Человеческий капитал в условиях нового технологического уклада: траектории формирования и развития

 
Код статьиS086904990015966-4-1
DOI10.31857/S086904990015966-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Адрес: Москва, Россия
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы7-19
Аннотация

В статье исследуются проблемы и перспективы развития человеческого капитала, связанные со сменой технологического уклада. Усиление экономической конкуренции приводит к повсеместному повышению требований к квалификации рабочей силы при одновременном сокращении спроса на труд. Востребованными становятся работники с иными, нежели в индустриальной экономике, компетенцией и балансом «мягких» и «жестких» навыков. Неопределённость в выборе путей профессионального развития в этих обстоятельствах препятствует формированию человеческого капитала, что характерно как для развитых, так и развивающихся стран. Не является исключением и Россия. Сложности добавляет отсутствие согласованных позиций участников социально-трудовых отношений по вопросам профессиональной стандартизации, организации профессионального образования и подготовки. Возникающие проблемы детерминированы как объективными процессами (прохождением стадии инновационного скачка), так и формально-организационными основаниями, обусловленными особенностями функционирования сферы профессионального образования. Авторы анализируют возможные пути выхода из складывающейся кризисной ситуации. В частности, изучаются инициативы, связанные с развитием неформального образования, включающие экосистемы развития талантов и платформы квалификационных ориентиров, корпоративные университеты, некоторые локальные решения и практики.

Ключевые словачеловеческий капитал, профессиональное образование, профессиональная подготовка, занятость, квалификационная яма, кадровый разрыв, неформальное образование, экосистемы развития талантов, цифровизация, автоматизация, новый технологический уклад
Источник финансированияСтатья подготовлена и опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено19.07.2021
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов25878
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Нельзя назвать новым тезис о том, что человеческий капитал служит одним из основных факторов экономического роста, стимуломинновационно-технологического развития и значимым условием социального благополучия. В академическом и в экспертном дискурсах, в выработк управленческих решений он закрепился достаточно давно и прочно. Свои истоки данная концепция берет в работах А. Смита, У. Петти, Д. Рикардо, однако ее комплексная разработка и выделение в самостоятельную область научного исследования начались лишь со второй половины XX века [Schultz 1961; Denison 1962; Becker 1964; Lucas 1988].
2 Научно-технический прогресс того периода вызвал рост инноваций всех производственных процессов, что особенно ярко выделило роль и значимость квалификации работника в технологически емком производстве и высококонкурентной среде. Способности отдельно взятой личности начали рассматривать как самостоятельный актив, который в сравнении с традиционными факторами производства (земли, труда и капитала) обеспечивал более высокую отдачу, причем как для самого индивида (в виде большей заработной платы, социального статуса), так и для других сторон социально-трудовых отношений – работодателей (квалифицированная рабочая сила, большая адаптивность компаний к изменениям), государства (более эгалитарное общество, снижение рисков социальных конфликтов, перспективы сохранения власти), общества в целом (благоприятный социальный климат, возможности развития). Данная тенденция и обусловила интерес к инвестициям в человеческий капитал.
3 В настоящее время в обобщенном виде под человеческим капиталом понимают совокупность «знаний, навыков, умений и других качеств, воплощенных в людях и способствующих обеспечению их личного, социального и экономического благополучия» [OECD 2001,18].
4 Ключевую роль в формировании человеческого капитала играют образование и здравоохранение. В настоящей статье основное внимание авторы уделяют особенностям развития человеческого капитала через призму образования. Данный ракурс был выбран неслучайно. В структуре современных обществ происходят стремительные изменения. В значительной мере они обусловлены переходом человечества к новому технологическому и социальному укладу, фундаментальными сдвигами в экономике и на рынке труда. Образованию, в первую очередь профессиональному, предстоит сыграть важную роль в указанных процессах – с одной стороны, снабдить тех, кто только готовится к трудовой деятельности, актуальными и востребованными знаниями, умениями и навыками, с другой – помочь уже работающим успешно встроиться в быстро меняющуюся социальную реальность. Однако достаточно ли у современной системы профессионального образования ресурсов для решения поставленных задач? Есть ли резервы для роста, и как они могут быть мобилизованы? На эти и некоторые другие вопросы мы постараемся ответить в настоящей статье.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 1, всего просмотров: 725

Оценка читателей: голосов 0

1. Большая зарплата или работа по специальности? (2019) ВЦИОМ. (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bolshaya-zarplata-ili-rabota-po-speczialnosti).

2. Майклз Э. Хэндфилд-Джонс Х. и др. (2005) Война за таланты. М.: Манн, Иванов и Фербер, 288 с.

3. Общая информация (2021). Образовательный центр «Сириус». (https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija).

4. Садовая Е.С. (2019) Профессиональное образование в постиндустриальной экономике // Международная торговля и торговая политика. № 3. С. 19-33.

5. Удар по молодежи: российский рынок труда лишился более миллиона молодых работников (2021). Пресс-релиз. Finexpertiza. (https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2021/udar-po-molodezhi/?sphrase_id=26468).

6. Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2016–2018 гг. выпуска (2021). Росстат. (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vps8.xlsx).

7. (IBM 2019) The Enterprise Guide to Closing the Skills Gap. Research insights. IBM Institute for Business Value. (https://www.ibm.com/downloads/cas/EPYMNBJA).

8. (Lockheed Martin 2021) Sustainability at Lockheed Martin. Talent Recruitment. (https://sustainability.lockheedmartin.com/sustainability/core-issues/employee-wellbeing/talent-recruitment/).

9. Becker G. (1964) Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3rd Ed. Ch.: University of Chicago Press. (https://www.academia.edu/35396287/HUMAN_CAPITAL_A_Theoretical_and_Empirical_Analysis_with_Special_Reference_to_Education_THIRD_EDITION).

10. Cappelli P. (2012) Why Good People Can’t Get Jobs: The Skills Gap and What Companies Do About It. Phl.: Wharton Digital Press.

11. Denison E. (1962) The Sources of Economic Growth in the US and Alternative Before US. N.Y.: Committee for Economic Development. 297 p.

12. European Commission (2021) Digital Education Action Plan (2021-2027). (https://ec.europa.eu/education/education-in-the-eu/digital-education-action-plan_en).

13. Green F. (2013). Skills and Skilled Work: An Economic and Social Analysis. Ox.: Oxford University Press. 240 p.

14. Hoteit L., Perapechka S., El Hachem M., Stepanenko A. (〖2020〗^а) Alleviating the Heavy Toll of the Global Skills Mismatch. BCG. 15 December 2020. (https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2020/alleviating-the-heavy-toll-of-the-global-skills-mismatch).

15. Hoteit L., Perapechka S., El Hachem M., Stepanenko A. (〖2020〗^б) Governments Must Fix the Skills Mismatch for a Post-COVID World. BCG. 18 May 2020. (https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2020/governments-must-fix-skill-mismatch-post-covid).

16. Jackson L., Goger A. (2020) The Labor Market Doesn’t Have a ‘Skills Gap’ – It Has an Opportunity Gap. Brookings. (https://www.brookings.edu/blog/the-avenue/2020/09/09/the-labor-market-doesnt-have-a-skills-gap-it-has-an-opportunity-gap/).

17. Len M., Newhouse M. (2019). Corporate Universities – Strategic Organizational Learning. Inspirant Group. May 2019. (https://www.researchgate.net/publication/339004075_Corporate_Universities_-_Strategic_Organizational_Learning).

18. Lucas R. (1988) On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economic. Vol.22. No. 1, P. 3-42 (https://www.parisschoolofeconomics.eu/docs/darcillon-thibault/lucasmechanicseconomicgrowth.pdf).

19. OECD (2001) The Well-being of Nations: The Role of Human and Social Capital. Centre for Educational Research and Innovation. (https://www.oecd.org/site/worldforum/33703702.pdf).

20. OECD (2020) Back to the Future of Education: Four OECD Scenarios for Schooling, Educational Research and Innovation. P.: OECD Publishing. (https://www.oecd-ilibrary.org/sites/178ef527-en/index.html?itemId=/content/publication/178ef527-en).

21. OECD. Stat (2021) Mismatch. (https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=MISMATCH#).

22. Schrage M., Schwartz J., Jones R., Kiron D., Buckley N. (2020) Opportunity Marketplaces. Deloitte. 28 Aril 2020. (https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/technology-and-the-future-of-work/importance-of-investing-in-employees.html).

23. Schultz T. (1961) Investment in Human Capital // The American Economic Review. Vol. 51. No. 1. P. 1-17. (https://www.ssc.wisc.edu/~walker/wp/wp-content/uploads/2012/04/schultz61.pdf).

24. The Global Skills Shortage (2019). Society for Human Resource Management. (https://www.shrm.org/hr-today/trends-and-forecasting/research-and-surveys/Documents/SHRM%20Skills%20Gap%202019.pdf).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх