Современная рабочая молодежь в свете комплексного междисциплинарного анализа: аспекты социализации и адаптации

 
Код статьиS086904990005086-6-1
DOI10.31857/S086904990005086-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы66-78
Аннотация

В статье анализируется взаимосвязь между социально значимыми аспектами социализации и адаптации современных молодых рабочих и их социоментальными особенностями, или уровнем развития их коммуникативных навыков, формально определяемым на основе изучения особенностей понимания смысловых доминант воспринятых произведений (в данном случае притчи). Исследовались такие характеристики социализации и адаптации личности, как знание актуальных проблем современной России; знание популярных в современной социокультурной среде персоналий; представления о желательном и нежелательном; степень “включенности” в социокультурную среду (обращение к печати, телевидению, радио, Интернету); эмоциональное восприятие “мира вокруг”; знание актуальных проблем своего предприятия. По отношению к перечисленным характеристикам было проведено сопоставление между группами респондентов, обнаруживших высокий и средний уровни коммуникативных навыков, с одной стороны, и теми, кто оказались на нижней позиции – с другой. Для оптимизации процессов социализации и адаптации молодых рабочих необходим комплекс мероприятий по их всестороннему развитию, включающему и развитие их коммуникативных навыков.

Ключевые словамолодежь, молодые рабочие, социализация, адаптация, социоментальная дифференциация, семиосоциопсихология, смысл, понимание, коммуникативные навыки.
Получено31.05.2019
Дата публикации03.06.2019
Кол-во символов30255
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Внимание общества и науки к молодому поколению закономерно и оправданно: это те, на кого возлагаются особые надежды, связанные с будущим планеты, человечества, страны [Зубок, Чупров 2017]. Какова же она, современная молодежь? И в научных отчетах, и в публичной сфере по этому поводу звучат разные мнения, порой прямо противоположные. В любом случае очевидно, что представления о мире и о своем месте в нем (так называемые “картины мира”), даже в рамках одних и тех же молодежных подгрупп, дифференцированных по традиционным социологическим и социально-психологическим характеристикам, неоднозначны и разнонаправленны. Речь в данном случае идет не о политических пристрастиях, а об особенностях социализации и адаптации, связанных с качеством взаимодействий личности с социумом, со степенью “включенности” в социокультурную среду, с личностным эмоциональным самочувствием.
2 Обнаружить тенденции в качестве обозначенных выше характеристик оказывается возможным при введении в анализ такой дополнительной характеристики, как уровень развития коммуникативных навыков, определяющий особенности ориентирования человека в коммуникационных процессах, умение адекватно понимать автора, собеседника, педагога, друг друга при общении и взаимодействии [Адамьянц 2015]. А учитывая тот факт, что практически все формы взаимодействия человека со своей жизненной средой, то есть с обществом, природой, управленческими структурами, коллективами, наконец с друзьями, семьей и т.д., – также в той или иной мере являются коммуникацией, актуальность обращения исследовательского внимания к этой характеристике самоочевидна.
3 Комплексное исследование, включающее, во-первых, определение уровня развития коммуникативных навыков, и во-вторых, изучение социально значимых аспектов “картин мира” среди представителей разных категорий современной молодежи позиционируется как качественное, направленное на выявление сложных взаимосвязей и тенденций в социально значимых характеристиках и реакциях респондентов; использовалась комплексная анкета с большим числом “открытых” вопросов.
4 Определение числа участников опроса и состава выборки решалось на основании социологического принципа минимальной базовой группы, согласно которому в каждой из выделенных для изучения групп должно оказаться не менее 25–30 единиц наблюдения. Поскольку число респондентов во всех социально-демографических группах, привлеченных к опросу, значительно превышало “барьер” минимальной базовой группы, примененную выборку можно рассматривать как кластерную, а полученные результаты и выводы могут характеризовать (на уровне тенденций) особенности социализации и адаптации молодежных групп – участников опроса.
5 В данной статье речь пойдет о результатах изучения лишь одной из привлеченных к исследованию групп – молодых рабочих, занятых в непростой, требующей особых навыков и крайне необходимой для всего общества сфере. В состав опрошенных вошли 183 молодых человека (123 мужчины и 60 женщин; из них в возрасте 18-21 год – 27 чел., 22-25 лет – 57 чел., 26-30 лет – 64 чел., 31-35 лет – 35 чел., и проживающих в Брянске – 108 чел.; а также Москве, Подмосковье, Сарове, Калининграде и др. – 75 чел.). Молодые рабочие имели разное образование: 9 классов – 8 чел.; среднее – 27 чел.; среднее техническое/специальное – 117 чел.; неполное высшее и высшее – 31 чел. Это были заводские рабочие (механики, наладчики, наждачники, сварщики, сборщики, слесари, стропальщики, фрезеровщики, шлифовщики, электрики и др.) – 108 чел.; работники технико-технологического обслуживания (автослесари, водители, механики, монтажники систем водоснабжения, специалисты по двигателям, специалисты по подключению Интернета, таксисты и др.) – 29 чел.; работники торгово-бытового обслуживания (бармены, кассиры, курьеры, массажисты, обработчики рыбы, официанты, парикмахеры, повара, портные, продавцы, работники фастфуда, складского учета, уборщики и др.) – 46 чел.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1523

Оценка читателей: голосов 0

1. Адамьянц Т.З. (2017) Задачи и методы социоментального развития современной молодежи // Мир психологии. № 1. С. 69–78.

2. Адамьянц Т.З. (2013) Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в среде современных подростков // Общественные науки и современность. № 3. С. 163–176.

3. Адамьянц Т.З. (2014) Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. № 4. С. 121–131.

4. Адамьянц Т.З. (2012) Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. № 1. С. 27–38.

5. Адамьянц Т.З. (2015) Социоментальные группы в социальном познании // Социологические исследования. № 7. С. 117–128.

6. Дридзе Т.М. (2000) Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 1. М.: ИС РАН. С. 5–42.

7. Дридзе Т.М. (1984) Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука.

8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. (2017) Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 15. М.: Новый Хронограф. С. 12–48.

9. Карпенко Е.В. (2016) Современная молодежь в зеркале социоментальности (по результатам исследования) // Общественные науки. № 5. С. 310–320.

10. Темницкий А.Л. (2016) Возможности повышения уровня адекватности понимания в современных коммуникациях студентов // Коммуникология. Т. 4. № 6. С. 223–240.

11. Темницкий А.Л. (2017) Социокультурный мир повседневной жизни молодых рабочих России // Социологическая наука и социальная практика. № 4. С. 92–107.

12. Чудновская И.Н. (2015) Коммуникативное образование в обществе знания: проблема обучения пониманию // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей и выступлений участников международной научной конференции. М.: НИУ ВШЭ. С. 168–176.

13. Юрьев П.С. (2016) Социоментальное развитие современной учащейся молодежи (по материалам семиосоциопсихологического исследования) // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Российское общество социологов. С. 3078–3085.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх