Солнечная энергетика и мифы

 
Код статьиS000000000016763-9-1
DOI10.31696/S000000000016763-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, 119334 ул. Косыгина, 5, 206.
Название журналаDigital Orientalia
ВыпускТом 1 № 1
Страницы77-87
Аннотация

В статье рассматривается воздействие новых технологий (солнечной энергетики и мобильной связи) на традиционную культуру народа догон (Мали). Эти факторы заметно изменили жизнь на нагорье Бандиагара (Плато Догон): культура из бесписьменной она превращается в письменную, а социальные сети способствуют «вторичной мифологизации» в виде искусственно создаваемого «общедогонского мифа».

Ключевые словаМали, догоны, солнечная энергетика, мобильная связь, культура, социальные сети
Получено15.09.2021
Дата публикации16.10.2021
Кол-во символов16673
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Пока во всём мире идут споры, сможет ли зелёная энергетика заменить традиционную, в Западной Африке бурное развитие современных технологий начало менять и уже во многом изменило жизнь даже в самой отдалённой глубинке. Так, в Республике Мали благодаря солнечным панелям решаются задачи электрификации и телефонизации страны.
2 Ещё в начале 1990-х гг. в малийских деревнях не было ни малейших надежд ни на первое, ни на второе. Теперь положение быстро меняется — так, в Стране догонов, до относительно недавнего времени бывшей весьма труднодоступной территорией, за счёт возобновляемых источников обеспечиваются электроэнергией небольшие города, вроде Банкасса и Коро. Солнечная энергия активно используется и в деревнях (илл. 1, 2), что меняет качество жизни: при помощи энергии солнца и более привычных бензиновых генераторов осуществляется водоснабжение, которое делает возможными развитие садоводства и овощеводства там, где ранее они были недоступны. В результате улучшается питание населения, а также расширяются экономические возможности деревень: так, база Малийской экспедиции ИВ РАН, деревня Энде (регион Мопти, округ Банкасс, сельская коммуна Кани-Бонзони), теперь производит тамариндовый и лимонный сиропы, а также картофель «на экспорт». Второе следствие получения более или менее доступной электроэнергии — распространение телевидения: спутниковые антенны теперь не такая уж редкость в малийских деревнях и городах (илл. 3).
3 Но настоящая революция произошла благодаря сотовой связи. Для Мали она имеет особое значение: огромная малонаселенная пустыня составляет большую часть территории страны. Даже на относительно густонаселённом юге Мали многие населённые пункты остаются труднодоступными. Разумеется, финансирование также оставляет желать лучшего. Всё это делает практически невозможным развитие фиксированных телефонных сетей. Те же факторы сильно затрудняют развитие и сотовой связи, но именно в сочетании с солнечной энергией эта задача становится решаемой: вышку сотовой связи, которая питается от солнечной электростанции, можно поставить в любом месте1. 1. В последнее время появился дополнительный фактор, сильно затрудняющий и мобильную телефонизацию: после переворота в 2012 году обширные территории на севере страны были захвачены исламскими боевиками.
4 Число абонентов мобильной связи в Мали, как ожидается, достигнет в 2022 году 138% населения по сравнению со 127% в 2017 году (илл. 4). Из этих цифр следует, что большая часть абонентов мобильной связи имеет либо смартфоны с двумя СИМ-картами, либо два телефона. Причина этого состоит в том, что в разных местах один оператор связи принимается хуже, чем другой. Сейчас в Мали действуют уже три оператора: Orange Mali, Malitel и Alpha Telecom.
5 Что касается деревни Энде, то её телефонизация происходила на глазах автора: в 2015 г. для того, чтобы воспользоваться сотовой связью, приходилось подниматься довольно высоко на скалы (илл. 5, 6). Но в 2017 г. недалеко от Энде была построена вышка сотовой связи, благодаря чему несколько деревень сельской коммуны Кани-Бонзони получили уверенный приём 4G и мобильный интернет. В результате, практически всё население деревни в 2018 г. имело мобильные телефоны, а то и по два.

всего просмотров: 391

Оценка читателей: голосов 0

1. Куценков П. А. Вожди, шуточное родство и государство в Республике Мали // Восток. 2018. № 4. С. 88–101. DOI:10.31857/S086919080000435-5.

2. Куценков П. А. Устные традиции деревни Энде (Страна догонов) // Восток. 2019. № 4. С. 51–59. DOI:10.31857/S086919080006162-5.

3. L’Histoire de Endé. http://ende-dogon-mali.over-blog.com/pages/LHistoire_de_Ende-2499366.html (дата обращения: 09.07.2018).

4. Henige D. The Problem of Feedback in Oral Tradition: Four Examples from the Fante Coastlands // The Journal of African History. 1973. Vol. 14. No. 2. P. 223–235.

5. Conrad D. C. Islam in the Oral Traditions of Mali: Bilali and Surakata // Journal of African History. 1985. Vol. 26. No. 1. P. 33–49.

6. Desplagnes L. Le plateau central Nigérien: une mission archéologique et ethnographique au Soudan français. Paris: Larose, 1907. 504 p.

7. Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. Paris: Editions du Chêne, 1948; réédition: Paris: Librairie Arthème Fayard, 1975. 224 p.

8. Griaule M., Dieterlen G. Un système soudanais de Sirius // Journal de la Société des Africanistes. 1950. T. 20. Fasc. 2. P. 273–294.

9. Bouju J. Tradition et identité // Enquête [en ligne]. 1995. No. 2. http://journals.openedition.org/enquete/313 (дата обращения: 07.10.2020). DOI:10.4000/enquete.292.

10. Bagayoko S. L., Wanono N. Le festival Ogobagna // Journal des anthropologues [en ligne]. 2017. No. 150–151. P. 241–253. http://journals.openedition.org/jda/6827 (дата обращения: 06.11.2020). DOI :10.4000/jda.6827.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх