“Шпага кавалера”, “Победитель” и “Актер”: единство и преемственность трех пьес М. Е. Лёвберг

 
Код статьиS160578800021453-4-1
DOI10.31857/S160578800021453-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Адрес: Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 81 Номер 4
Страницы21-32
Аннотация

В статье вводятся в научный оборот неопубликованные пьесы Марии Евгеньевны Лёвберг (1892–1934) “Победитель” и “Актер” (1926). Высказывается гипотеза о датировке “Победителя” (ок. 1914–1915) при сопоставлении этого “драматического этюда” с опубликованным “драматическим presto” Лёвберг “Камни Смерти” (1915). Выявляются общие для “Победителя” и “Актера”, а также для опубликованной драмы Лёвберг “Шпага кавалера” (1916) сюжетно-мотивный комплекс и система образов. Во всех трех случаях разыгрывается сюжет о том, как роль и маска “прирастают” к лицу их носителя, причем в позднейшей пьесе “Актер” все тяжелое, сложное и трагическое, связанное с таким сюжетом, оказывается “снятым” благодаря автометарефлексии. Во всех трех пьесах к центральному герою, представленному типом молодого человека “из народа”, остроумного авантюриста, жадного до жизни и успеха, но не лишенного благородных порывов, прикреплены мотивы избытка сил, жизнелюбия, влечения одновременно к великому и простому, высокому и “низменному”, а также мотивы удачливости, “избранничества”. Постоянен также мотив любви к “необыкновенному человеку”, которую испытывают по отношению к этим героям женские персонажи трех пьес. Благодаря автометарефлексивному слою пьесы “Актер”, содержащемуся в ней панегирику театру и актерскому мастерству, включая древний топос “утешения искусством”, развитие ее конфликта завершается не двусмысленно, как в “Шпаге кавалера”, и не трагически, как в “Победителе”, а в комическом, разрешающем жизненные противоречия ключе.

Ключевые словаМ.Е. Лёвберг, драматургия, мотивно-сюжетный комплекс, мотив “приросшей” маски, автометарефлексия
Получено28.09.2022
Дата публикации28.09.2022
Кол-во символов39912
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Зусева-Озкан В.Б. Пьеса М.Е. Лёвберг “Дантон” в восприятии А.А. Блока // Литературный факт. 2021. № 2 (20). С. 115–130.

2. Ремизов А.М. Русалия. Собрание сочинений. СПб.: Росток, 2016. Т. 12. С. 590–594.

3. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2006. Т. 12.

4. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2016. Т. 18.

5. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2017. Т. 19.

6. Семашкина М.А. Письма М.Е. Лёвберг М. Горькому (По материалам Архива А.М. Горького) // Горький. Неизвестные страницы истории (материалы и исследования). Вып. 12. М.: ИМЛИ РАН, 2014. С. 523–551.

7. Камни Смерти. Драматическое “presto” Джентиле Ферранте. (Gentile Ferrante. Pietrae della morte. Presto dramatico.) – С итальянского. Перев. М. Лёвберг // Русская мысль. 1915. № 8. С. 48–58.

8. Karlinsky S. Kuzmin, Gumilev and Cvetaeva as Neo-Romantic Playwrights // Studies in the Life and Works of Mixail Kuzmin. Wien: Gesellschaft zur Förderung slawistischer Studien, 1989. S. 17–30.

9. Лёвберг М. Шпага кавалера. Пьеса в 3-х действиях // Северные записки. 1916. №3 (март). C. 57–88.

10. Тюпа В.И. Типы эстетического завершения // Теория литературы: В 2 т. М.: Издательский центр “Академия”, 2004. Т. 1. С. 54–77.

11. Ростан Э. Пьесы / пер. с франц. Т. Щепкиной-Куперник. М.: Правда, 1983. С. 17–96.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх