Постмодернизм в исторической науке: причины и прогноз

 
Код статьиS000000000016813-4-1
DOI10.31696/S000000000016813-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаDigital Orientalia
ВыпускТом 1 № 1
Страницы19-23
Аннотация

Рассмотрены три волны антирационализма в истории: романтический период в первой половине XIXвека, модернистский кризис науки в начале XXвека и постмодернизм начала XXIвека. Сделан вывод, что и третья волна, как и первые две, вскоре пойдёт на спад.

Ключевые словаметодология истории, постмодернизм, антирационализм, научный метод
Получено16.09.2021
Дата публикации16.10.2021
Кол-во символов13661
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В последние десятилетия в исторической науке, особенно европейской, стал популярен так называемый «постмодернистский» подход. Он характеризуется:
2 1. Убеждением в неизбежной субъективности любых историй. Например, Мишель Фуко (Michel Foucault), позиционирующий себя как учёный-историк, открыто заявлял, что всё, что он пишет «несомненно, не может быть чем-то иным, нежели литература» [1];
3 2. Связанным с этим вниманием к частностям (история одного человека, история отдельных групп, избегание обобщений);
4 3. Отрицанием источниковедческих методов, признания «равной значимости» источников (устная история без корректного научного комментария);
5 4. В крайних случаях — отказом истории в статусе науки, назначением ей лишь иллюстративных и пропагандистских функций в политической борьбе, средства развлечения и просвещения, в частности — формирования «исторического сознания» народа.
6 Если понимать науку в смысле Рассела, Куна, Поппера, как деятельность с целью получения рационального, проверяемого, верифицируемого (фальсифицируемого) знания, «постмодернистский» подход не является научным.
7 В истории, по сравнению с другими науками, постмодернистский подход приводит не только к общим недостаткам, а именно, к субъективизации, исчезновению методов фальсификации и верификации, но и к специфическим — к потере историзма. Происходит неоправданное обобщение частного опыта, механический перенос морально-этических норм и мотиваций социальной группы, к которой принадлежит автор, в совершенно другие условия. Исчезает прогностическая функция, которая очень нужна историкам.
8 Постмодернизм может привести к необратимым потерям для цивилизации. Например, в музейной среде от концепций «сохранения истории» переходят к концепции «обучать и развлекать», при этом не придавая особого значения исторической ценности, уникальности, достоверности экспонатов, их роли как памятников культурного наследия и исторических источников. Поэтому в экспозиции Политехнического музея, например, большая часть экспонатов будет заменена 3D-моделями, виртуальными инсталляциями и прочими образовательными иллюстрациями [2]. К счастью, пока (пока) речь об уничтожении коллекций не идёт, но средства на работу с коллекциями и, главное, их пополнение, сокращаются в ущерб «развлекательным» программам.
9 Идеологическое обоснование постмодернистского подхода весьма развито и начато ещё Фейерабендом с его «Эпистемологическим анархизмом» (1975). Приведём одну цитату: «Если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию и не желает с нею расставаться, то с этим ничего нельзя сделать: нет фактов, которые можно было бы противопоставить этой концепции, так как она формирует свои собственные факты; мы не можем указать на несовместимость этой фантазии с фундаментальными законами естествознания или с современными научными теориями, так как автору этой фантазии данные законы и теории могут казаться просто бессмысленными; мы не можем упрекнуть его даже в нарушении законов логики, ибо он может пользоваться своей особой логикой» [3, с. 462].

всего просмотров: 440

Оценка читателей: голосов 0

1. Беседа Мишеля Фуко с Дуччио Тромбадори // Гуманитарный портал. 07.10.2013. https://gtmarket.ru/library/articles/5389 (дата обращения: 16.08.2021).

2. Политех начинает оцифровку // Политех (официальный сайт музея). 01.03.2021. https://polymus.ru/ru/museum/news/digital-collections/ (дата обращения: 16.08.2021).

3. Фролов И. Т. и др. Введение в философию. М.: Республика, 2003 (3 изд.). 623 с.

4. Becker C. L. What Are Historical Facts? // The Western Political Quarterly. 1955. Vol. 8. No. 3. P. 327–340.

5. Мединский назвал «кончеными мразями» сомневающихся в подвиге панфиловцев // РИА Новости. 04.10.2016. https://ria.ru/20161004/1478502045.html (дата обращения 18.08.2021).

6. Справка-доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» // ГАРФ (официальный сайт). https://statearchive.ru/607.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх