 10/ c_137100203.htm

6. Reccia Federica. The evolving terrorist threat to China’s Central Asia projects. URL: https://foreignpolicyblogs.com/ 2018/ 01/ 23/ evolving-terrorist-threat-chinas-central-asiaprojects.

7. Ibidem.

8. Central Asia’s Silk Road Rivalries. Europe and Central Asia Report N°245/ International Crisis Group. Brussels, 2017. P. 11. URL: http://www.refworld.org/ pdfid/ 5979e3c14.pdf

9. Ibidem. P. 12.

10. Ministry of National Defense of the PRC. Joint Statement of the Inaugural High Level Military Leader Meeting on Quadrilateral Cooperation and Coordination Mechanism in Counter Terrorism by Afghanistan—China—Pakistan—Tajikistan Armed Forces. URL: http://eng.mod.gov.cn/DefenseNews/2016–08/04/content_4707451.htm. См. также: URL: https://foreignpolicyblogs.com/2018/ 01/ 23/ evolving-terrorist-threat-chinas-central-asia-projects

11. Reuters. China again dismisses reports of military patrols in Afghanistan. URL:https://af.reuters.com/article/ worldNews/ idAFKB№ 162132.

12. Gibson Giles. Exclusive: Chinese security forces caught patrolling deep inside eastern Afghanistan. URL: http://www.wionews.com/ south-asia/ exclusive-chinese-security-forces-caught-patrolling-deepinside-eastern-afghanistan-8008.

13. См.:Central Asia’s Silk Road Rivalries… P. 22.

14. URL: http://eurasia.expert/ eaes-i-kitay-priblizilis-k-podpisaniyu-torgovogo-soglasheniya; URL:http://провэд.рф/article/ 45160-byty-li-zone-svobodnoy-topgovli-mezhdu-kitaem-i-eaes.html

15. Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/ 2017–12/ 27/ c_136853831.htm

16. См.: Central Asia’s Silk Road Rivalries… P. 22.

17. Reccia Federica. Op.cit.

18. URL: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/ 245-central-asias-silk-road-rivalries_0.pdf

19. Ibidem.

20. URL: https://news.rambler.ru/…/39583001-si-tszinpin-podderzhal-stroitelstvo-ekonomicheskogokoridora-s-pakistanom/

21. Lain Sarah, Pantucci Raffaello.The Economics of the Silk Road Economic Belt. Workshop Report /Royal United Services Institute for Defence and Security Studies. L., 2015. P. 2.

22. См.: Blanco Pitlo III, Lucio. China’s 'One Belt, One Road' To Where? // The Diplomat. 2015, February 17. URL: https://thediplomat.com/ 2015/ 02/ chinas-one-belt-one-road-to-where.

23. Ibidem.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх