Города и государства: в поисках новой стратегии взаимодействия

 
Код статьиS086904990005094-5-1
DOI10.31857/S086904990005094-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель директора Института философии и права УрО РАН
Аффилиация: Институт философии и права Уральского отделения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы170-184
Аннотация

Формирование современной политический карты мира в виде централизованных наций-государств привело к снижению политико-экономического влияния городов с их последующей инкорпорацией во властные вертикали наций-государств на уровне местного самоуправления. Однако в условиях глобализации наблюдается новый экономико-политический подъем сетей мировых мегаполисов. Мировая экономика трансформируется в экономику городов, производящих 70% глобального ВВП и генерирующих 80% мирового экономического роста. Их ресурсные сети и коммуникации все чаще рассматриваются как эффективная инфраструктурная и управленческая альтернатива дробящимся государствам. При этом статистический анализ показывает неоднозначность процессов мировой урбанизации. Если сети мировых городов постиндустриального мира преимущественно извлекают выгоды из экономической глобализации, то взрывообразный демографический рост мегаполисов развивающихся стран концентрирует ее негативные издержки, демонстрируя эффекты нарастающей поляризации обществ. Растет запрос на пересмотр сложившихся форматов сосуществования влиятельных мегаполисов и территориальных моделей управления государств. Конкретные социокультурные настройки моделей развития сетей городов внутри государств будут серьезно корректироваться их положением в мироэкономике.

Ключевые словамегаполис, глобальный город, сеть городов, экономика города, противоречия урбанизации, мироэкономика, нация-государство, социальный капитал, детерриториализация, неравенство.
Получено31.05.2019
Дата публикации03.06.2019
Кол-во символов44739
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВП, контролируемых государственными аппаратами, в течение ХХ в. увеличилась в три-четыре раза. Например, в странах Евро-19 доля госрасходов в ВВП составляла в 2016 г. 47,7%, В США – 42,5% (2010), в России 36,8% (2015), а по альтернативным оценкам ФАС реальная доля российского государства в экономике достигает 70% [Федеральная… 2016]. Контролируя от 20% до 90% (в среднем 30%) национальных расходов в разных регионах мира, политическая форма государства не может быть нивелирована при анализе роста потенциального влияния мировых мегаполисов. Политическое и экономическое значение государств как механизмов перераспределения общественных ресурсов трудно переоценить в условиях, когда “для беднейших 20% жителей в целом преуспевающего мира ОЭСР стоимость государственных услуг равна 70% их доходов в денежном выражении, а для самой обеспеченной пятой части населения – 17% денежных доходовˮ [Терборн 2013, с. 34].
2 Ведущая роль наций-государств подкрепляется не только известной гипотезой А. Вагнера об опережающем росте общественного (государственного) сектора относительно общего экономического роста в условиях индустриальной модернизации, подтверждаемом мировой статистикой с конца ХIХ в. [Нехорошев, Сухарев 2012]. Очевидна возможность государств достаточно эффективно отвечать на вызовы негосударственных акторов глобальной экономики, прежде всего сетей глобальных городов и ТНК. Для контроля глобальных взаимодействий и создания единых правил на глобальных рынках государства способны аккумулировать необходимые экономические ресурсы и вырабатывать согласованные политические стратегии, правовые пространства и торговые режимы на площадках ООН, ВТО, ЕС, МВФ, БРИКС, АСЕАН, G-7 и G-20, а также иных международных и региональных объединений.
3 Вместе с тем общее движение современных обществ от первоначального национально-индустриального Модерна к позднему, или глобальному, Модерну вновь катализирует расширение потенциальных источников власти, когда политические акторы, которые казались ранее атрибутами исторического прошлого, вновь реанимируются в качестве серьезных оппонентов наций-государств, образующих привычную политическую карту мира. Все более значимую долю в управлении ресурсными потоками современных обществ перехватывают альтернативные субъекты – ТНК; сети городов; локальные самоуправляемые сообщества и общины, действующие вне сферы дисциплинарного контроля государства, – теневая экономика, мафия, гаражная экономика и распределенные мануфактуры (С. Кордонский), отходники (Ю. Плюсин), фрилансеры и т.д. Подобные акторы успешно паразитируют или элементарно выживают (в зависимости от перспективы взгляда на этот феномен) в контексте усиливающихся проблем современных государств, связанных с обоснованием легитимного насилия, поддержанием стандартов жизнеобеспечения граждан в контексте неуклонного ограничения функций социального государства и контролем доступных ресурсов внутри и за пределами своих юрисдикций. В то же время перечисленные выше негосударственные субъекты все чаще успешно перекладывают ряд обязательств по отношению к вовлеченным в них гражданам, трансакционные и институциональные издержки на государство, что обеспечивает их превосходство в эффективности извлечения разного рода ресурсов.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1232

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамова И.О. (2013) Урбанизация в Африке: двигатель или тормоз экономического роста? // Азия и Африка сегодня. № 8. C. 2–9.

2. Бек У. (2008) Космополитическое мировоззрение. М.: Центр исследования постиндустриальных обществ.

3. Брагина Е.А. (2009) Урбанизация в развивающихся странах: современный этап // География мирового развития / Под ред. Л.М. Синцерова. M.: Товарищество научных изданий КМК. С. 202–219.

4. Дэвис М. (2008) Планета трущоб // Логос. №3. С. 108–129.

5. Заяц Д.В. (2002) Изменения политической карты мира с 1901 по 2001 г. // География. № 17. С. 5–25.

6. Криничанский К.В. (2013) Современный российский город в свете тенденций урбанистического мира // Региональная экономика: теория и практика. № 32. С. 2–13.

7. Мартьянов В.С. (2016) Социальная стратификация современных обществ: от экономических классов к рентным группам? // Социологические исследования. № 10. С. 139–148.

8. Мартьянов В.С., Руденко В.Н. (2012) Российские мегаполисы: от индустриальных городов к стратегии многофункциональных агломераций // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Вып. 12. С. 316–330.

9. Миланович Б. (2014) Глобальное неравенство доходов в цифрах: на протяжении истории и в настоящее время. М.: Изд. дом ВШЭ.

10. Молчанова Н.Ю., Татаркин А.И. (2012) Концептуальный подход к финансовому обеспечению саморазвития территорий // Журнал экономической теории. № 4. С. 132–138.

11. Нехорошев В.В., Сухарев О.С. (2011) Закон Вагнера и модели развития экономики // Экономический анализ: теория и практика. № 21. С. 2–10.

12. Панкевич Н.В. (2013) Политическая стратегия российской урбанизации: от мировых городов к национальной сетевой платформе // ПОЛИС. №1. С. 72–85.

13. Панкевич Н.В. (2012) ТНК: гражданско-политический контроль в условиях денационализации // Мировая экономика и международные отношения. № 3. С. 34–42.

14. Путин В.В. (2018). Послание Президента Федеральному Собранию (http://kremlin.ru/events/president/news/56957)

15. Слука Н.А. (2005) Градоцентрическая модель мирового хозяйства. М.: Пресс-Соло.

16. Стэндинг Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс. Москва: Ad Marginem.

17. Терборн Й. (2013) Как понять города: современный кризис и идея городов без государства // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XVI. № 1. С. 20–40.

18. Трейвиш А. И. (2009) Город, район, страна и мир: развитие России глазами страноведа. М.: Новый хронограф.

19. Фалина А. С. (2012) Сервисное государство: истоки теории, элементы практики // Социология власти. № 1. С. 132–140.

20. Федеральная антимонопольная служба. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации (2016) (https://fas.gov.ru/attachment/152253/download?1514223603)

21. Фридман Т. (2007) Плоский мир. Краткая история XXI века. М.: Хранитель.

22. Хантингтон С. (2003) Столкновение цивилизаций. М.: АСТ.

23. Хардт М., Негри. А. (2004) Империя. М.: Праксис.

24. Штадельбауер Й. (2007) Мегагорода как конфликтогенные пространства // Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н.А. Слуки. М.: ООО “Аванглион”. С. 66–78.

25. Cox W. (2015) World Megacities: Densities Fall as they Become Larger. (http://www.newgeography.com/content/004835-world-megacities-densities-fall-they-become-larger).

26. Geyer H., Kontuly T. (1993) A Theoretical Foundation for the Concept of Differential Urbanization // International Regional Science Review, Vol. 15. No. 2. Pp. 157–177.

27. Gibbs J. (1963) The Evolution of Population Concentration // Economic Geography. No. 2. Рр. 119–129.

28. Sassen S. (2001) The Global City. New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton Univ. Press.

29. World cities in a world-system / Eds. Knox P.L., Taylor P.J. (1995) Cambridge: Cambidge Univ. Press.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх