The Spatial Planning Structure, Housing and Utility Complex of Settlements of the Onezhskoye Pomorye

 
PIIS086954150008767-3-1
DOI10.31857/S086954150008767-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: N. Laverov Federal Center for Integrated Arctic Research of the Russian Academy of Sciences
Address: Severnoy Dviny Emb. 23, Arkhangelsk, 163000, Russia
Affiliation: N. Laverov Federal Center for Integrated Arctic Research of the Russian Academy of Sciences
Address: Severnoy Dviny Emb. 23, Arkhangelsk, 163000, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages180-197
Abstract

The article presents an architectural and ethnographic examination of a Pomor village situated on the White Sea coast (Vorzogory village of the Onega District, Arkhangelsk Region), including its history, settlement and development types, and the housing and utility complex. In the course of the study, we conducted architectural measurements of the residential, maintenance, and utility buildings and structures; ethnographic interviews; and verification of archival data available at the State Archive of the Arkhangelsk Region and the Arkhangelsk Regional Lore Museum. The findings showed that the Vorzogory village had retained the “nested” settlement type, “ribbon” and “radial” development type, and the residential architecture of the 19–20th centuries which is characterized by the joined house and farm-yard with a method of connecting the residential and household part of the “brus” on a high base, “four-wall” hut type with 3–6 windows on the main facade. The confirmed historical and cultural value of the village allows us to recommend declaring it an object of cultural heritage, and the landmark of the regional or municipal level of protection.

KeywordsOnezhskoye Pomorye, Arctic, Pomory, traditional culture, wooden architecture, rural historical settlements, spatial planning, dwelling, household buildings, cultural landscape
Received30.03.2020
Publication date31.03.2020
Number of characters41574
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Русский Север и арктические территории России неизменно вызывают интерес отечественных и зарубежных исследователей в связи с тем, что процессы трансформации и распада традиционной культуры данного региона происходили значительно медленнее, чем в центральных местностях страны. Не в последнюю очередь это связано с отдаленностью и труднодоступностью северных территорий.
2 В данной работе “сельские исторические поселения” Русского Севера и Арктики определяются как поселения, сохранившие традиционную пространственно-планировочную структуру: тип расселения (“гнездовой”, “разбросанный”, “скученный”), застройку (“рядовая”, “концевая”, “смешанная”, “уличная” и др.), деревянную культовую, жилую, хозяйственно-промысловую и инженерную архитектуру конца XVII – начала XX в. Сельские исторические поселения являются “наиболее чистыми эталонами народного понимания функциональной, пространственной и эстетической организации жилой среды” (Ушаков 1982: 14). Такие сельские исторические поселения Архангельской области, как Кимжа, Веркола, Турчасово и другие во многом сохранили традиционную пространственно-планировочную структуру, характерную для XIX в.
3 Постановка проблемы. В настоящее время в этнографической литературе устоялись определенные представления о пространственно-планировочной структуре (тип расселения, застройка) сельских исторических поселений Русского Севера и Арктики. Для большинства районов Русского Севера, в т.ч. и для территории Онежского Поморья, самой распространенной принято считать “рядовую” застройку у воды. Выделяются три вида “рядовой” застройки в зависимости от расположения фасада изб: к воде, от воды и на “красную сторону”, т.е. к солнцу (Бломквист 1956: 34).
4 Важным элементом пространственно-планировочной структуры сельских исторических поселений является их расположение и группировка на местности по отношению друг к другу. На территории Русского Севера преобладающим был “гнездовой” тип расселения. Этнографическая трактовка понятия “гнездо” появилась благодаря работе К.К. Романова, в которой автор характеризует самую древнюю форму поселения на р. Пинеге следующим образом: «Такой район то состоит из нескольких групп, объединяющих несколько деревень, или “околов” вместе, то состоит всего из одной группы (Нюхча). Группы, объединяющие собой околы, иногда стоят очень близко одна от другой, но все же имеют свое собирательное название» (Романов 1928: 9). Ссылаясь на данное описание д. Нюхчи Пинежского р-на, В.М. Витов вводит понятие “гнездовой тип расселения”. По мнению автора, указанный тип являлся определенным этапом в истории заселения всей восточноевропейской равнины и стал преобладающим на Русском Севере благодаря тому, что гнезда не срослись в крупные села, а сохранились до наших дней (Витов 1955: 40). До XVII–XVIII вв. северная деревня представляла собой однодворный поселок, в котором обитала одна патронимическая группа (Бломквист 1956: 34). Исходной формой образования гнезда было “печище” – “локализованное поселение группы родственников”, от которого через какое-то время отделялось новое поселение (на Пинеге называемое “окол”), тем самым формировалось гнездо (Романов 1928: 38). Внутри гнезда могло образоваться двадцать и более околов. Поскольку собирательное имя поселения было чаще всего неславянского происхождения, вероятно, русские селились на месте родовых становищ прежних жителей края, а околы называли своими именами (Мильчик 1971: 18). Это является подтверждением существования славянской традиции – патронимии, согласно которой в ряде сел имеются группы семей, ведущих происхождение от общего предка, а их усадьбы и дома сконцентрированы в одном месте. Эти родственные группы характеризуются совместным пользованием земельными угодьями, коллективизмом в сельскохозяйственных работах и постройке жилища (Пермиловская 2010: 68). Гнездовому типу свойственны “структурность, внутренняя организованность, подчиненность центру, что привело к созданию известных архитектурно-природных ансамблей” (Там же: 476–477).

Number of purchasers: 0, views: 1075

Readers community rating: votes 0

1. AKM 1 – Ermolov A. Narodnaya sel'skokhozyajstvennaya mudrost' v poslovitsakh, pogovorkakh i primetakh. Ch. IV, Narodnoe pogodovedenie. SPb.: Tipografiya A.S. Suvorina, 1905 // Arkhangel'skij kraevedcheskij muzej. KP–24.674.

2. AKM 2 – Svidetel'stvo na pravo raschistki P.F. Gryaznogo, 1887 g. // Arkhangel'skij kraevedcheskij muzej. OF–19032.

3. AKM 3 – Atlas Arkhangel'skoj eparkhii, 1888 (pechat' 1890) // Arkhangel'skij kraevedcheskij muzej. KP–45130.

4. Arkhiv NPTs 1 – Arkhiv nauchno-proizvodstvennogo tsentra po okhrane pamyatnikov istorii i kul'tury Arkhangel'skoj oblasti. Pasport na pamyatnik arkhitektury: ambar, d. Ryakhkovskaya (s. Verkhnij Mud'yug), Onezhskij rajon, XIX v. Nauchnaya informatsiya S. Nikol'skogo (1985). Op. 5. D. 1813.

5. Arkhiv NPTs 2 – Arkhiv nauchno-proizvodstvennogo tsentra po okhrane pamyatnikov istorii i kul'tury Arkhangel'skoj oblasti. Pasport na pamyatnik arkhitektury: magazeya, d. Verkhov'e (s. Purnema), Onezhskij rajon, XIX v. Nauchnaya informatsiya P.N. Sharmina (1991). Op. 5. D. 1817. L. 1–2.

6. GAAO 1 – Gosudarstvennyj arkhiv Arkhangel'skoj oblasti. Opisanie pochtovogo trakta ot Kemskogo uezda do g. Onegi, sostavlennoe kholmogorskim uezdnym zemlemerom Aleksandrom Krendovskim na 68 listakh, XIX v. F. 114. Op. 2. D. 23.

7. GAAO 2 – Gosudarstvennyj arkhiv Arkhangel'skoj oblasti. Opis' imuschestv i ugodij tserkvej Vorzogorskogo prikhoda, 1833 g. F. 462. Op. 1. D. 27.

8. GAAO 3 – Gosudarstvennyj arkhiv Arkhangel'skoj oblasti. Spisok naselennykh mest 1-go blagochiniya Onezhskogo uezda Vorzogoskogo prikhoda, 1898. F. 462. Op. 1. D. 35.

9. KIO 1896 – Kratkoe istoricheskoe opisanie prikhodov i tserkvej Arkhangel'skoj eparkhii. Vyp. 3, Uezdy Onezhskij, Kemskij i Kol'skij. Arkhangel'sk, 1896.

10. Metodicheskie rekomendatsii 2017 – Metodicheskie rekomendatsii po otneseniyu istoriko-kul'turnykh territorij k ob'ektam kul'turnogo naslediya v vide dostoprimechatel'noe mesto ot 28.02.2017 // Ministerstvo kul'tury RF. https://www.mkrf.ru/upload/iblock/f60/f603d6f363daaba2322b72b352b6b44b.pdf

11. Ukaz Prezidenta 2014 – Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii. O sukhoputnykh territoriyakh Arkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii. 02.05.2014. № 296 // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102349446

12. PMA 2018 – Polevye materialy avtorovEhkspeditsiya v s. Vorzogory, Onezhskij r-n Arkhangel'skoj obl., iyun'–iyul' 2018 g. (informanty: A.P. Slepinin, 1933 g.r.; V.V. Zakharova, 1939 (?) g.r.; N.P. Rogacheva, 1929 g.r.; M.A. Gostev, 1958 g.r.; N.A. Gunin, 1968 g.r.; N.V. Dolmatova, 1950 g.r.; A.N. Dolmatov, 1947 g.r.; G.A. Gunina, 1934 g.r.)

13. PMA 2019 – Polevye materialy avtorov. Ehkspeditsiya v s. Maloshujka, Onezhskij r-n Arkhangel'skoj obl., iyul' 2019 g. (informanty: G.M. Moshnikova, 1962 g.r.; A.N. Kuznetsov, 1952 g.r.; B.P. Aurova, 1937 g.r.; A.P. Efimov, 1960 g.r.; R.I. Bayova, 1936 g.r.; L.A. Kabrina, 1960 g.r.; V.A. Kuz'min, 1951 g.r.; V.I. Averkiev, 1952 g.r.; A.N. Ivanov, 1958 g.r.; V.N. Varzugina, 1940 g.r.; V.A. Bayov, 1959 g.r.)

14. Russko-komi slovar' 2003 – Beznosikova L. M., Zaboeva N.K., Kosnyreva R.I. Russko-komi slovar': bolee 52 000 slov / Pod red. L.M. Beznosikovoj. Syktyvkar: Komi knizhnoe izdatel'stvo, 2003.

15. REhM 1 – Rossijskij ehtnograficheskij muzej. 2637–85 F. Neg. 13kh18. Pryakha za pryazhej shersti v izbe v povojnike, bumazhnom sarafane i chulkakh. Arkhangel'skaya guberniya, Onezhskij uezd, s. Vorzogory, Velikorossy.

16. REhM 2 – Rossijskij ehtnograficheskij muzej. 2637–86 F. Neg. 13kh18. Baba sidit na skam'e za vyazan'em i nogoj kachaet zybku, zadernutuyu pologom Arkhangel'skaya guberniya, Onezhskij uezd, s. Vorzogory, Velikorossy.

17. Bernshtam T.A. Russkaya narodnaya kul'tura Pomor'ya v XIX – nachale XX veka. L.: Nauka, 1983.

18. Bernshtam T.A. Narodnaya kul'tura Pomor'ya. M.: OGI, 2009.

19. Blomkvist E.Eh. Krest'yanskie postrojki russkikh, ukraintsev i belorusov (poseleniya, zhilischa i khozyajstvennye stroeniya) // Vostochnoslavyanskij ehtnograficheskij sbornik: ocherki narodnoj material'noj kul'tury russkikh, ukraintsev i belorusov v XIX – nachale XX v. / Otv. red. S.A. Tokarev. M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1956.

20. Vitov V.M. Gnezdovoj tip rasseleniya na russkom severe i ego proiskhozhdenie // Sovetskaya ehtnografiya. 1955. № 2. S. 27–40.

21. Zhigal'tsova T.V. Selo Vorzogory – istoricheskoe poselenie Onezhskogo Pomor'ya, Arkticheskoj zony RF // Chelovek i kul'tura. 2018. № 5. S. 21–31. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2018.5.27570

22. Zabello S., Ivanov V., Maksimov P. Russkoe derevyannoe zodchestvo. M.: Gosudarstvennoe arkhitekturnoe izd-vo Akademii arkhitektury SSSR, 1942.

23. Ivanitskij N. Sol'vychegodskij krest'yanin, ego obstanovka, zhizn' i deyatel'nost' // Zhivaya starina. 1898. Vyp. 1. S. 3–74.

24. Kalutskov V.N., Ivanova A.A., Davydova Yu.A., Fadeeva L.V., Rodionov E.A. Kul'turnyj landshaft Russkogo Severa: Pinezh'e, Pomor'e. M.: FMBK, 1998.

25. Lipinskaya V.A. Bani i bannye traditsii severnoj i tsentral'noj Rossii // Banya i pech' v russkoj narodnoj traditsii / Otv. red. V.A. Lipinskaya. M.: Intrada, 2004. S. 14–67.

26. Makovetskij I.V. Pamyatniki narodnogo zodchestva Russkogo Severa. M.: Izd-vo AN SSSR, 1955.

27. Maksimov S.V. God na Severe. SPb.: Tipografiya A. Transhelya, 1871.

28. Matonin V.N. “Nashe more – nashe pole”. Sotsiokul'turnoe prostranstvo severnoj derevni: genezis, struktura, semantika. Arkhangel'sk: SAFU, 2013.

29. Mil'chik M.I. Po beregam Pinegi i Mezeni. L.: Iskusstvo, 1971.

30. Opolovnikov A.V. Russkoe derevyannoe zodchestvo. Grazhdanskoe zodchestvo: severnaya derevnya, dvor-kompleks, priusadebnye postrojki i mosty, promyslovye postrojki, arkhitekturnye detali i fragmenty. M.: Iskusstvo, 1983.

31. Permilovskaya A.B. Krest'yanskij dom v kul'ture Russkogo Severa. Arkhangel'sk: Pravda Severa, 2005.

32. Permilovskaya A.B. Russkij Sever kak osobaya territoriya naslediya. Arkhangel'sk: Pravda Severa; Ekaterinburg: UrO RAN, 2010.

33. Permilovskaya A.B. Kul'turnoe prostranstvo Russkij Arktiki // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015. № 3. S. 362–365.

34. Romanov K.K. Zhilische v rajone Pinegi // Krest'yanskoe iskusstvo SSSR. Iskusstvo Severa. Vyp. II, Pinezhsko-Mezenskaya ehkspeditsiya. L.: Academia, 1928. S. 7–32.

35. Ushakov Yu.S. Ansambl' v narodnom zodchestve russkogo Severa (prostranstvennaya organizatsiya, kompozitsionnye priemy, vospriyatie). L.: Strojizdat, Leningradskoe otdelenie, 1982.

36. Usov A.A. Traditsionnoe krest'yanskoe zhilische v kul'turnom landshafte Onezhskogo Pomor'ya (na primere s. Vorzogory) // Kul'tura i iskusstvo. 2019. № 5. S. 31–41. https://doi: 10.7256/2454-0625.2019.5.29339

Система Orphus

Loading...
Up