Modern working youth in the light of the integrated multidisciplinary analysis: aspects of socialization and adaptation

 
PIIS086904990005086-6-1
DOI10.31857/S086904990005086-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of Sociology FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 3
Pages66-78
Abstract

The relationship between socially significant aspects of socialization and adaptation of modern young workers and their sociomental characteristics, or the level of development of their communicative skills analyzed in this article. The level of development of communication skills in this case was determined on the basis of a study how the respondent understands the meaning of the text, which it was proposed. Important characteristics to the socialization and adaptation of personality: knowledge of actual problems of modern Russia; knowledge of popular modern personalities; perceptions of desirable and undesirable; the degree of involvement in sociocultural environment (press, television, radio, Internet, literature); the perception of the “world around”; knowledge of the actual problems of the company were analysed in this article. Comparison between groups of respondents who have a different level of communication skills, was held in the article. In order to optimize the processes of socialization and adaptation of young workers need to organize events for their all-round development, including activities to develop their communication skills.

Keywordsyouth; young workers; socialization; adaptation; sociomental differentiation; semio-sociopsihology; meaning; understanding; communicative skills.
Received31.05.2019
Publication date03.06.2019
Number of characters30255
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Внимание общества и науки к молодому поколению закономерно и оправданно: это те, на кого возлагаются особые надежды, связанные с будущим планеты, человечества, страны [Зубок, Чупров 2017]. Какова же она, современная молодежь? И в научных отчетах, и в публичной сфере по этому поводу звучат разные мнения, порой прямо противоположные. В любом случае очевидно, что представления о мире и о своем месте в нем (так называемые “картины мира”), даже в рамках одних и тех же молодежных подгрупп, дифференцированных по традиционным социологическим и социально-психологическим характеристикам, неоднозначны и разнонаправленны. Речь в данном случае идет не о политических пристрастиях, а об особенностях социализации и адаптации, связанных с качеством взаимодействий личности с социумом, со степенью “включенности” в социокультурную среду, с личностным эмоциональным самочувствием.
2 Обнаружить тенденции в качестве обозначенных выше характеристик оказывается возможным при введении в анализ такой дополнительной характеристики, как уровень развития коммуникативных навыков, определяющий особенности ориентирования человека в коммуникационных процессах, умение адекватно понимать автора, собеседника, педагога, друг друга при общении и взаимодействии [Адамьянц 2015]. А учитывая тот факт, что практически все формы взаимодействия человека со своей жизненной средой, то есть с обществом, природой, управленческими структурами, коллективами, наконец с друзьями, семьей и т.д., – также в той или иной мере являются коммуникацией, актуальность обращения исследовательского внимания к этой характеристике самоочевидна.
3 Комплексное исследование, включающее, во-первых, определение уровня развития коммуникативных навыков, и во-вторых, изучение социально значимых аспектов “картин мира” среди представителей разных категорий современной молодежи позиционируется как качественное, направленное на выявление сложных взаимосвязей и тенденций в социально значимых характеристиках и реакциях респондентов; использовалась комплексная анкета с большим числом “открытых” вопросов.
4 Определение числа участников опроса и состава выборки решалось на основании социологического принципа минимальной базовой группы, согласно которому в каждой из выделенных для изучения групп должно оказаться не менее 25–30 единиц наблюдения. Поскольку число респондентов во всех социально-демографических группах, привлеченных к опросу, значительно превышало “барьер” минимальной базовой группы, примененную выборку можно рассматривать как кластерную, а полученные результаты и выводы могут характеризовать (на уровне тенденций) особенности социализации и адаптации молодежных групп – участников опроса.
5 В данной статье речь пойдет о результатах изучения лишь одной из привлеченных к исследованию групп – молодых рабочих, занятых в непростой, требующей особых навыков и крайне необходимой для всего общества сфере. В состав опрошенных вошли 183 молодых человека (123 мужчины и 60 женщин; из них в возрасте 18-21 год – 27 чел., 22-25 лет – 57 чел., 26-30 лет – 64 чел., 31-35 лет – 35 чел., и проживающих в Брянске – 108 чел.; а также Москве, Подмосковье, Сарове, Калининграде и др. – 75 чел.). Молодые рабочие имели разное образование: 9 классов – 8 чел.; среднее – 27 чел.; среднее техническое/специальное – 117 чел.; неполное высшее и высшее – 31 чел. Это были заводские рабочие (механики, наладчики, наждачники, сварщики, сборщики, слесари, стропальщики, фрезеровщики, шлифовщики, электрики и др.) – 108 чел.; работники технико-технологического обслуживания (автослесари, водители, механики, монтажники систем водоснабжения, специалисты по двигателям, специалисты по подключению Интернета, таксисты и др.) – 29 чел.; работники торгово-бытового обслуживания (бармены, кассиры, курьеры, массажисты, обработчики рыбы, официанты, парикмахеры, повара, портные, продавцы, работники фастфуда, складского учета, уборщики и др.) – 46 чел.

Number of purchasers: 2, views: 756

Readers community rating: votes 0

1. Adamyanc T.Z. (2013) Kachestvennue indikatoru processov samoorganizacii i samoopredeleniya v srede sovremennuh podrostkov. [Qualitative indicators of the processes of self-organization and self-determination among contemporary adolescents]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 3, pp. 163–176.

2. Adamyanc T.Z. (2014) Koncepcii ponimaniya v kommunikacii: v poiskah platformu dlya vzaimoponimaniya [The concept of understanding in communications: in search of a platform for understanding]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 4, pp. 121–131.

3. Adamyanc T.Z. (2012) Massovoe sociomental’noe razvitie: mif ili real'naya vozmozhnost’? [Mass sociomental development: myth or real opportunity?]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 1, pp. 27–38.

4. Adamyanc T.Z. (2015) Sociomental’nye gruppy v social’nom poznanii [Sociomental groups in social cognition]. Sociologicheskie issledovaniya, no. 7, pp. 117–128.

5. Adamyanc T. Z. (2017) Zadachi i metody sociomental’nogo razvitiya sovremennoy molodezhi [The modern youth’s social and mental development tasks and methods]. Mir psichologii, no. 1, pp. 69–78.

6. Chudnovskaya I.N. (2015) Kommunikativnoe obrazovanie v obshchestve znaniya: problema obucheniya ponimaniyu. Kommunikaciya kak disciplina i oblast’ znaniya v sovremennom mire: dialog podhodov [Communication education in the society of knowledge: the problem of learning understanding. Communication as a discipline and field of knowledge in the modern world: the dialogue approaches]. Sbornik statey i vustupleniy uchastnikov mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii [A collection of articles and speeches of the participants of the international scientific conference]. Ìoscow: NIU VShE, pp. 168–176.

7. Dridze T.M. (2000) Dve novye paradigmy dlya social’nogo poznaniya i social’noy praktiki [The two new paradigms for social cognition and social practice]. Social’naya kommunikaciya i social’noe upravlenie v ekoantropocentricheskoy i semiosociopsihologicheskoy paradigmah: v 2 kn. [Social communication and social management in eco-anthropocentric and semisociopsychological paradigms, 2 bks.], kn. 1. Moscow: IS RAN, pp. 5–42.

8. Dridze T.M. (1984) Tekstovaya deyatel’nost’ v strukture social’noy kommunikacii [Text activity in the structure of social communication]. Moscow: Nauka.

9. Karpenko E.V. (2016) Sovremennaya molodyzh’ v zerkale sociomental’nosti [Modern youth in the sociomental mirror (research results)]. Obshchestvennye nauki, no. 5, pp. 310–320.

10. Temnitskiy A.L. (2017) Sociokul’turnyi mir povsednevnoy zhizni molodykh rabochikh Rossii [Sociocultural world of the everyday life of young workers in Russia]. Sociological science and social practices, no. 4, pp. 92–107.

11. Temnitskiy A.L. (2016) Vozmozhnosti povusheniya urovnya adekvatnosti ponimaniya v sovremennuh kommunikaciah studentov [The possibilities for improving the adequacy of understanding contemporary communications students]. Kommunikologia, vol. 4, no. 6, pp. 223–240.

12. Yur’ev P.S. (2016) Sociomentalnoe razvitie sovremennoy uchashcheysya molodyezhi (po materialam semiosociologicheskogo issledovaniya) [Sociomental development of modern young students (the materials of semiosociopsihology research] Sociologiya i obtchestvo: socialnoye neravenstvo i socialnaya spravedlivost’. Materialy Vserossi’skogo sociologicheskogo kongressa. [Sociology and society: social inequality and social justice. Materials V all-Russian sociological Congress]. Moscow: Russian society of sociologists, pp. 3078–3085.

13. Zubok Y.A., Chuprov V.I. (2017) Sovremennaya sociologiya molodedgi: izmenayushchyasya realnost’ i novue teoreticheskie podhodu. [Modern Sociology of youth: changing realities and new theoretical approaches]. Reforming Russia: Yearbook. Rossiya reformiruyashchyasya: issue 15. Moscow: New Chronograph, pp. 12–48.

Система Orphus

Loading...
Up