Popular culture and state paternalism: on the impact of cultural policy on the formation of behavioral stereotypes and values

 
PIIS020736760012972-8-1
DOI10.31857/S020736760012972-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Institute of Economics RAS
Moscow State Technological University (MSTU) STANKIN
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 12
Pages56-73
AbstractThe article raises the question of the need for scientific research of various aspects of current mass culture in the Russian Federation, its specific features and devel-opment stages in the Soviet era are discussed, as well as the views of some contem-porary authors in this area.
Keywordspopular culture, mass culture, cultural policy, state paternalism, social and political stereotypes, urbanization, soviet visual arts, “social realism” style, government or-der
Received21.12.2020
Publication date23.12.2020
Number of characters47955
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Если значение термина «патернализм» устоялось и понимается более-менее единообразно, то содержание понятия «культура» в гуманитарных исследованиях вариативно, причем эта вариативность сохраняется и при попытках сузить и уточнить предмет научного интереса (например, «молодежная культура», «производственная культура», «массовая культура»). Поскольку последняя как раз является предметом нашего рассмотрения, то сразу отметим, что в спектре значений данного выражения присутствует и «культура масс», и «культура для масс», и «современная городская культура», и «культура повседневности», и «глобальная культура индустриального общества».
2 Разнятся и представления о процессах формирования массовой культуры – от полной стихийности до планомерного насаждения. При этом первый вариант обычно связывается с высвобождением рыночных тенденций в экономике страны и с развитием представительной демократии, а второй – с той или иной степенью политического авторитаризма и с сильным влиянием государственных структур на экономические процессы.
3 В то же время, если рассматривать, скажем, рекламную отрасль как часть массовой культуры (будь то коммерческая реклама товаров или политическая реклама программ и кандидатов на выборах), то было бы неправомерно отказывать ей в целенаправленном воздействии на формирование массовых предпочтений. И это справедливо для стран с разной степенью государственного участия в экономике.
4 Что касается «патернализма», отметим, что в последнее десятилетие стало весьма распространенным утверждение о том, что патернализм и традиционализм являются характерной чертой массового сознания жителей России1. 1. Темницкий А.Л. Социальные и культурные "скрепы" патерналистской цивилизации в России // Российское общество в современных цивилизационных процессах // СПб.: Интерсоцис. 2010. С. 461-467; >>>> , >>>> Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. C. 90-103; >>>> >>>> Квазимодернизация в современной России как противостояние ценностей модернизма и традиционализма // Журнал «Манускрипт» Т.12, №  >>>> . 2019. Тамбов, Изд. ООО Грамота. С. 93-98. ISSN: 2618-9690.
5 Немало публикаций в СМИ, посвященных реформам в различных областях экономики, указывают в качестве основного препятствия для модернизации «пережитки социализма» и в т.ч. патернализм в отношениях индивидуума с работодателем и с государством, традиционализм в сфере образования, в семейных отношениях и в эстетических предпочтениях2. 2. Никовская Л.И. Гражданский синдром // Независимая газета. 02.12.2014
6 Патернализм и традиционализм нередко рассматривается как причина неуспешности отдельных проектов. Одним из авторов был даже введен в употребление термин «патерналистский синдром»3. 3. Разинский Г.В. Синдром патернализма в сфере трудовых отношений // Вестник ПНИПУ.Социально-экономические науки.2012. №13 (37). С. 20-23.
7 Вместе с тем, фундаментальные исследования культуры, соответствующей современному российскому массовому сознанию, практически отсутствуют. Как представляется, одна из причин их отсутствия – в том, что в данной области российская ситуация некоторым образом уникальна: на протяжении ХХ века сброс государственной идеологии произошел в нашей стране дважды. В связи с этим прежде всего требует определенности вопрос о соотношении «досоветской» и «советской» культуры: является ли вторая органичным продолжением первой и каковы, в таком случае, ее стержневые свойства; либо, если считать их явлениями абсолютно чуждыми друг другу и разнонаправленными, то проявления какого именно патернализма и традиционализма − «советского» или «досоветского» мы наблюдаем сегодня? Как известно, единого мнения по данному вопросу у отечественных ученых за прошедшие 30 лет не сложилось.

Number of purchasers: 0, views: 126

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up