Финансирование спорта: зарубежная практика

 
Код статьиS013122270004140-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-1-67-74
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Адрес: Москва, РФ, 117997 Москва, Стремянный пер., 36
Должность: Заместитель директора центра
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве РФ
Адрес: РФ, 125993, Москва, Ленинградский пр-т, 49
Аффилиация: Российский футбольный союз
Адрес: РФ, 115172 Москва, Народная ул., 7
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №1
Страницы67-74
Аннотация

Рассматривается опыт ряда зарубежных государств в области финансирования сферы физической культуры и спорта. Приводятся примеры использования грантовой поддержки, формирования эндаумент-капитала, краудфандинга, эффективного контракта и спортивных лотерей для оказания поддержки субъектам спорта. Проведен контент-анализ основных зарубежных нормативных актов, регулирующих механизмы финансирования спорта, изучены достоверные информационные источники и научные публикации. Предлагаются подходы к адаптации наиболее успешного зарубежного опыта в России с учетом специфики отечественной спортивной отрасли.

Ключевые словаэкономика спорта, спортивный менеджмент, финансирование спорта, гранты, эндаумент-капитал, лотереи, краудфандинг
Получено20.02.2019
Дата публикации20.02.2019
Кол-во символов21327
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Система физической культуры и спорта (далее ФКиС) в РФ практически полностью зависит от государственных источников финансирования. Обязательства государства в области финансирования спорта указаны в ст. 38 закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” от 04.12.2007 (№ 329-ФЗ) [1]. С учетом повышения требований к деятельности всех субъектов ФКиС экономическое бремя содержания этой сферы становится более существенным для налогоплательщиков. Остро стоит вопрос эффективности государственных вложений в развитие спорта и систем их мониторинга [2].
2

ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА

3 Гранты – денежные выплаты, осуществляемые в пользу физических или юридических лиц, с целью финансирования их текущей деятельности или конкретного проекта. Гранты могут выделяться государством как напрямую, так и через негосударственные организации, обычно – некоммерческие фонды. Получатели – отдельные спортсмены и тренеры, клубы, федерации, организаторы мероприятий.
4 Поддержка спортсменов высших достижений. В современных условиях грантовая поддержка стала ключевым ресурсом при подготовке спортсменов высших достижений [3]. При выделении денег исходят из показателей результативности спортсменов.
5 Так, в Сингапуре государственная система грантов предполагает градацию результатов по четырем уровням (табл. 1). В зависимости от присвоенного уровня спортсмены получают доступ к участию в различных программах грантовой поддержки (табл. 2). Гранты могут быть прямыми (ежемесячная денежная стипендия) либо косвенными (оплата обучения в университете или медицинского обеспечения). С 2014 г. также работает фонд поддержки спортсменов One Team Singapore Fund [5]. Его механизм предполагает, что в течение 5-летнего срока с 2017 по 2022 г. любые добровольные пожертвования жителей Сингапура будут дополнены государственной субсидией аналогичного размера (рис. 1). На эти цели в госбюджете заложено 50 млн синг. долл.
6

Таблица 1. Уровни грантовой поддержки и критерии их получения в Сингапуре

Уровень Необходимые результаты
Международный (L1) Войти в 8 сильнейших на Олимпийских играх / Чемпионате мира
Континентальный (L2) Войти в число 6 сильнейших на Азиатских играх или 3 сильнейших на Играх Содружества
Региональный (L3) Войти в число 4 сильнейших на спортивных играх стран АСЕАН
Национальный (L4) Войти в число 3 сильнейших национального чемпионата

Cоставлено авторами по: [4]. 

7

Таблица 2. Формы грантовой поддержки спортсменов Сингапура

Название гранта Описание Доступно
spexTAG Поддержка тренировочного процесса. Может быть использован для покрытия расходов по приобретению спортивного инвентаря, расходов на транспорт и питание Для всех уровней (L1L4)
spexACT Единовременная выплата денежных средств. Может быть направлен на спортивные нужды (зарубежные сборы, соревнования) и для получения высшего образования действующими спортсменами L1 и L2
spexMEDIC Полное медицинское страхование спортивной деятельности Только спортсмены, получившие грант spexTAG
spexGLOW Ежемесячная стипендия, равная среднему заработку в городе, на период подготовки к крупному спортивному соревнованию L1 и L2

Cоставлено авторами по: [4].

всего просмотров: 2406

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон от 04.12.2007 N329-ФЗ (ред. от 05.12.2017)“О физической культуре и спорте в Российской Федерации”. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (accessed 27.02.2018).

2. Солнцев И. В. Оценка эффективности деятельности спортивных организаций на базе рейтингов. Ученые записки Российской академии предпринимательства, 2014, № 41, сс. 424-429.

3. De Bosscher V. et al. Explaining International Sporting Success: An International Comparison of Elite Sport Systems and Policies in Six Countries. Sport Management Review, 12.03.2009, pp. 113-136.

4. High Performance Sports Support Handbook. Available at: https://www.sportsingapore.gov.sg/~/media/corporate/files/athletes%20and%20coaches/singapore%20sports%20institute/high%20performance%20sports/high%20performance%20planning/singapore%20high%20performance%20sports%20handbook%202017_new.pdf (accessed 23.10.2017).

5. One Team Singapore Fund. Available at: https://www.myactivesg.com/team-singapore/one-team-singapore-fund (accessed 22.10.2017).

6. Stiftung Deutsche Sporthilfe. Available at: https://www.sporthilfe.de (accessed 07.11.2017).

7. Promoting Talent in Competitive Sports – Deutsche Bank Responsibility. Available at: https://www.db.com/cr/en/society/supporting-top-athletes.htm (accessed 07.11.2017).

8. London: Home of World-Class Sport. Available at: https://www.london.gov.uk/sites/default/files/home_of_world_class_sport_v3.pdf (accessed 26.10.2017).

9. USOC Tech & Innovation Fund Background. Available at: http://www.connectsportsmarketplace.com/assets/techinnovation-update-ngb-best-practices‑2017.pdf (accessed 25.10.2017).

10. Морозова И. А. Благотворительность в системе высшего образования: мировой опыт и российские перспективы создания эндаумент-фондов. Региональная экономика: теория и практика, 2015, № 6 (381), сс. 31-41.

11. Wilson W. Sports Infrastructure, Legacy and the Paradox of the 1984 Olympic Games. The International Journal of the History of Sport, 32.01.2015, pp. 144-156.

12. Mollick E. The Dynamics of Crowdfunding: an Exploratory Study. Journal of Business Venturing, 29.01.2014, pp. 1-16.

13. Чугреев В. Л. Краудфандинг – социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2013, № 4 (28), сс. 190-196.

14. London Sport Funding Search Tool. Available at: https://londonsport.org/funding-bids (accessed 28.10.2017).

15. London Sport Insight Portal. Available at: https://data.londonsport.org/ (accessed 28.10.2017).

16. Register Your Sports Club/Group – Get Started. Available at: http://londonsport.easyfundraising.org.uk/register (accessed 28.10.2017).

17. Солнцев И. В. Эффективность деятельности спортивных организаций. Федерализм, 2017, № 3 (87), cc. 49-62.

18. Осокин Н. А. Детерминанты организационной эффективности и результативности футбольных клубов. Эффективное антикризисное управление, 2017, № 3 (102), cc. 98-109.

19. Breuer C., Nowy T. Germany: Autonomy, Partnership and Subsidiarity. Sport Policy Systems and Sport Federations. A Cross-National Perspective. Scheerder J., Willem A., Claes E., eds. London, Palgrave Macmillan, 2017, pp. 157-178.

20. Li Hai et al. Dimensions of Problem Gambling Behavior Associated with Purchasing Sports Lottery. Journal of Gambling Studies, 28.01.2012, pp. 47-68.

21. Lunhua M., Zhang J., Connaughton D. Sports Gambling as Consumption: Evidence from Demand for Sports Lottery. Sport Management Review, 18.03.2015, pp. 436-447.

22. Liangjun Z. et al. Variables Affecting the Market Demand of Sport Lottery Sales in China: The Case of Guangdong Province. International Journal of Sports Marketing and Sponsorship, 18.01.2017, pp. 116-136.

23. China’s Sports Lottery Sales Enjoy Double-Digit Gains in 2016. Available at: https://calvinayre.com/2017/01/23/business/china-sports-lottery-double-digit-gains (accessed 16.01.2018).

24. Солнцев И. В., Чучина Е. А. Меры налогового стимулирования развития спорта в России. Налоги-журнал, 2014, № 4, cc. 20-24.

25. Maul J. America’s Favorite Nonprofits: Taxation of the National Football League and Sports Organizations. London, UMKC, Rev. 80, 2011, pp. 199-220.

26. Jack Ma Doubles Down on Alisports with RMB1.2 Billion Funding. Available at: http://technode.com/2017/04/11/jack-madoubles-down-on-alisports-with-rmb‑1–2-billion-funding (accessed 07.11.2017).

27. Chinese Firms Buy Up Global Sporting Icons. Available at: https://thediplomat.com/2016/06/chinese-firms-buy-up-globalsporting-icons (accessed 07.11.2017).

28. Солнцев И. В. Построение системы управления региональными спортивными федерациями на базе рейтингов (на примере футбола). Региональная экономика: теория и практика, 2016, № 5 (428), сс. 177-187.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх