Solar energy and myths

 
PIIS000000000016763-9-1
DOI10.31696/S000000000016763-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading research fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Moscow, 119334 Kosygina ul. 5, 206
Journal nameDigital Orientalia
EditionVolume 1 № 1
Pages77-87
Abstract

The article examines the impact of new technologies (solar energy and mobile communications) on the traditional culture of the Dogon people (Mali). These factors have noticeably changed life in the Dogon Plateau: culture from unwritten it turns into written, and social networks contribute to "secondary mythologisation" in the form of an artificially created "common Dogon myth".

KeywordsMali, Dogon, solar energy, mobile communications, culture, social networks
Received15.09.2021
Publication date16.10.2021
Number of characters16673
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Пока во всём мире идут споры, сможет ли зелёная энергетика заменить традиционную, в Западной Африке бурное развитие современных технологий начало менять и уже во многом изменило жизнь даже в самой отдалённой глубинке. Так, в Республике Мали благодаря солнечным панелям решаются задачи электрификации и телефонизации страны.
2 Ещё в начале 1990-х гг. в малийских деревнях не было ни малейших надежд ни на первое, ни на второе. Теперь положение быстро меняется — так, в Стране догонов, до относительно недавнего времени бывшей весьма труднодоступной территорией, за счёт возобновляемых источников обеспечиваются электроэнергией небольшие города, вроде Банкасса и Коро. Солнечная энергия активно используется и в деревнях (илл. 1, 2), что меняет качество жизни: при помощи энергии солнца и более привычных бензиновых генераторов осуществляется водоснабжение, которое делает возможными развитие садоводства и овощеводства там, где ранее они были недоступны. В результате улучшается питание населения, а также расширяются экономические возможности деревень: так, база Малийской экспедиции ИВ РАН, деревня Энде (регион Мопти, округ Банкасс, сельская коммуна Кани-Бонзони), теперь производит тамариндовый и лимонный сиропы, а также картофель «на экспорт». Второе следствие получения более или менее доступной электроэнергии — распространение телевидения: спутниковые антенны теперь не такая уж редкость в малийских деревнях и городах (илл. 3).
3 Но настоящая революция произошла благодаря сотовой связи. Для Мали она имеет особое значение: огромная малонаселенная пустыня составляет большую часть территории страны. Даже на относительно густонаселённом юге Мали многие населённые пункты остаются труднодоступными. Разумеется, финансирование также оставляет желать лучшего. Всё это делает практически невозможным развитие фиксированных телефонных сетей. Те же факторы сильно затрудняют развитие и сотовой связи, но именно в сочетании с солнечной энергией эта задача становится решаемой: вышку сотовой связи, которая питается от солнечной электростанции, можно поставить в любом месте1. 1. В последнее время появился дополнительный фактор, сильно затрудняющий и мобильную телефонизацию: после переворота в 2012 году обширные территории на севере страны были захвачены исламскими боевиками.
4 Число абонентов мобильной связи в Мали, как ожидается, достигнет в 2022 году 138% населения по сравнению со 127% в 2017 году (илл. 4). Из этих цифр следует, что большая часть абонентов мобильной связи имеет либо смартфоны с двумя СИМ-картами, либо два телефона. Причина этого состоит в том, что в разных местах один оператор связи принимается хуже, чем другой. Сейчас в Мали действуют уже три оператора: Orange Mali, Malitel и Alpha Telecom.
5 Что касается деревни Энде, то её телефонизация происходила на глазах автора: в 2015 г. для того, чтобы воспользоваться сотовой связью, приходилось подниматься довольно высоко на скалы (илл. 5, 6). Но в 2017 г. недалеко от Энде была построена вышка сотовой связи, благодаря чему несколько деревень сельской коммуны Кани-Бонзони получили уверенный приём 4G и мобильный интернет. В результате, практически всё население деревни в 2018 г. имело мобильные телефоны, а то и по два.

views: 400

Readers community rating: votes 0

1. Kutsenkov, P. A. “Traditional chiefs, joking kinship relations and state in the Republic of Mali Petr A. Kutsenkov.” Vostok/Oriens. 2018. No. 4. Pp. 88–101. DOI:10.31857/S086919080000435-5.

2. Kutsenkov, P. A. “Oral Traditions of Endé Village (The Dogon Country).” Vostok/Oriens. 2019. No. 4. Pp. 51–59. DOI:10.31857/S086919080006162-5.

3. “L’Histoire de Endé.” http://ende-dogon-mali.over-blog.com/pages/LHistoire_de_Ende-2499366.html (date of reference: 09.07.2018).

4. Henige, D. “The Problem of Feedback in Oral Tradition: Four Examples from the Fante Coastlands.” The Journal of African History 14/2. 1973. Pp. 223–235.

5. Conrad, D. C. “Islam in the Oral Traditions of Mali: Bilali and Surakata.” Journal of African History 26/1. 1985. Pp. 33–49.

6. Desplagnes, L. Le plateau central Nigérien: une mission archéologique et ethnographique au Soudan français. Paris: Larose, 1907. 504 pp.

7. Griaule, M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. Paris: Editions du Chêne, 1948; réédition: Paris: Librairie Arthème Fayard, 1975. 224 pp.

8. Griaule, M., Dieterlen, G. “Un système soudanais de Sirius.” Journal de la Société des Africanistes 20/2. 1950. Pp. 273–294.

9. Bouju, J. “Tradition et identité.” Enquête [en ligne] 2. 1995. http://journals.openedition.org/enquete/313 (date of reference: 07.10.2020). DOI:10.4000/enquete.292.

10. Bagayoko, S. L., Wanono, N. “Le festival Ogobagna.” Journal des anthropologues [en ligne] 150–151. 2017. Pp. 241–253. http://journals.openedition.org/jda/6827 (date of reference: 06.11.2020). DOI :10.4000/jda.6827.

Система Orphus

Loading...
Up